Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:29, контрольная работа
Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос.
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Институт непрерывного педагогического образования.
Контрольная работа по маркетингу.
Ассортимент образовательных услуг
как объекта маркетинга.
Малая Вишера 2012.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что
образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством,
превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За
достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок
образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос.
Вместе с тем, если инструменты маркетинга уже достаточно продолжительное время применяются в бизнесе, экономике, рекламе, то образование и коммерция еще недавно воспринимались общественным мнением как антагонистические понятия. Поэтому в сфере образования маркетинговые и рыночные инструменты управления используются в недостаточной степени. Однако проблема актуальности применения маркетинга в области образования вызывает огромный интерес. Реальная жизненная практика, опыт деятельности процветающих образовательных учреждений наглядно демонстрируют, что надежным залогом успешной деятельности образовательного учреждения в условиях рынка является
использование маркетингового подхода в управлении своей деятельностью, в частности сбытом и продвижением услуг.
Учитывая
актуальность данной проблемы,
в своей работе я
попыталась рассмотреть
Понятие об образовательной услуге.
Прежде чем дать определение термину «образовательная услуга» кратко
обозначим сущности понятий «услуга» и «образование».
Ф.Котлер предлагает следующее определение: «Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ. Эти характеристики следующие:
услышать или понюхать до момента приобретения.
ее осуществление возможно только в присутствии производителя.
В Законе Российской Федерации
«Об образовании» дается
В то же время образование как отрасль представляет собой «совокупность
учреждений,
организаций и предприятий,
осуществляющих преимущественно
Основным видом деятельности учреждений образования является
создание образовательных услуг. Что скрывается за термином
"образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг?
Анализ отечественной литературы и периодики показал, что среди
исследователей, изучающих данную проблему, единое мнение по поводу того, что же считать образовательной услугой, отсутствует. В связи с этим постараюсь выделить лишь основные подходы.
Наиболее распространенный из них под образовательными услугами
понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые
используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства» .
Согласно другому подходу
трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от
совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных факторов. Поэтому в рамках этого подхода следует отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей. Таким образом, «именно образовательные услуги (т.е. совокупность труда преподавателей), а не знания, умения, навыки, как это часто утверждается в литературе, могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения» .
Еще более конкретизирует
которая, ссылаясь на определение товара в теории маркетинга (все, что
может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью приобретения, потребления, использования или привлечения внимания ), продуктом любого образовательного учреждения называет образовательную программу, которая разрабатывается вузом для того, чтобы удовлетворить потребность в образовании, профессиональной подготовке, обучении или переподготовке, – т.е. достижении определенного социального эффекта (изменение образовательного или профессионального уровня). Автор объясняет свое мнение
следующим образом: «Вуз, не имеющий специалистов по информационным технологиям и оборудованных компьютерных классов, не может предлагать образовательные программы по этому направлению. Однако, даже располагая указанными ресурсами, вуз не предлагает своим клиентам разрозненные лекции или практические занятия, а выходит на рынок с образовательной программой по данной специальности, включающей определенное содержание, организацию учебного процесса, систему управления этим процессом и систему его методического, материального и кадрового обеспечения».
Таким образом, можно
комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.
Интересна и актуальна
«экономическая категория "образовательные услуги", которая включает в себя условие, желание, основу и ответственность за их производство и потребление экономическими субъектами (домохозяйствами, фирмой, государством) подменяется более узким понятием "платные образовательные услуги"».
Это положение он объясняет спецификой современных российских условий:
отсутствие сформированных полноценных субъектов инвестирования в человеческий капитал, механизмов реализации экономической ответственности за его формирование и накопление, сокращение бюджетных расходов на образование без пересмотра социальных обязательств государства, отсутствие полноценного финансового рынка и механизмов кредитования и т.д.
Рассмотрим специфику
традиционных (перечисленных ранее) характеристиках услуг и в чертах,
присущих только образовательным услугам.
Сначала рассмотрим, каким образом особенности услуг как таковых
проявляются в образовании. Поскольку услуги не материальны и не осязаемы, маркетинг рекомендует продавцам формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: образовательные стандарты учебные планы и программы, информация о методах, формах и условиях обучения, сертификаты, лицензии, дипломы.
Свойство неотделимости от
Непостоянство качества в отношении образовательных услуг помимо
неотделимости от исполнителя и невозможности установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину – «изменчивость «исходного материала»» .
Свойство несохраняемости образовательных услуг проявляет себя двояко. С одной стороны, «невозможно заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании повышения спроса» , т.е. образовательные услуги (как и всякие другие нематериальные блага) не могут накапливаться ни у продавца (преподавателя), ни у потребителя (обучающегося), не могут им и перепродаваться. Вместе с тем, эта черта образовательных услуг выглядит «смягченной», поскольку некоторая учебная информация может быть частично подготовлена и зафиксирована на материальных носителях (например, книгах, кассетах). Другой стороной несохраняемости образовательных услуг является естественное для человека забывание полученной информации, а также устаревание знаний, к которому приводят научно-технический и социальный прогрессы.
Теперь проанализируем отличительные черты образовательных услуг,
присущие только им.
1. Специфика образовательных
многих исследователей, они относятся к категории "общественных благ
(товаров)". Напомним, что общественными благами называются товары, работы и услуги, призванные удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок. Предоставление общественных благ, а, следовательно, оплату иответственность за их производство берет на себя государство. Но все же большинство специалистов относят данные услуги к категории "квазиобщественное благо". Например, С. Фишер подчеркивает, что забота государства о потреблении насущных благ не исключает сотрудничества со сферой бизнеса . Дж. Стиглиц относит часть образовательных услуг (начальное, среднее образование) к общественным, а другую часть (высшее, послевузовское, профессиональное) к квазиобщественным благам .
Другими словами, структура
продукции современной
системы неоднородна и включает, по крайней мере, две неравные по объему части:
1) общественный товар,
2) необщественный, индивидуально ориентированный товар/услуги,
существование которого предусмотрено ст. 45-47 Закона РФ “Об образовании”.
2. Своеобразной чертой услуг образования является невозможность их
Информация о работе Ассортимент образовательных услуг как объекта маркетинга