Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:17, курсовая работа
Цель курсового исследования: провести анализ внешней среды организации.
Задачи курсового исследования:
◦рассмотреть понятие и содержание внешней среды предприятия;
◦охарактеризовать среду прямого и среду косвенного воздействия;
◦представить методы исследования внешней среды организации;
◦изучить макро- и микроокружение ОАО «Таттелеком»;
◦сделать выводы и разработать рекомендации по повышению эффективности анализа внешней среды организации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и содержание внешней среды организации……………………….5
1.2 Среда прямого воздействия…………………………………………………..8
1.3 Среда косвенного воздействия…………………………………………...…12
1.4 Методы исследования внешней среды организации……………………...16
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТАТТЕЛЕКОМ»………………………………………………………………..21
2.1 Общая характеристика ОАО «Таттелеком»………………………………. 21
2.2 Анализ макроокружения ОАО «Таттелеком»……………………………..23
2.3 Анализ микроокружения ОАО «Таттелеком»……………………………..27
2.4 Особенности и рекомендации по исследованию внешней среды………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….38
Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – анализа.
Последним
фактором является технологическая
компонента. Целью её исследования
принято считать выявление
Важным при проведении PEST – анализа является требование системности стратегического анализа каждой из четырех указанных компонент, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны13.
Методика STEP-анализа, как и все прочие перечисленные здесь методики анализа макросреды, дает наибольший результат, если анализ проводится регулярно с использованием одинакового формата. В этом случае фиксируют показатели динамики факторов и их влияние на предприятие. В итоге можно получить так называемую модель реакции конкретного предприятия на совокупность факторов макросреды. Это не что иное, как своего рода модель опыта, которая может позволить повысить качество принятия всех видов рыночных решений предприятия.
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды14).
Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации, слабые стороны (Weaknesses) — недостатки организации, возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке; угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Для проведения анализ необходимо:
определить основное направление развития предприятия (его миссию);
взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высококвалифицированного персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные
возможности — это
Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:
определены основные направления развития предприятия
сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса .
Итоговые показатели SWOT-анализа используются в стратегическом и тактическом планировании деятельности предприятия15.
Другим вариантом SWOT-анализа внешней среды через составление перечня внешних опасностей и возможностей организации является метод взвешивания каждого фактора (для измерения значимости каждого фактора для конкретной организации) – ETOM.
Аббревиатура «ETOM» Environmental, Threats and Opportunities Matrix – матрица угроз и возможностей внешней среды. Преимуществом данного анализа является внедрение ограниченного числа выделяемых экспертами факторов и событий (обычно 15).
Взвешивание фактора осуществляется от +5 (очень положительное) через 0 (нейтральное), к –5 (очень отрицательное). Воздействие фактора – от +15 (сильное воздействие, возможность) через 0 (отсутствие воздействия, нейтральное) к –15 (сильное воздействие, серьезная опасность). Влияние на стратегию компании получают умножением значения веса фактора на важность. Знак полученного результата зависит от отметки угроз или возможностей.
Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
Метод
составления профиля среды
3 — большая, 2 — умеренная, 1 — слабая;
3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния;
+1 — позитивная, - 1 — негативная.
Далее
все три экспертных оценки перемножаются,
и получается интегральная оценка, показывающая
степень важности фактора для организации.
По этой оценке руководство может заключить,
какие из факторов среды имеют относительно
более важное значение для их организации
и, следовательно, заслуживают самого
серьезного внимания при разработке стратегии,
а какие факторы заслуживают меньшего
внимания.16
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТАТТЕЛЕКОМ»
2.1
Общая характеристика ОАО «
ОАО «Таттелеком» — российская телекоммуникационная компания. Компания-монополист в небольших городах и районах Республики Татарстан. Образована 22 июля 2003 в процессе приватизации ГУП УЭС «Таттелеком» на основании постановления Кабинета Министров РТ № 350 от 02.07.2003 г. и постановления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан № 87 от 08.07.2003 года.
На сегодняшний день ОАО «Таттелеком» включает в себя 8 зональных узлов электрической связи, Казанскую и Набережно-Челнинскую МТТС. Общая численность работающих составляет свыше 6000 человек.
«Таттелеком» предоставляет на территории республики следующие услуги:17
Используя новейшее телекоммуникационное оборудование и передовые достижения науки и техники, «Таттелеком» обеспечивает качественную, быструю и надежную связь. В настоящее время услугами местной, междугородной и международной связи, предоставляемой ОАО «Таттелеком», пользуются более 400000 собственных абонентов и более 1000000 абонентов присоединенных операторов18.
Телекоммуникационная сеть ОАО «Таттелеком» охватывает всю территорию Татарстана, что позволяет обеспечивать услугами территорию в 68 тысяч кв. км, где проживает более 3,7 млн. человек. Количество абонентов широкополосного доступа в Интернет в 2008 — 115 тыс. (в 2007 — 56,6 тыс.).
Крупнейшим акционером ОАО «Таттелеком» является ОАО «Связьинвестнефтехим» (87,21 %), принадлежащее правительству Татарстана.
2.2. Анализ макроокружения
В состав компонентов макроокружения входят: экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая, природно-географическая компонента.
Для
оценки экономической компоненты макроокружения
организации необходимо рассмотреть
основные показатели, характеризующие
экономическое положение
Республика Татарстан обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой.
Согласно
рейтингам эффективности
В 2009 году валовой региональный продукт (ВРП) составил 878 млрд. руб. Объем промышленного производства за январь-декабрь 2009 г. достиг 860 млрд. рублей. По итогам 2009 года сальдированный финансовый результат предприятий промышленности составил 90 млрд. рублей, что на 12% выше уровня 2008 года19. Наибольший удельный вес в общем объеме имеют добыча полезных ископаемых - 33,1%, производство транспортных средств и оборудования - 12,3%, химическое производство - 11,9%, производство нефтепродуктов - 9,4%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - почти 9%.
Изучив экономические показатели за 2008 – 2009г. РТ, которые характеризуют экономическую компоненту макроокружения ОАО «Таттелеком» можно сделать вывод, что на данном этапе времени существующие тенденции оказывают благоприятное влияние на организацию в целом. Выручка компании в 2008 году (РСБУ) — 5,31 млрд руб (рост на 6,5 %, в 2007 — 4,984 млрд руб.). Чистая прибыль — 702 млн руб. (падение на 19,6 %, в 2007 г — 873 млн руб.). Выручка ОАО «Таттелеком» по итогам деятельности за 9 месяцев 2009 года составила 3 931,9 млн. руб., показатель EBITDA Margin сформировался на уровне 35,3%. Чистая прибыль Компании по итогам деятельности за 9 месяцев 2009 года получена в размере 249,2 млн. руб. В октябре 2009 года рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинг ОАО «Таттелеком» на уровне «В+», прогноз «Стабильный».
Информация о работе Анализ внешней среды организации на примере ОАО "Таттелеком"