Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:17, курсовая работа
Цель курсового исследования: провести анализ внешней среды организации.
Задачи курсового исследования:
◦рассмотреть понятие и содержание внешней среды предприятия;
◦охарактеризовать среду прямого и среду косвенного воздействия;
◦представить методы исследования внешней среды организации;
◦изучить макро- и микроокружение ОАО «Таттелеком»;
◦сделать выводы и разработать рекомендации по повышению эффективности анализа внешней среды организации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и содержание внешней среды организации……………………….5
1.2 Среда прямого воздействия…………………………………………………..8
1.3 Среда косвенного воздействия…………………………………………...…12
1.4 Методы исследования внешней среды организации……………………...16
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТАТТЕЛЕКОМ»………………………………………………………………..21
2.1 Общая характеристика ОАО «Таттелеком»………………………………. 21
2.2 Анализ макроокружения ОАО «Таттелеком»……………………………..23
2.3 Анализ микроокружения ОАО «Таттелеком»……………………………..27
2.4 Особенности и рекомендации по исследованию внешней среды………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….38
На первом этапе необходимо установить стратегическую цель анализа, в качестве которой должно быть регулярное и своевременное предоставление руководителям предприятия и структурных подразделений разнообразной информации о внешней среде для устранения или снижения уровня рисков при принятии управленческих решений, а также при разработке стратегии дальнейшего развития организации.
Затем должна быть разработана программа исследования, в которой определяется необходимая информация, источники, методы ее сбора и анализа, методы прогнозирования факторов внешней среды, а также конкретные исполнители исследований, календарный план и сроки предоставления полученных результатов. При этом создание новой специализированной структурной единицы является излишней.
Следующим этапом должен быть поиск и сбор информации о внешней среде для разработки и принятия стратегических решений. При этом необходимо использовать как можно большее количество источников информации, как внутренних, так и внешних, в целях получения более полной и достоверной картины о внешней среде. Сбор информации о компонентах макро- и микроокружения из внутренних источников следует проводить, как изучая различные документы и материалы подразделений предприятия, так и проводя экспертные опросы их сотрудников. Для получения исчерпывающей информации о потребителях, конкурентах и других субъектах рынка, относящихся к микросреде предприятия, следует также собирать «первичную» информацию с помощью методов наблюдения, опросов и экспериментов. Параллельно со сбором информации о внешней среде для решения стратегических задач должен осуществляться мониторинг внешней среды. Он необходим для предоставления руководству оперативной информации для своевременного принятия управленческих решений уже при появлении «слабых сигналов» каких-либо изменений во внешней среде.
После сбора информации ее необходимо соответствующим образом обработать, т.е. проверить на достоверность и непротиворечивость, систематизировать по отдельным факторам внешней среды.
Вся собранная, обработанная и проанализированная информация должна храниться в базах данных по потребителям, поставщикам, конкурентам и макросреде в целом. Их следует построить таким образом, чтобы можно было предоставить информацию о внешней среде разным пользователям с необходимым для них уровнем детализации. Все базы данных должны быть взаимосвязаны друг с другом и должны обновляться по мере поступления новой информации, в том числе в ходе мониторинга.
При исследовании отдельных направлений внешней среды предприятие может обращаться к специализированным исследовательским организациям, таким как консалтинговые и информационные фирмы, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и т. п. Вместе с тем, ОАО «Таттелеком» должно самостоятельно проводить комплексное исследование внешней среды, а именно отдел маркетинга. При создании этого направления работы целесообразно объединить усилия отдела маркетинга с другими подразделениями, занимающимися изучением отдельных аспектов внешней среды. Поэтому необходимо разделить между этими подразделениями полномочия и ответственность в системе исследования внешней среды предприятия, а также наладить информационное взаимодействие таким образом, чтобы не происходило дублирование работ и, в то же время, не возникали информационные пробелы по каким-либо направлениям.
Для решения разовых, нетипичных задач по сбору и анализу информации о внешней среде (в том числе при первоначальной организации исследований и для формирования базы данных), а также при разработке прогнозов кроме постоянно действующих специалистов отдела маркетинга им могут оказать большую помощь специально созданные временные проблемные группы.
Организация
исследования внешней среды на комплексной
и регулярной основе требует также соответствующего
финансового обеспечения. При этом все
затраты на проведение анализа следует
рассматривать как инвестиции в информацию,
способствующую выработке оптимальных
стратегических решений, а также своевременному
устранению опасностей и использованию
возможностей, выгоды от которых могут
иметь долговременный характер. Поэтому
необоснованное сокращение финансовых
ресурсов на этот вид деятельности может
отрицательно сказаться на качестве стратегических
и оперативных управленческих решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате данного курсового исследования внешней среды организации были получены следующие выводы. Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешняя среда существования предприятия делится на две части или подсистемы. В литературе разных авторов названия этих подсистем различаются, это: макроокружение и непосредственное окружение, ближнее окружение и дальнее окружение, макросреда и отраслевая конкурентная среда, среда прямого и косвенного воздействия. В некоторых периодических изданиях выделяют даже три методологических уровня исследования возможных изменений внешней среды, влияющих на деятельность предприятия: микро-, макро - и мегауровень.
Среду
прямого воздействия еще
поставщики материальных ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;
государственные органы и законы;
потребители (частные лица и компании, государственные органы);
конкуренты – лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремящихся обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке.
Макросреда представляет собой наиболее удаленный от компании внешний слой элементов, которые, так или иначе, влияют на фирму, не оказывая непосредственного воздействия на ее текущие операции. Обычно выделяют четыре основных факторов макросреды23:
Изложенный
нами выше материал дает возможность
утверждать, что элементы внешней
среды организации тесно
Анализ внешней среды представляет собой один из инструментов, благодаря которому руководство организации может проектировать систему контроля за жизненно важными внешними процессами и ресурсами; осуществлять мероприятия по снижению рисков, причинами которых выступают внешние по отношению к фирме воздействия; влиять на действия конкурентов и поставщиков, на спрос потребителей.
Фирма
не имеет возможности жестко контролировать
внешнюю среду но может и должна эффективно
приспосабливаться к ней, неустанно следить
за ее изменениями, прогнозировать и своевременно
реагировать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
1
Микроуровень
поставщики | ОАО
«Таттелеком» |
Потребители | Природная среда | |||||
Контактные аудитории | Конкуренты | Экономическая среда | ||||||
посредники | Политическая среда |
Макроуровень
Рис. 1 Внешняя среда ОАО «Таттелеком»
Приложение 2
Рис. 2 Структура управления ОАО «Таттелеком»
Приложение 3
Реальная
заработная
(январь в % к январю предыдущего года) |
Просроченная
задолженность по
заработной плате (на 1
марта), млн. рублей |
|
Рис 3. Социально-экономические показатели Республики Татарстан за январь-февраль 2010 г.
Источник:
www.prav.tatar.ru – портал Правительства Республики
Татарстан
Приложение 4
Информация о работе Анализ внешней среды организации на примере ОАО "Таттелеком"