Ассортимент образовательных услуг как объекта маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 285.35 Кб (Скачать)

непосредственного  денежного  измерения.  Ценовой  механизм   часто   не   в

состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг. Если в материальной сфере их сравнительно легко измерить количественно (в штуках или килограммах,  например)  на  единицу продукции,  то  применительно   к образовательным услугам это трудно осуществимо.   Полезный  результат такой услуги  может проявиться  лишь  спустя   продолжительное   время,   и   его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей.

    3.   Еще   один   отличительный   признак   образовательных   услуг   -

многозначность  целей, поставленных перед  производителями  этих  услуг.  Как правило, деятельность образовательного  учреждения  не  направлена  явно  на достижение  прибыли.  Напомним,  что   под   образованием   в   Законе   “Об образовании” понимается “...целенаправленный процесс воспитания  и обучения в интересах человека,  общества,  государства  …».  Но,  с  другой  стороны, вышеупомянутые   интересы   связаны   с   ростом   благосостояния,   который предполагает получение прибыли,  необходимой  для  обеспечения  расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль не  является  изначально  запретным ориентиром для учреждения образования, но, конечно, и не сводится  только  к нему.

    4. Особенность образовательных услуг   проявляется  и  в  том,  что  они

оказываются, как  правило,  в  комплексе  с  созданием  духовных  ценностей,

преобразованием и развитием личности обучающегося. Эти услуги  обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся,  удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии,  вносят  вклад в создание условий для их самоопределения и самореализации, участвуют  в  формировании,

сохранении  и  развитии  разнообразных  способностей  человека  к  труду,  в

специализации, профессионализации и росте его  квалификации.  Таким  образом,

можно  сказать,  что  образовательные  услуги  непосредственно  участвуют  в формировании человеческого капитала.

    5. А. Панкрухин главной особенностью  оказания  образовательных услуг

называет  сотворчество преподавателя и слушателя. В  сфере  образования,  где  преобразуется личность клиента, он, не  являясь  профессионалом,  претендует на самую активную роль в процессе производства  и  оказания  образовательных услуг. Важно также и то,  что  оказание  услуг  образования,  предполагающее ярко выраженную открытость  этой  сферы  для  информационного,  кадрового  и другого   обмена,   задает   приоритет   сотрудничества    и    ограничивает эффективность конкуренции производителей образовательных услуг .

6. И в заключение упомянем,  что  образовательные  услуги  как  никакой

другой  вид деятельности находится под  пристальным общественным  вниманием  и внерыночным  давлением.  Это  положение  наиболее  отчетливо  проявляется  в рамках политических компаний, в  которых  вопрос  общественного  образования обычно рассматривается  как элемент  обеспечения  национальной  безопасности, перспективы выживания и развития нации. Кроме того, отметим еще ряд специфических особенностей  образовательных услуг, отличающих их от других видов услуг:

  • сезонность;
  • высокая стоимость (образовательные услуги обладают высокой потребительной     стоимостью,    т.к.    наращивают   потенциал
  • личности, специалиста,  а   на   развитых   рынках   это    выражается   в

признании высокой стоимости, правомерности высоких цен на них);

  • -относительная длительность  оказания (так,  например,  в

нашей стране    получение   первого   высшего  профессионального

образования по различным  специальностям может занимать от 4 до 6 лет);

  • отсроченность выявления результативности;
  • зависимость результатов от условий будущей работы и жизни

обучившегося;

  • необходимость дальнейшего сопровождения услуг;
  • зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания  потенциальных обучающихся;
  • невозможность перепродажи;
  • необходимость лицензирования (п. 6 ст. 33 Закона  РФ «Об  образовании»
  • гласит: «Право на ведение образовательной деятельности …  возникает  у образовательного   учреждения   с   момента   выдачи   ему    лицензии (разрешения)»)
  • конкурсный характер (этот   признак   в   основном    проявляется в большинстве государственных высших учебных заведений);
  • относительно  молодой  возраст  потребителей  образовательных услуг и другие.

 

    Образовательные услуги,  как   и  любой  товар,  реализуются   на  рынке,

который   понимается   как   совокупность   существующих   и   потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом  случае, представляет   собой    рынок,   на   котором   взаимодействуют   спрос   на образовательные услуги  со   стороны   основных   хозяйствующих   субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций,  государства) и  их   предложение   различными   образовательными   учреждениями.   Помимо производителей  и потребителей образовательных  услуг  в  состав  участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие  круги  посредников,  включая

службы  занятости,  биржи  труда,  органы  регистрации,   лицензирования   и

аккредитации  образовательных учреждений, образовательные  фонды,  ассоциации образовательных     учреждений     и     предприятий,     специализированные образовательные центры и др.  Все эти субъекты  содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование,   консультирование,   участие   в   организации   сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.

    Кроме  того,  отличительная   особенность  рынка  образовательных   услуг

заключается в значительной роли государства  и  его  органов  управления.  В

частности к их специфическим функциям в  сфере образования относятся:

  • создание,  поддержка  и  укрепление  благоприятного  общественного

мнения, позитивного  имиджа образовательных институтов;

  • гарантирование гуманистичности образования,  единства  федерального культурного и образовательного  пространства,  общедоступности  и адаптивности  образования,  его  светского  характера,  свободы   и плюрализма, демократизма управления и автономности  образовательных учреждений;
  • финансирование   образования   и   предоставление   гарантий   для

долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;

  • применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка в целях развития приоритетных специальностей,  форм  и методов подготовки специалистов, образования в целом;
  • лицензирование и аттестация образовательных учреждений  и  программ по ассортименту и качеству услуг;
  • информационное обеспечение образовательных учреждений и др.

