Анализ востребованности менеджера на рынке труда в столице и областном центре

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время профессия менеджера является одной из самых востребованных на рынке труда. Понятие «менеджмент» возникло в российской теории и практике управления относительно недавно – с начала 90-х годов прошлого века. Его появление обычно связывают с переходом России к рыночной экономике. До этого момента на протяжении многих лет функционирования командно-административной системы имела место недооценка теории и практики управления

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения рынка труда………………………..5
1.1 Что такое рынок труда………………………………………………………5
1.2. Анализ понятий «мегаполис», «областной центр»………………………11
Глава 2 Анализ востребованности менеджера на рынке труда в столице и областном центре……………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованных документов и литературы………………………….44
Приложения……………………………………………………………..............

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 76.67 Кб (Скачать)

— главный город, административно-политический центр государства. С. обычно является местопребыванием центральных (общенациональных) правительственных, парламентских  и судебных учреждений. Как правило, столица выделяется в самостоятельную административную единицу с особым режимом управления. В большинстве федеративных государств столица находится на территории специального федерального округа, не входящего в состав ни одного из субъектов федерации и, как правило, не являющегося самостоятельным субъектом федерации. В большинстве стран местопребывание С. указано непосредственно в тексте конституции. В соответствии с п. 2 ст. 70 Конституции РФ 1993 г столицей РФ является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом. При этом, однако, Москва является самостоятельным субъектом Российской Федерации.[22]

Юридический словарь

— официальный административный центр государства. Предусматривается  в конституции государства, но наряду с этим зачастую принимается специальный  закон о столице (например, в Российской Федерации - Закон "О статусе столицы  Российской Федерации" от 15 апреля 1993 г.). (С. А.)[23]

— главный город государства, административно-политический центр  страны. Обычно является местопребыванием центральных (общенациональных) правительственных, парламентских и судебных учреждений. Как правило, С. выделяется в самостоятельную  административную единицу с особым режимом управления; в большинстве  федеративных государств С. находится  на территории специального федерального округа, не входящего в состав ни одного из субъектов федерации. В большинстве стран местопребывание С. указано непосредственно в тексте конституции. Так, п. 2 ст. 70 Конституции РФ гласит: "Столицей РФ является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом".[26]

Ни в одном источнике  нами не было найдено определение  «Областного центра», на основании  изученного материала,  нами было составлено следующее определение «областного  центра».

Областной центр – это  главный город  области, ее административный центр.

Исторически сложилось так, что большинство рабочих мест сосредотачивается в столице. Этот факт приводит к такому явлению, как внутренняя миграция. Молодежь в поисках лучшей жизни уезжает на заработки в столицу. А правильно ли они делают, что бросают родной дом здесь и едут добиваться «призрачного места под солнцем» там? Мы сравним уровни дохода среднестатистического работника в столице и областного города в профессии менеджер.

Сравнение проведем по следующим  показателям: численность населения,  уровень дохода менеджера, потребительская корзина, расходы на транспорт, расходы на жилплощадь.

Численность населения Москвы по данным переписи 2011 года составила 11 551 930 человек. В областном городе Ярославле на этот год было зарегистрировано 606 900 проживающих.[19]

Одной  из самых распространенных профессий на рынке труда,  как  в столице, так и в областном городе, нами рассматриваемом  Ярославле, является профессия – менеджер по продажам. Среднестатистический менеджер в Ярославле получает 13 – 20 тыс. рублей, ставка того же менеджера в столице будет варьироваться от  30 – 40 тыс. рублей. Прежде чем делать выводы о разнице в заработной плате рассмотрим текущие расходы менеджера на проживания в том и другом городе. Прожиточный минимум, устанавливаемый в том или ином городе, это стоимостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы  продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а так же обязательные сборы и налоги. Так прожиточный минимум по Москве за четвёртый квартал 2009г составил 7400 тыс. рублей, в Ярославле на данный период эта цифра составила 5000 тыс. рублей.[25]

Столичный житель гораздо  больше тратит на транспорт, чем житель областного города, так например  только на транспортные расходы  в метро, житель столицы ежегодно тратит 2,5 % от заработной платы (одна поездка обходится в 28рублей). Расходы на транспорт в областном годе значительно меньше - маршрутное такси по Ярославлю 15 рублей в один конец.

Одной из существенных статей расхода жителей является их жилплощадь. Предположим, что тому и другому приходится снимать квартиру. В таком случае, ярославец за однокомнатную квартиру в центре города будет ежемесячно отдавать порядка 8 – 11 тысяч, москвич за однокомнатную квартиру, располагающуюся на кольце,  будет отдавать 18 – 20 тысяч.

