Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:39, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение антикризисной стратегии на примере конкретного предприятия, а именно ООО ЦИТ «Телеком Софт».
Задачи, которые я ставила перед собой:
1) рассмотреть теоретический аспект разработки и реализации антикризисной стратегии;
2) исследовать применение антикризисных мер на примере конкретного предприятия.
Актуальность данной темы в современных условиях очевидна. Наша страна находится в посткризисном положении. Для предприятий в данный момент очень важно до конца избавиться от кризисных проявлений.
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Антикризисная стратегия: понятие, разработка и принципы реализации..........................................................................................................4-15
1.1 Понятие антикризисной стратегии…………………………………...........4-5
1.2 Разработка антикризисной стратегии и принципы ее реализации……..5-15
Глава 2. Разработка и реализация антикризисной стратегии на примере предприятия…………………………………………………………………..16-24
2.1 История предприятия, анализ причин кризиса, корректировка его миссии и целей………………………………………………………………………...16-18
2.2 Меры, принятые в организации для преодоления кризиса; анализ возможных стратегий, их выбор и реализация…………………………….18-24
Заключение…………………………………………………………………….....25
Список литературы…………………………………………………………..26-27
Кафедра ____Менеджмента и маркетинга____________________
Специальность ___Гостиничный и туристический бизнес ___
Курсовая работа
По дисциплине: | Стратегический менеджмент |
Тема: | Антикризисная стратегия |
| (тема работы) |
Выполнил студент: | IV курс Группа УД 31/3-08 Носова Наталья Вячеславовна |
| (курс, группа, фамилия, имя, отчество) |
Руководитель работы: Профессор Королев В.И.
(ученая степень, звание, фамилия и инициалы)
Москва 2011г
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.1 Понятие антикризисной стратегии…………………………………........
1.2 Разработка антикризисной стратегии и принципы ее реализации……..5-15
Глава 2. Разработка и реализация антикризисной стратегии на примере предприятия…………………………………………………
2.1 История предприятия, анализ причин кризиса, корректировка его миссии и целей…………………………………………………………………
2.2 Меры, принятые в организации для преодоления кризиса; анализ возможных стратегий, их выбор и реализация…………………………….18-24
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Антикризисная стратегия является одной из важнейших стратегий предприятия. Кризисные ситуации происходят на предприятиях довольно часто и вместе с тем исход их непредсказуем. Успех преодоления кризиса на предприятии определяется тем, насколько быстро и качественно будет скорректирована его деятельность.
Важную роль в разработке антикризисной стратегии играет менеджмент предприятия, именно от его своевременных и точных действий зависит возможность преодоления кризиса с наименьшими потерями.
Целью моей работы является рассмотрение антикризисной стратегии на примере конкретного предприятия, а именно ООО ЦИТ «Телеком Софт».
Задачи, которые я ставила перед собой:
1) рассмотреть теоретический аспект разработки и реализации антикризисной стратегии;
2) исследовать применение антикризисных мер на примере конкретного предприятия.
Актуальность данной темы в современных условиях очевидна. Наша страна находится в посткризисном положении. Для предприятий в данный момент очень важно до конца избавиться от кризисных проявлений.
Глава 1. Антикризисная стратегия: понятие, разработка и принципы реализации.
1.1 Понятие антикризисной стратегии
Антикризисная стратегия - это стратегия, направленная на оптимизацию поведения бизнеса в условиях спада в отрасли, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности и угрозы банкротства.[1]
Еще одно определение, которое можно дать антикризисной стратегии - это система мер по реформированию компании (предприятия).
Интересно, что антикризисная стратегия может разрабатываться на любом этапе развития предприятия.
Она включает комплекс мер в области планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений с группами поддержки, а также юридических и других мероприятий с целью обезопасить фирму от угрозы банкротства или существенного спада и создать условия для поворота к оздоровлению компании (предприятия).[2]
Когда предприятие разрабатывает антикризисную стратегию, оно особое внимание уделяет проблемам выхода из кризиса, непосредственно связанным с устранением причин способствующих его возникновению. Анализируется внешняя и внутренняя среда бизнеса, выделяются те компоненты, которые имеют значение для организации, осуществляется сбор и анализ информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия, выясняются причины кризисного состояния.
Стратегия антикризисного управления позволяет установить, каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды, с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достигнуть намеченных целей.[3]
1.2 Разработка антикризисной стратегии и принципы ее реализации.
Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины кризиса предприятия и принять меры.
Основные этапы разработки стратегии:
Этап 1: Анализ причин кризиса и первоочередные действия.
Причины, в силу которых предприятие попадает в кризис, можно разделить на две группы:
внешние, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени (Приложение 1);
внутренние, которые возникли в результате деятельности самого предприятия (Приложение 2);
Анализ внешней и внутренней среды бизнеса, позволяет выделить те компоненты, которые имеют значение для организации, осуществляется сбор и отслеживание информации по каждому компоненту, и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния.
Анализ макросреды (внешние факторы), можно условно разделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение.
Анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители. [4]
Получив достаточно обширную информацию о внешней среде, можно синтезировать ее с помощью метода создания сценариев — реалистического описания того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем. Обычно создается несколько сценариев, на которых затем опробуется та или иная антикризисная стратегия предприятия. Сценарии дают возможность определить наиболее важные факторы внешней среды, которые необходимо учитывать предприятию; некоторые из них будут находиться под прямым контролем предприятия (оно сможет либо избежать опасности, либо воспользоваться появившейся возможностью). Однако будут существовать и факторы, неподвластные контролю со стороны предприятия, в этом случае разрабатываемая антикризисная стратегия должна помочь предприятию максимально использовать конкурентные преимущества и в то же время минимизировать возможные потери. [5]
Наряду с анализом внешней среды предприятия важно провести углубленное исследование его реального состояния. На основе результатов этого исследования и видения того, каким предприятие должно стать в будущем, менеджеры могут разработать антикризисную стратегию для проведения необходимых изменений.
Чем слабее положение предприятия, тем более критическому анализу должна подвергнуться его стратегия. Кризисная ситуация на предприятии — это признак слабой стратегии, или ее плохой реализации, или и того и другого. Анализируя стратегию предприятия, менеджеры должны сконцентрировать свое внимание на следующих пяти моментах.
Эффективность текущей стратегии. Нужно попытаться определить:
место предприятия среди конкурентов;
границы конкуренции (размер рынка);
группы потребителей, на которые предприятие ориентируется;
функциональные стратегии в области производства, маркетинга, финансов, кадров.
Сила и слабость, возможности и угрозы предприятия. Самый удобный способ оценки стратегического положения компании — это SWOT-анализ. Сила предприятия — это то, в чем оно преуспело: навыки, опыт работы, ресурсы, достижения. Слабость — это отсутствие чего-то важного в функционировании компании, того, что ей не удается по сравнению с другими. После выявления сильных и слабых сторон они тщательно изучаются и оцениваются. С точки зрения формирования стратегии сильные стороны предприятия могут быть использованы как основа антикризисной стратегии.[6]
Менеджеры изучают все полученные результаты исследования состояния предприятия на момент кризиса и определяют, на чем надо сосредоточить внимание.
После определения причин кризисной ситуации осуществляются первоочередные действия. Основная цель этих действий - предельно быстро остановить ухудшение ситуации, создать условия для ее улучшения.
Первоочередные действия могут быть такими:
- максимально быстрое снижение неэффективных расходов - экономия материальных затрат;
- принцип одного «зонтика»- управление издержками по всем направлениям;
- снижение, уменьшение количества персонала;
- остановка нерентабельных производств;
- продажа производственных и непроизводственных объектов;
Этап 2. Корректировка миссии и системы целей
Корректировка миссии и системы целей предприятия - это второй этап стратегического антикризисного планирования. Менеджер, координирующий политику предприятия, оказавшегося в кризисной ситуации, должен сконцентрировать всю информацию, полученную во время проведения стратегического анализа, и решить, сможет ли предприятие в рамках своей прежней миссии выйти из кризиса и достигнуть конкурентных преимуществ. Умело сформулированная миссия, доступная для понимания, в которую верят, может быть весомым стимулом для изменений стратегии и может включать:
провозглашение убеждений и ценностей;
продукцию или услуги, которые предприятие будет продавать (или потребности клиентов, которые предприятие будет удовлетворять);
рынки, на которых будет работать предприятие;
способы выхода на рынок;
технологии, которые будет использовать предприятие;
политику роста и финансирования.
Четко сформулированная миссия вдохновляет сотрудников предприятия и побуждает их к действию, дает им возможность проявлять инициативу. Миссия формирует главные предпосылки успеха деятельности предприятия при различных воздействиях на нее внешней и внутренней среды.
Затем наступает процесс корректировки системы целей (желаемых результатов, которые способствуют выходу из экономического кризиса). Менеджер сравнивает желаемые результаты и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых результатов, и вносит изменения в систему целей. Каждое предприятие имеет определенную систему целей, которые возникают как отражение целей различных групп: собственников предприятия; сотрудников предприятия; покупателей; деловых партнеров; общества в целом. [7]Если миссия — это видение того, каким должно быть предприятие в будущем, то система целей (долгосрочные и краткосрочные цели) — это желаемые результаты, соответствующие пониманию цели.
Цели являются исходным пунктом системы стратегического планирования, системы мотивации и системы контроля, используемых на предприятии. Цели — это основа организационных отношений и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
В любой организации имеется несколько уровней целей. Цели более высокого уровня имеют широкий характер и ориентированы на долгосрочную перспективу; они позволяют менеджерам взвешивать влияние сегодняшних решений на долгосрочные показатели. Цели более низкого уровня ориентированы на кратко- и среднесрочную перспективу и являются средством достижения целей высокого уровня. Краткосрочные цели подробно объясняют результаты, которые нужно достичь в ближайшем будущем, определяют скорость развития предприятия и уровень показателей деятельности, который надо достичь в ближайшее время.[8]
Этап 3. Анализ возможных стратегий
В настоящее время для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности все предприятия должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Стратегия антикризисного управления позволяет установить, каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо); с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достичь намеченных целей.