Анализ внутренней и внешней среды организации на примере компании "Заря"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цели данной работы: провести анализ факторов внешней и внутренней среды и установить их влияние на формирование стратегии в организации с учетом условий рыночного развития экономики. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы анализа внутренней и внешней среды организации;
2. Перечислить и раскрыть составляющие микро-, макро-, мезосреды
3. Оценить их влияние на деятельность фирмы.
4. Описать процесс разработки SWOT-анализа.
5. На практике показать матрицы оценки влияния факторов.
6. Сгруппировать факторы по категориям и дать им оценку.
7. Сделать выводы опираясь на итоги проведенной работы.

Содержание

Введение
1. Характеристика факторов среды организации
1.1 Факторы внешней среды
1.1.1 Макросреда предприятия
1.1.2 Микросреда в окружении организации
1.1.3 Мезосреда, как непосредственное окружение фирмы
1.2 Факторы внутренней среды
2. Swot –анализ деятельности предприятия
2.1 Swot -анализ как помощь в оценке влияния факторов
2.2 Swot анализ на примере предприятия ОАО "Казанская кондитерская фабрика "Заря"
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Заря.docx

— 45.44 Кб (Скачать)

2. Swot –анализ  

  

2.1 Swot -анализ как  помощь в оценке влияния факторов 

  

SWOT-анализ (strengths, weaknesses, opportunities, threats) – анализ сильных  и слабых сторон, возможностей  и угроз является одним из  важнейших этапов маркетингового  плана. SWOT-анализ проводят, как для  деятельности фирмы в целом,  так и для определенных продуктов,  сегментов рынка, географических  территорий. В первом случае анализ  выходит достаточно общим и  содержащим не так много полезной  информации, а во втором дает  менеджеру серьезную пищу для  размышлений.  

SWOT-анализ - это один  из самых распространенных видов  анализа в [12]стратегическом управлении  на сегодняшний день. SWOT-анализ  позволяет выявить и структурировать  сильные и слабые стороны компании, а также потенциальные возможности  и угрозы. Достигается это за  счет сравнения внутренних сил  и слабостей своей компании  с возможностями, которые дает  им рынок. Исходя из качества  соответствия, делается вывод о  том, в каком направлении организация  должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется  распределение ресурсов по сегментам.  Цель SWOT-анализа - сформулировать  основные направления развития  предприятия через систематизацию  имеющейся информации о сильных  и слабых сторонах фирмы, а  также о потенциальных возможностях  и угрозах[13]. 

Классический SWOT-анализ предполагает оценку сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных  внешних угроз и благоприятных  возможностей в баллах относительно среднеотраслевых показателей или  по отношению к данным стратегически  важных конкурентов.  

Классическим представлением информации такого анализа являлось составление таблиц: 

1. Сильных сторон  в деятельности фирмы (S),  

2.Ее слабых сторон (W),  

3.Потенциальных благоприятных  возможностей (О)  

4. Внешних угроз  (Т).  

Методика проведения SWOT-анализа очень проста, благодаря  чему менеджер может сосредоточиться  на фактах, не тратя свое время ни какие-то функциональные вопросы. Сам  анализ состоит из двух частей. Возможности  и угрозы представляют собой анализ внешней среды, всех факторов которые  могут повлиять на компанию, но не зависят  от нее. Сильные и слабые стороны  – это внутренний анализ компании/продукта. По мнению профессора Филиппа Котлера  хороший менеджер должен при составлении SWOT-анализа указать, как минимум 5 глобальных внешних угроз и возможностей, которые способны как развить, так и погубить бизнес. Такие возможности есть всегда, важно их найти.[7.79]  

Вот некоторый перечень, часто встречающихся в анализе  сильных и слабых сторон факторов: 

- Репутация компании 

 Качество продукта 

 Качество обслуживания 

 Доля рынка 

-Цена 

-Логистика 

- Эффективность продвижения 

- Качество работы  торговых агентов 

- Географический  охват 

- Внедрение нововведений 

- Издержки 

- Финансовая устойчивость 

- Работники 

- Техническое оснащение 

- Способность укладываться  в сроки 

-Гибкость, быстрая  реакция на события 

- Ассортимент 

- Опыт 

- Ресурсы 

-Знание покупателей 

Анализ сильных  и слабых сторон – это не дело одного дня. Для того чтобы собрать  все необходимые сведения понадобится  время. Важно, чтобы данные были реальными  фактами, а не чьими-то догадками. Сам  анализ может проводиться по-разному[14]. 