 

 

 

Ассортимент  образовательных  услуг.

 

 

    По  причине  отсутствия  в   литературных   источниках   общепризнанной

классификации образовательных услуг, попытаюсь выделить  их  основные  виды, воспользовавшись   Законом   Российской   Федерации   «Об   образовании»   и комментариями к нему.

    Вышеупомянутый Закон в качестве  одной из компонент системы   образования называет  образовательную  программу,  которая,  как уже было  сказано   в предыдущем  параграфе,  по  мнению   некоторых   исследователей,    является комплексом образовательных услуг,  которые в виде  специфического  товара предлагаются на рынке.

    Все образовательные программы подразделяются на  общеобразовательные  и профессиональные,  каждая  из  которых,  кроме  основной,  может   иметь   и дополнительную программу.

  • общеобразовательные   программы   направлены   на   решение   задач

формирования общей  культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание  основы  для осознанного выбора  и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

  • профессиональные   программы   направлены   на    решение    задач

последовательного повышения  профессионального и общеобразовательного  уровней,  подготовку  специалистов  соответствующей  квалификации  и   реализуются   в   образовательных   учреждениях    профессионального   образования, имеющих государственную аккредитацию.

    Изучение  всего   объема    предметов   основной   программы   является

обязательным,  а  дополнительные  программы  создаются, как   правило,   по факультативным дисциплинам и отражают особенности данного образовательного учреждения  или региона.  Кроме того,  у дополнительных   образовательных программ, в отличие от основных, нет стандартов. Их задачей является  «более полное  удовлетворение  разнообразных  образовательных  запросов   общества»].

    К первой группе  относят следующие виды программ:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.

    Важно отметить, что Закон РФ  «Об образовании» указывает на  возможность общеобразовательных  учреждений «по договорам и   совместно  с  предприятиями,  учреждениями,   организациями    проводить    профессиональную    подготовку обучающихся в качестве  дополнительных (в том числе платных)  образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии  (разрешения)  на  указанный  вид деятельности» .

    Вторую группу  образовательных программ составляют:

    • программы начального профессионального образования  –  имеют целью  подготовку  работников  квалифицированного  труда  по основным направлениям общественно-полезной  деятельности  на базе   основного   общего   образования;   наиболее    часто осуществляются      профессиональными      училищами       и профессиональными лицеями;
    • программы    среднего    профессионального    образования

предназначены для подготовки  специалистов  среднего  звена,

удовлетворения  потребностей   личности   в   углублении   и

расширении    образования;    осуществляется    техникумами,

колледжами, техникумами-предприятиями;

    • программы высшего профессионального образования,  освоение которых необходимо для выполнения  высококвалифицированного, преимущественно умственного труда в различных сферах. Данные программы   реализуются   в   высших   учебных   заведениях: университетах, академиях и институтах;
    • программы  послевузовского  профессионального   образования

предоставляют  возможность  повышения  уровня   образования,

научной, педагогической квалификации после  окончания вуза  в

аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре.

    Образовательные  программы   могут   предоставляться   образовательными  учреждениями в следующих формах:

    • очной,
    • очно-заочной (вечерней),
    • заочной.

    Допускается также сочетание  различных форм получения образования. Стоит отметить, что  получение  ряда  профессий  и  специальностей  в  вечерней  и заочной формах не разрешается (например, стоматология, актерское  искусство, ветеринария, пожарная безопасность).

    Помимо классификации,  данной  в  Законе  РФ  «Об  образовании»,  можно выделить следующие виды образовательных услуг.

    По длительности предоставления:

    • долгосрочные (обучение в общеобразовательной школе, вузе и т.п.);
    • среднесрочные (повышение  квалификации,  переподготовка  кадров     т.п.);
    • oкраткосрочные  (например,  отдельные курсы,  лекции,   тренинги,  инструктажи).

    По используемым методам обучения:

    • традиционные,
    • программы проблемного обучения,
    • программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п.

    По способу оплаты услуг:

    • платными;
    • условно бесплатными.

    В этой связи важно отметить, что согласно Закону  РФ  «Об   образовании»

образовательные учреждения по  своим  организационно-правовым  формам  могут быть:

  • государственными,
  • муниципальными,
  • негосударственными:   частными,   учреждениями   общественных   и

          религиозных организаций (объединений).

    В зависимости от того, к какому  из  вышеперечисленных  типов   относится

образовательное учреждение, по-разному регулируется сфера предоставления  им платных  образовательных услуг. Так в  ст.  45  сказано:  «Государственное  и муниципальное  образовательное  учреждения  вправе   оказывать   …   платные дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими  образовательными программами и государственными образовательными стандартами».  Виды  платных образовательных услуг учреждение определяет самостоятельно,  фиксируя  их  в своем уставе.  Интересно, что согласно законодательству доход от  указанной

Информация о работе Ассортимент образовательных услуг как объекта маркетинга