Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 21:10, статья
Как отмечает академик Чумаченко Н.Г., в теории классификации затрат на постоянные и переменные существуют два подхода к изучению их поведения: микроэкономический и бухгалтерский.
С точки зрения микроэкономического подхода линия затрат – это кривая, которая строится с учетом влияния очень большого количества факторов. В связи с этим обстоятельством данный подход не получил широкого практического применения, в основном он носит теоретический характер.
1. Методы дифференциации затрат.
2. Анализ безубыточности производства.
3. Методы анализа зависимости между доходами от продажи, издержками и прибылью.
4. Факторный анализ безубыточности.
N – Zперем – Zпост = Р или
(6)
(p´qед.пр.)
– (q ´ zперем.ед.) – Zпост= Р
(7)
Если Р > 0, значит предприятие работает прибыльно. В этих условиях расчет критической точки невозможен.
Если Р < 0 – значит предприятие работает убыточно. В этих условиях расчет критической точки также невозможен.
И только при условии Р = 0 возможен расчет критической точки. Таким образом, точка перехода из одного состояния в другое при Р равном нулю называется критической точкой.
Итак,
в точке безубыточности прибыль
равна нулю, поэтому эта точка
может найдена при условии
равенства выручки и суммы
переменных и постоянных затрат:
400х = 200х + 60000 + 0
200х
= 60000
х = 300, (8)
где х – точка безубыточности, единиц продукции;
400 – цена единицы продукции;
200
– переменные затраты на
60000
– общая сумма постоянных
На базе этого равенства можно также рассчитывать:
1) критический размер постоянных расходов;
2) критическую цену реализации;
3) минимальный уровень маржинального дохода;
4) плановый объем для заданной суммы ожидаемой прибыли;
5) объем продаж, дающий одинаковую прибыль по различным вариантам производства (различным вариантам технологии, цен, структуры затраты и пр.).
Метод
уравнения можно использовать при
анализе влияния структурных
сдвигов. Реализацию нужно рассматривать
как набор относительных долей
продукции в общей сумме
Например,
допустим, что предприятие выпускает
продукцию двух видов и имеет следующие
показатели:
Таблица 1.
Анализ структурных сдвигов
|
Предположим, что произошли изменения в структуре реализации:
Таблица 2.
Анализ структурных сдвигов
|
Сопоставление структуры продукции позволяет сделать следующий вывод: увеличилась доля продукции с высоким маржинальным доходом. До изменения структуры значение маржинального дохода составило: по продукции А – 64000 т.р. или 30,5% в общей выручке, а по продукции В – 20000 т.р. ил 9,5% в общей выручке. После изменения структуры значение маржинального дохода составило: по продукции А – 48000 т.р. или 21,8% в общей выручке, В – 40000 т.р. или 18,2% в общей выручке.
Таким образом, вследствие этого прибыль предприятия увеличилась на 4000 т.р. (с 34000 т.р. до 38000 т.р.).
Находим критическую точку:
(2000 х 2Х + 2500Х) – (1200 х 2Х + 1500Х) – 50000000 = 0;
(4000Х + 2500Х) – (2400Х + 1500Х) – 50000000 = 0;
6500Х – 3900Х = 50000000;
2600Х = 50000000;
Х = 19231 штук – продукция В,
19231 х 2 = 38462 – продукция А. Общий объем – 57693 штук.
Сравнение в предыдущим расчетом говорит о том, что критическая точка снизилась на 2307 штук (60000 - 57693), в т.ч. по продукции А снижение произошло на 11538 штук, а по продукции В наоборот, наблюдается рост на 9231 штук, при этом объем реализации в натуральном выражении остался без изменения.
Итак, осуществляя контроль общего объема продаж также следует проводить анализ структурных сдвигов в составе продукции, т.к. он дает картину отклонений фактической прибыли от запланированной.
Метод маржинального дохода – это разновидность метода уравнения. Суть этого метода вытекает из концепции маржинального дохода, который представляет собой вклад каждой реализованной единицы продукции в покрытие постоянных затрат.