Возможности и угрозы. Это все элементы внешней среды, которые никак не зависят о  компании. При их анализе важно  понимать, что данные должны быть четкими, проверенными. Иначе весь анализ может  потерять смысл. К внешним возможностям и угрозам относятся: 

1. Экономическая  ситуация в стране и мире 

2. Демографическая  ситуация 

3. Политическая 

4. Общественные движения 

5. Технический прогресс  

6. Анализ конкурентов 

7. Законодательства 

8. Культурные факторы 

9. Социальные вопросы 

Обычно SWOT-анализ оформляют  в виде таблицы. После его проведения необходимо разработать план по устранению слабых сторон, и действия компании на случай возникновения угроз. Также  следует продумать, как наиболее эффективно можно использовать возможности  и сильные стороны.[15] 

Таким образом, можно  сделать вывод, о том, что внешнее  и внутреннее окружение фирмы  является ее неотъемлемой частью. Оно  влияет как на деятельность организации, так и на результаты этой деятельности. Из вышесказанного можно установить четкую взаимосвязь между отдельными факторами среды и их влиянием на действия руководителей, направленных на избежание или ликвидацию негативных последствий.  

  

2.2 Swot -анализ на  примере предприятия ОАО "Казанская  кондитерская фабрика "Заря" 

  

Общая характеристика предприятия 

Более 100 тонн кондитерских изделий в сутки выпускает  крупнейшее предприятие отрасли  в Республике Татарстан - Казанская  кондитерская фабрика "Заря", входящая в десятку ведущих кондитерских предприятий России. Основанное в  июне 1924 года, в 1993-м предприятие  преобразовано в акционерное  общество. Производство фабрики оснащено современным оборудованием отечественных  и зарубежных фирм. Около 200 наименований сладостей - конфеты, карамель, печенье, вафли, торты, пирожные, фрукты и ягоды  в шоколаде - далеко не полный ассортимент  продукции "Зари", разнообразие и  качество которой пришлось по вкусу  покупателям не только в Татарстане, но и в соседних регионах.  

Сырье, поставляемое для производства кондитерских изделий, контролирует центральная лаборатория, аккредитованная Госстандартом  России. Большое внимание на фабрике  уделяют развитию маркетинга, расширяется  фирменная торговля, планируется  увеличить объемы производства конкурентоспособной  продукции и начать выпуск новых  изделий. 

Факторы внешней  и внутренней среды. 

Поставщики: 

1.  ООО «Евротраст  экспо» осуществляет поставку  сахара и соли; 

2. ООО «Диетпром»  предоставляет поставляет муку  высшего сорта, первого сорта,  муку гречневую; 

3. ОАО «Молочный  комбинат» осуществляет поставку  качественной молочной продукции; 

4. ООО "Радиус" осуществляет поставку дрожжей,  кокосовой стружки, шоколадной  глазури и т.д.) ; 

5. ООО «Оргсервис»  предоставляет высококлассное оборудование  для производства качественной  продукции; 

6. ОАО «Упаковсервис»  поставляет коробки из гофрокартона  для упаковки продукции. 

Рынок рабочей силы: высококвалифицированный персонал, опытные первоклассные работники  пищевой промышленности, высокообразованный управленческий персонал. 

Конкуренция: бесспорными  лидерами в отрасли по ассортименту и объемам производства кондитерских изделий являются ОАО “Кондитерская  фабрика “Заря” и Шоколадная фабрика  «Россия». 

Шоколадная фабрика  «Россия»— одна из самых крупных  в России и Европе шоколадных фабрик. Расположена в Самаре. Принадлежит  компании Nestle. 