Подводя итоги, мы можем утверждать: разницы в чистой прибыли московского менеджера по продажам и ярославского  практически нет, так расходы на транспорт и на жилье, в конечном итоге, уравнивают данную позицию [Приложение 1]

Анализ рынка  труда

Анализ трудовых ресурсов предприятия  как важнейшая составляющая экономического анализа является элементом механизма  управления предприятием и направлена на повышение эффективности использования  персонала и снижение на этой основе издержек производства, экономию затрат и ресурсов живого труда на единицу  выпускаемой продукции.

Из всех видов ресурсов, используемых предприятием, затраты  труда являются наиболее динамичными, т.е. способными к изменению и  сокращению. Их уменьшение одновременно приводит к снижению и других видов  производственных ресурсов (топлива, электроэнергии, затрат на основные фонды и др.). [16,стр.97] В результате значительно снижается себестоимость производства даже при невысокой доле затрат на оплату труда. Одновременно предприятия, добившиеся сокращения затрат живого труда, могут получить дополнительный доход за счет увеличения объема производства на основе той же технической базы. Таким образом, связь между эффективностью использования труда и общими экономическими результатами деятельности предприятия очевидна, что усиливает роль и значение анализа трудовых ресурсов.                                                      Востребованность на рынке труда той или иной профессии в определенный отрезок времени характеризуется уровнем развитости страны и экономической политики в ней, а также уровнем научно-технического прогресса.[3,стр.55]

По данным исследовательского центра на портале  superjob за январь 2011 года был выстроен рейтинг запросов работодателей.

Рейтинг запросов работодателей 
на поиск персонала с помощью Superjob.ru

% от всех запросов

1

Квалифицированный рабочий

9,8%

2

Менеджер по продажам

5,9%

3

Инженер

5,0%

4

Продавец

3,6%

5

Водитель

2,6%

6

Неквалифицированный рабочий

2,5%

7

Торговый представитель

2,3%

8

Бухгалтер

2,1%

9

Врач

1,8%

10

Программист

1,5%

11

Региональный представитель

1,4%

12

Секретарь

1,2%

13

Менеджер по работе с клиентами

1,0%

14

Медицинский представитель

1,0%

15

Педагог

0,8%

16

Юрист

0,8%

17

Мерчандайзер

0,6%

18

Супервайзер

0,5%

19

Менеджер по закупкам

0,5%

20

Экономист

0,4%


 

Рейтинг учитывает 20 наиболее популярных запросов на поиск персонала на основе количества соответствующих вакансий, размещённых в базе рекрутингового портала Superjob.ru в течение января 2011 года. Данное исследование отражает спрос рынка труда на представителей определённых профессий и специальностей. 
 
Лидирующие позиции в рейтинге запросов работодателей, как и в конце прошлого года, продолжают удерживать квалифицированные рабочие, спрос на которых составил 9,8% от совокупности вакансий. 
 
На второй строке вновь оказались менеджеры по продажам (5,9%), на третьей – инженеры (5,0%). За ними следуют продавцы (3,6%).  
 
Упрочили свои позиции водители (2,6%) и неквалифицированные рабочие (2,5%). 
 
Стабильное положение в рейтинге демонстрируют торговые представители (2,3%), бухгалтеры (2,1%) и врачи(1,8%). 
 
Программисты (1,5%) отвоевали одну позицию у региональных представителей (1,4%). И это единственное перемещение в строках рейтинга. 
 
На двенадцатом месте – секретари, спрос на которых достиг 1,2% от общего количества вакансий. 
 
Одинаковое число запросов поступило на менеджеров по работе с клиентами и медицинских представителей – по 1,0%, а также на педагогов и юристов – по 0,8%. 
 
Трудоустройство мерчандайзерам предлагали 0,6% вакансий. 
 
Спрос на супервайзеров и менеджеров по закупкам составил 0,5%. [24] 
 
Замыкают рейтинг наиболее востребованных профессий экономисты. Количество запросов работодателей на представителей этой профессии по итогам января 2011 года достигло 0,4%. 
Востребованность менеджеров на рынке труда

Менеджер – одна из самых  востребованных профессий. Компании наращивают объемы продаж и активно набирают менеджерское звено — от директоров отделов продаж до менеджеров.