Итак, сколько же единиц продукции должно быть произведено и продано для того, чтобы покрыть все постоянные затраты?
При этом методе точка безубыточности (q) определяется по следующей формуле:
q = постоянные затраты маржинальный доход на ед. прод. (натур. выр.);
q
= q (натур выр.) х цена ед. прод.
(стоим. выр.)
или
q= постоянные затраты / уровень маржинального дохода (стоим. выр.)
Пример:
Имеются следующие данные о работе промышленного предприятия:
1) Объем продаж, шт. – 30000;
2) Цена за единицу, руб. – 2500;
3) Переменные затраты на единицу продукции, руб. – 1600;
4) Постоянные затраты, т.р. – 20000.
Решение:
1) Определяем количество проданных изделий, необходимое для достижения критической точки:
q = 20000000 / (2500 – 1600) = 22222 штук;
2) критический объем реализации составит:
q= 22222 х 2500 = 55555000 рублей;
3) определяем момент в отчетном году, когда будет достигнут порог рентабельности:
12 месяцев х (55555000 / 75000000) = 8,88 месяца.
Таким образом, порог рентабельности будет достигнут в конце сентября.
Таким образом, эта модель представляет график линейной зависимости совокупного дохода и совокупных издержек от изменения объема производства.
Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значениям затрат и выручки.
Определяя критический объем реализации на графике, можно придерживаться и таких подходов, как:
1) маржа с переменных затрат равняется постоянным затратам:
Маржинальный доход = Постоянные затраты (10)
Маржа с переменных затрат является функцией у1 проданных изделий:
у1 = 900q
Постоянные затраты: у2 = 20000000 рублей.
На графике эти прямые соединяются в точке (К) и характеризуют критический объем реализации.
2) результат представляет собой разницу между маржой с переменных затрат и постоянными затратами:
P
= q (pед - Zперем/ед.) - Zпост
Þ
Þ Р = 900q – 20000000
Теперь можно построить кривую, которая представляет собой результат в виде следующей формулы:
y3 = 900q – 20000000
3.
критический объем реализации
равен сумме переменных и
q
х pед = q
х Zперем/ед. + Zпост
Критический объем реализации будет находится в точке К на пересечении кривых y4 и y5.
y4 = 2500 x q
y5 = 1600 x q + 20000000.
Таким образом, основное уравнение, на котором базируется комплекс показателей для принятия управленческих решений имеет вид:
Прибыль = выручка – переменные затраты – постоянные затраты (13)
Применение данного уравнения и наших исходных данных являются базой для расчета основных показателей, необходимых менеджеру для принятия им управленческих решений в маржинальной бухгалтерии:
5.1. определяется минимальная цена реализации, ниже которой нельзя опускаться:
(Х - 1600) х 30000 – 20000000 = 0
30000Х – 48000000 – 20000000 = 0
30000Х = 68000000
Х = 2267 руб. или так:
(20000000 / 30000) + 1600 = 667 + 1600 = 2267 руб.
Исходная цена была равна 2500, ее можно снизить до 2267, т.е на 233 рубля или на 9,32%.
Для проведения анализа выгодности того или иного варианта цены, необходимо придерживаться следующей последовательности расчетов:
1) определить прибыль при каждом варианте цены;
2) найти точку безубыточности для каждой цены реализации;
3) исчислить объем реализации, необходимый для достижения плановой прибыли при каждой из цен;
4) выбрать наиболее выгодный вариант цены.
5.2.
определяется величина
(2500 - Х) х 30000 – 20000000 = 0;
75000000 – 30000Х – 20000000 = 0;
55000000 = 30000Х
Х = 1833 руб.
Первоначально переменные затраты составляли 1600 руб., их можно увеличить до 1833, т.е. на те же 233 рубля или на 14,56%.
5.3.
определяется максимальная
Информация о работе Анализ затрат при принятии краткосрочных управленческих решений