Для анализа конкурентов  ОАО “Кондитерская фабрика “Заря”, нужно определить баланс сильных  и слабых сторон конкурентной позиции  компании. Слабые стороны устанавливаются  как противоположность сильным  сторонам. 
 

Таблица 1 

Взвешенная оценка конкурентной силы.Факторы конкурентоспособности Вес ОАО “Кондитерская фабрика “Заря” 

Главный конкурент 

Шоколадная фабрика  «Россия»

Доля рынка 0,2 3 0,6 4 0,8

Финансовое положение 0,1 3 0,3 3 0,3

Издержки по сравнению  с конкурентами 0,1 3 0,3 3 0,3

Качество и характеристики услуг 0,2 4 0,8 4 0,8

Репутация (имидж) 0,1 2 0,2 4 0,4

Обслуживание клиентов 0,2 3 0,6 4 0,8

Использование технологий 0,1 2 0,2 3 0,3

Общая взвешенная оценка 1  3  3,7 
 

Исходя из взвешенной оценки конкурентной силы, видно, что  ОАО “Кондитерская фабрика “Заря” не занимает лидирующую позицию среди  своих главных конкурентов. 

Фабрика была построена  в 1970 году по проекту итальянской  фирмы «Карле и Монтанари». В 1992 году «Россия» стала акционерным обществом. С притоком в бывший Советский  Союз иностранного капитала и приходом на российский рынок Шоколадная фабрика  РОССИЯ, фабрика обрела вторую жизнь. В 2000 году началось сотрудничество с  швейцарской компанией Нестле. В  настоящее время ассортимент  продукции насчитывает многие десятки  наименований российского шоколада. 

Потребители: люди различных  социальных слоев, различной возрастной категории. 

“Кондитерская фабрика  “Заря” имеет фирмы, помогающие предприятию  в продвижении, сбыте и распространении  его товаров среди клиентуры. К ним относятся: 

1.  Транспортная  фирма ООО «Трансворд». 

2.  Рекламное агентство  «Знаменитыш» 

3.  Банк «УралСиб» 

Сильные и слабые стороны. Возможности и угрозы 

Сравнивая фабрику "Заря" с ее конкурентами, можно выделить ее сильные и слабые стороны, возможности  и угрозы.  

Сильные стороны:  

-  более образованное  и динамичное молодое руководство  среднего звена;  

-  активная роль  маркетинга (большое внимание уделяется  маркетингу в регионе, лучшее  знание заказчиков, лучшее обслуживание);  

-  лучшая упаковка (по некоторым видам продукции);  

-  более гибкая  ценовая политика;  

-  вопросы снабжения  сырьем решаются более профессионально;  

-  менее дорогое  сырье и материалы;  

-  хорошая репутация  у покупателей.  

Слабые стороны:  

-  старое оборудование, большие объемы отходов, необходимость  частых ремонтов и проверки  технического состояния оборудования;  

-  расположение  в центре города: тесные производственные  помещения, отсутствие единого  склада готовой продукции;  

-  дополнительные  транспортные издержки (наличие  удаленного склада сырья);  

-  более низкая  прибыльность из-за высоких издержек.  

Возможности:  

-  выход на новые  рынки или сегменты рынка;  

-  расширение производственной  линии;  

-  вертикальная  интеграция.  

Угрозы:  

-  возможность  появления новых конкурентов;  

-  возрастающее  давление на цены у покупателей  и поставщиков;  

-  растущее конкурентное  давление.  

Сильными сторонами  продуктов фирмы являются дизайн и доставка. Слабой стороной - нестабильное качество. Фирма не является ценовым  лидером. На фабрике "Заря" существует адаптированная к сегодняшнему дню  маркетинговая концепция. Она прежде всего основывается на сочетании  интенсификации коммерческих усилий (затронута  сфера стимулирования и сбыта) и  маркетингового подхода к разработке перспективных видов продукции. В перспективе планируется сокращение ассортимента выпускаемой продукции, а также замена изношенных основных фондов.  

Существующую стратегию  ОАО "Заря" в общем случае можно  определить как стратегию концентрированного роста, а именно стратегию усиления позиции на рынке (Market Penetration).  

Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды организации на примере компании "Заря"