Анализ внутренней и внешней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Внутренняя среда организации ……………………………………………....5
2. Внешняя среда организации
2.1 Среда прямого воздействия………………………………………………11
2.2 Среда косвенного воздействия…………………………………………...15
3. Анализ внутренней и внешней среды организации
3.1 Методика SWOT- анализа……………………………………………..18
3.2 Проведение SWOT – анализа на примере «Ковровского
механического завода»……………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

курсовая работа .docx

— 186.65 Кб (Скачать)

  Оглавление

       Введение ……………………………………………………………………….3

  1. Внутренняя среда организации ……………………………………………....5
  2. Внешняя среда организации
    1. Среда прямого воздействия………………………………………………11
    2. Среда косвенного воздействия…………………………………………...15
  3. Анализ внутренней и внешней среды организации

       3.1 Методика SWOT- анализа……………………………………………..18

           3.2 Проведение SWOT – анализа на примере «Ковровского

механического завода»……………………………………………………………22

      Заключение……………………………………………………………………...26

     Список литературы……………………………………………………………..28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Любая организация находится и функционирует  в среде. Каждое действие всех без  исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает  его осуществление.

   Проблема  взаимоотношения организации и  среды в науке стала рассматриваться  впервые в работах А. Богданова  и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода, согласно ему выбор метода управления зависит от конкретной ситуации, характеризуемой в значительной мере определенными внешними переменными.

   Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.1

   Для того чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство  должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

   Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду (или рабочую, или непосредственное окружение, или среду косвенного воздействия) и макросреду (или  общую, или непосредственное деловое окружение, или среду прямого воздействия).2

   Под внутренней средой понимается хозяйственный  организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию  научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется  в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.

   Цели  и задачи курсовой работы :

  • - Рассмотреть переменные внутренней среды организации
  • - Рассмотреть переменные внешне среды организации
  • - Рассмотреть методику проведения SWOT-анализа
  • - Определить сильные слабые стороны внешней среды, а также возможности и урозы внешней среды организации на примере «Ковровского механического завода».
 
 
          1. Внутренняя  среда организации
 

     Внутренняя среда организации  – это ситуационные факторы  внутри организации. Менеджер  формирует и изменяет, когда это  необходимо, внутреннюю среду организации,  представляющую собой органичное  сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь  выделять и знать их. 
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации.

   Поскольку организации представляют собой  созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом  управленческих решений. Это, однако, вовсе  не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство  должно преодолеть в своей работе. Управленческий механизм ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения намеченных целей.

   Основные  переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, - это цели, структура, задачи, технология и люди.(рис 1)3

   

   Рис 1.

   Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. В разных организациях ставятся разные цели. Например, для того чтобы получить прибыль, "бизнес" должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и социальная ответственность. Некоммерческие организации, имея разнообразные цели, больше внимания уделяют социальной ответственности.

   Цели  подразделений должны составить  конкретный вклад в цели организации  как целого, а не вступать в противоречие с целями других её подразделений.

   Структура - внутренняя переменная.

   Структура организации - это логические взаимоотношения  уровней управления и функциональных областей, построенные в такой  форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.(рис 2)

   

   Рис 2

   Существуют  две основные концепции структуры4:

  1. Специализированное разделение труда
  2. Сфера контроля

   Специализированное  разделение труда

   В большинстве современных организаций  разделение труда не означает случайного распределения между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда  — закрепление данной работы за специалистами, т.е. за теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки  зрения организации как единого  целого.

   Во  всех организациях, за исключением  самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труди по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области.

   Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и в  значительной степени - возможности  ее успешной деятельности. Эффективность  и целесообразность способов разделения работы между людьми - сверху Вниз, до самого первого уровня организации - во многих случаях определяет, насколько производительна может быть организация по сравнению с ее конкурентами. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.

   Вертикальное  разделение труда, т.е. определение  работы по координации от непосредственного  выполнения заданий, необходимо для  успешной трудовой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой  этой иерархии является формальная подчиненность  лиц на каждом уровне. Иерархия пронизывает  всю организацию, спускаясь на уровень  неуправленческого персонала.

   

   Рис 3. Структура организации

   Сфера контроля - это важный аспект организационной структуры.

   Широкая сфера контроля - это если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, в результате чего эта сфера имеет плоскую  структуру управления.

   Узкая сфера контроля - каждому руководителю подчиняется мало людей, т.е. многоуровневая структура.

   Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки. Задачи предписываются не работнику, а его должности. Но рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно. (рис 4)

   Задачи делят на три категории:

  1. работа с людьми (задача мастера);
  2. работа с предметами (машинами, сырьем, инструментами);
  3. работа с информацией (задачи казначея корпорации).

   

   Рис. 4. Взаимозависимость должностей, структуры и целей

      Технология. Чарльз Перроу описывает технологию как средство преобразования сырья - будь то люди, информация или физические материалы - в искомые продукты и услуги. Люис Дейвис предлагает широкое сходное описание: "Технология - это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях". Таким образом, технология - это средство преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный конечный продукт.

   Задачи  и технология тесно связаны между  собой. Выполнение задачи включает использование  конкретной технологии как средства преобразования материала.

   

   Рис. 5 Взаимосвязь технологии, заданий, структуры и целей

   Люди являются центральным фактором в любой модели управления, включая и ситуационный подход.

   Три аспекта человеческой переменной в  ситуационном подходе к управлению:

   а) поведение отдельных людей;

   б) поведение людей в группах;

   в) характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп.

   

   Рис 6. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности

   Способности - это индивидуальные качества человека, которые способствуют успешной деятельности, могут передаваться по наследству (интеллектуальные способности и некоторые физические данные), а также приобретаются с опытом. Предрасположенность и одаренность тесно связаны со способностью. Способности проявляются и формируются в деятельности.

   Ценности — это общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо или плохо, или что безразлично в жизни. Приобретаются посредством обучения.

   Потребности - это внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо.

   Ожидания. Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Сознательно или подсознательно они решают, насколько вероятно или насколько нереально свершение чего-то значимого для них. Эти ожидания оказывают значительное влияние на их сегодняшнее поведение.

   Восприятие - это интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Восприятие определяет, испытывает ли человек потребность, и каковы его ожидания в данной ситуации.

   Предрасположенность, одаренность тесно связаны со способностью. Предрасположенность - это имеющийся потенциал человека в отношении выполнения какой-либо конкретной работы. Предрасположенность к управлению очень важна при определении кандидатов на обучение менеджменту.

Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды организации