Высокий спрос на менеджеров объясняется  межотраслевым характером специальности, так как получившие эту квалификацию выпускники могут работать практически  во всех отраслях народного хозяйства: в экономике, бизнесе, на производстве, в государственных структурах и  общественных организациях. Менеджеры  были и будут нужны всегда. Большую  роль в обеспечении стойкого спроса на менеджеров у работодателей играет универсальность самой специальности, включающей комплекс знаний не только по менеджменту, но и по экономике, маркетингу, рекламе и психологии. Востребованность менеджеров на рынке труда столь высока, что зачастую менеджерские позиции занимают выпускники, имеющие квалификации экономистов, юристов, маркетологов. Но им, безусловно, недостает знаний по организационным и управленческим дисциплинам, которые приобретают только выпускники с квалификацией «менеджер».[17]

Слово «менеджмент» (от английского  management) означает управление или организацию, а в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. [1,стр.13] Менеджмент как понятие возникло на Западе, и особенно полно его значение раскрылось в 30-е годы прошлого века, когда стало очевидным, что деятельность по управлению превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. Менеджмент стал одним из важнейших факторов конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики. С переходом экономики нашей страны на рыночные рельсы это понятие получило широкое распространение и в России, хотя справедливости ради надо сказать, что теоретический и практический отечественный опыт в области управления насчитывает несколько веков.[12,стр.23]

Менеджмент как специальность, которую можно получить в вузе, появилась у нас каких-то 15 лет  назад и обозначает в буквальном смысле теорию управления бизнесом и/или  совокупность приемов, методов и  форм этого управления. Управление бизнесом начинается с административного  управления, включает управление различными материалами, ресурсами (в том числе  человеческими и информационными), маркетинг и заканчивается управлением  инновациями, инвестициями, проектами. Основная цель менеджмента – достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.

Кто же такой менеджер? Слово «менеджер» (от английского manager) обозначает профессионального управляющего, обладающего специальным образованием. В современном понимании менеджер – это наемный работник, занятый профессиональной организаторской и управленческой деятельностью в органах управления фирмы или учреждения и наделенный при этом субъектом собственности определенными полномочиями. К числу менеджеров относятся линейные и функциональные руководители организации или ее структурных подразделений.[8,стр. 27]

Как говорилось выше, на данный момент на рынке требуются узкоспециализированные специалисты. Сейчас существует множество  направлений в менеджменте, особенно популярны и востребованы следующие: менеджер по продажам, менеджер по персоналу, топ-менеджер, бренд-менеджер, менеджер по рекламе, менеджер по маркетингу.

Менеджер по продажам, или сейлз - краеугольный камень любого бизнеса, связанного с продажами. Как бы ни были высоки конкурентные преимущества товара или услуги, залог успеха- в грамотной реализации. Свои менеджеры по продажам есть у всех представителей цепочки товарооборота: производителей, дилеров, дистрибьютеров. Глобальная задача менеджера по продажам – обеспечение закупок товара, а конкретные профессиональные обязанности отличаются в зависимости от компании. В небольших фирмах это может быть «телефонный маркетинг» (поиск клиентов по телефону) и заключение договоров. В крупных компаниях на плечи сейлза ложится составление концепции продаж, переговоры с партнерами, участие в презентациях, иногда маркетинговые акции.

Менеджер по продажам – одна из тех профессий, в которых очень  важны личные качества и черты  характера. Большая часть рабочего времени проходит в общении. Именно от убедительности сейлза во многом зависит, будет ли заключен выгодный контракт, или перспективный клиент уйдет к конкурентам. Поэтому хорошо подвешенный язык, а также уверенность в себе, коммуникабельность, твердый характер – важнейшие факторы успеха. Профи признаются: найти клиента и уговорить его приобрести товар вашей компании сложно, но удержать его и перевести отношения в рамки постоянных – еще сложнее. Успешные менеджеры по продажам – хорошие психологи. Они понимают, что только индивидуальный подход к клиентам обеспечивает устойчивый результат. Кого-то можно заинтересовать привлекательной скидкой, кого-то – штучностью товара, кого-то – оплатой в рассрочку. Чем «обычнее» продукция, тем сложнее работать: продать эксклюзивные автомобили проще, чем яйца или стиральный порошок. Высокий уровень конкуренции заставляет сейлзов изобретать все новые и новые механизмы продаж. Еще одно обязательное качество – мобильность. Чтобы не упустить заказ, сейлзы зачастую вынуждены буквально «срываться» с рабочего места на переговоры или заниматься этим не в рабочее время. Специалисты крупных и международных компаний должны быть готовы к командировкам. 
В обязанности менеджеров входит заключение договоров. Поэтому обязательно нужно обладать хотя бы минимальной юридической грамотностью. Например, оценить навскидку приемлемы ли для вашей компании поправки, на которых настаивает клиент.[20]

Информация о работе Анализ востребованности менеджера на рынке труда в столице и областном центре