Анализ затрат при принятии краткосрочных управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 21:10, статья

Описание работы

Как отмечает академик Чумаченко Н.Г., в теории классификации затрат на постоянные и переменные существуют два подхода к изучению их поведения: микроэкономический и бухгалтерский.
С точки зрения микроэкономического подхода линия затрат – это кривая, которая строится с учетом влияния очень большого количества факторов. В связи с этим обстоятельством данный подход не получил широкого практического применения, в основном он носит теоретический характер.

Содержание

1. Методы дифференциации затрат.
2. Анализ безубыточности производства.
3. Методы анализа зависимости между доходами от продажи, издержками и прибылью.
4. Факторный анализ безубыточности.

Работа содержит 1 файл

АНАЛИЗ ЗАТРАТ ПРИ ПРИНЯТИИ КРАТКОСРОЧНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

  (2500 - 1600) х 30000 – Х = 0;

  900 х 30000 = 27000000

  Таким образом, исследуемое предприятие  способно выдержать увеличение постоянных затрат до 27000000 руб., что превышает исходную величину на 7000000 руб. или на 35%.

  5.4. Анализ безубыточности может  применяться для выбора наиболее  эффективных технологий производства, причем выходят на одинаковый  для разных технологий расчет объема реализации, обеспечивающий предприятию одинаковую массу прибыли.

  В условиях многопродуктового производства анализ безубыточности усложняется. Это  связано с тем, что помимо решения  вопроса о том, как достичь  желаемого уровня прибыли, руководителям приходится решать и проблему выбора оптимальных (например, с точки зрения или по каким-то другим критериям) видов производимых товаров с учетом большого количества ограничивающих факторов.

  Расчет  безубыточности разных видов продукции  при существующих объемах производства  производят следующим образом:

  q* = (Zпост х d) / средний маржинальный доход на единицу, где:

  d – доля в общем объеме реализации  в натуральном выражении;

  средний маржинальный доход на единицу  = (∑МДi x Ni)/ ∑Ni

  Для формирования рациональной  структуры реализации, обеспечивающей получение большей массы прибыли прежде всего необходимо провести анализ прибыльности разных видов продукции с учетом рыночной ситуации и внутренних возможностей самого предприятия.

  На  величину порога рентабельности влияют три основных фактора:

  1) цена реализации;

  Снижение  цены единицы реализованной продукции  предопределяет необходимость увеличения объема реализации в натуральном  выражении, т.е. повышения точки окупаемости  для покрытия издержек. Рост цен  воздействует на точку окупаемости в обратном направлении: он снижает уровень безубыточности.

  Следует иметь в виду, что изменение  цены реализации влияет не только на ближайший  финансовый результат, но и может  иметь длительные последствия для  конкурентоспособности предприятия.

  2) переменные затраты на единицу  продукции;

  Взаимосвязь изменения суммы переменных затрат на единицу продукции и точки  окупаемости прямая: рост этих затрат приводит к повышению точки окупаемости, и наоборот.

  3) постоянные затраты.

  Уровень постоянных затрат свидетельствует о степени предпринимательского риска. Чем выше постоянные затраты, тем выше порог рентабельности, и тем значительнее  предпринимательский риск. Уменьшение постоянных затрат является способом снижения безубыточности и улучшения финансового положения предприятий. Теперь эту информацию можно систематизировать в таблице 3.   

    Таблица 3.

  Влияние факторов цены, переменных

  и постоянных затрат на критический объем

      Фактор   Изменение фактора   Критический объем
      Цена  реализации Увеличивается

    Снижается

    Снижается

    Поднимается

    Переменные  затраты на ед. продукции Увеличиваются

      Снижаются

    Поднимается

    Снижается

      Совокупная  величина постоянных затрат Увеличивается

      Снижается

    Поднимается

    Снижается

 

 

  Величину  выручки от реализации, при которой  предприятие будет в состоянии покрыть все свои расходы без получения прибыли называют критической точкой. Для ее определения используется следующая формула:

  N = Zперем + Zпост + Р,  т.е.                          (14)

  Выручка = переменные затраты + постоянные затраты + прибыль.

  Как известно, переменные расходы меняются в зависимости от изменения объема производства.

  Благодаря этому обстоятельству можно записать, что:

  Zперем = а х N, где а – коэффициент зависимости.

  Тогда:

  N = a x q + Zпост или

  q = Zпост / (1 - а)

  Если  объем реализации представить как  произведение количества единиц реализованной  продукции в натуральном выражении (q) на цену реализации единицы продукции (р), то формула критического объема примет следующий вид:

  q x p = Zпост / (1 - a) Þ q = Zпост / (1 - a) x p

  Þ q = Z пост / (p – Zперем/ед.)                                           (15)

  Таким образом, эта формула позволяет  нам выйти на проведение факторного анализа критического объема.

  1) влияние изменения величины постоянных  расходов на критический объем может быть определено следующим образом:

  q Zпост = Z пост1  / (1 – а0) х р0 – Zпост0  / (1 – а0) х р0 =∆ Zпост / (1 – а0) х р0;

  где Zпост1 и Zпост0  - постоянные расходы, соответственно предполагаемые и текущие.

  2) влияние изменения величины переменных расходов на критический объем рассчитывается следующим образом:

  q Zперем/ед. = Zпост0 (1: (p0 – Zперем/ед.1) – 1: (р0 – Zперем/ед.0)), где

  Zперем/ед.1,0  – предполагаемые и текущие переменные расходы на единицу продукции.

  3) влияние изменения продажной цены на критический объем определяется по формуле:

  q р = Zпост0 (1: (p1 – Zперем/ед.0) – 1: (р0 – Zперем/ед.0)), где

  р1 и р0 – предполагаемая и действующая величина продажной цены.

  График  точки критического объема в современных  условиях должен использоваться в качестве инструмента для планирования, контроля и организации получения прибыли, исходя из имеющихся возможностей. Анализ критического объема не только позволяет лучше осознать взаимосвязи, существующие между объемом производства и затратами, но также показывает влияние изменения стоимости материалов, объема производства и других факторов на конечный финансовый результат. Кроме того, он дает возможность, исходя из данных об объеме и структуре затрат установить экономически оправданные продажные цены и рациональную структуру реализации, переосмыслить политику и стратегию развития предприятия.      

  Анализ  поведения переменных и постоянных расходов в зависимости от изменения  объемов производства, таким образом  дает возможность на основе использования показателя маржинального дохода грамотно управлять предприятием  в условиях рынка и свободной конкуренции и позволяет руководству добиваться решения сложнейших задач.

Информация о работе Анализ затрат при принятии краткосрочных управленческих решений