Анализ системы управления в компании Toyota Motor Corporation

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить систему управления менеджера в компании Toyota Motor Corporation и место в ней менеджера.

Задачи:

Изучить теоретические основы деятельности менеджера в системе управления
Провести анализ системы управления в компании Toyota Motor Corporation.

Содержание

Введение стр. 3

Глава 1. Теоретические основы деятельности менеджера в системе управления 5
1.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента. 5
1.2 Понятие и характеристика стилей руководства 10
Глава 2. Анализ системы управления в компании Toyota Motor Corporation 16
2.1 Анализ и оценка положения фирмы Toyota в отраслях мирового хозяйства 16
2.2 Система управления производством в компании 20
2.3Активизация человеческого фактора 27

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

курсовая по менеджменту.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

     Современный менеджер сможет наиболее убедительно обосновать и доказать инвестиционную привлекательность проекта и финансовую привлекательность вложений в конкретный наукоемкий продукт.

     Менеджер XXI века - это человек, который знает, как определять эффективность деятельности специализированных подразделений, который оценивает экономическую эффективность работы по конкретным проектам сравнением затрат с будущим доходом.

     «Новый» менеджер умеет правильно распределить ответственность между подчиненными.

     Степень финансовой ответственности менеджеров по проектам может быть разной. Можно выделить минимальный набор требований к менеджерам: 1. Нести ответственность за реализацию инвестиционного проекта в целом. 2.Уметь рационально распланировать затраты по проекту на весь период его реализации. 3. Уметь распланировать по времени все необходимые мероприятия привязав к этому требуемые финансовые ресурсы, что крайне необходимо для постоянного контроля за финансово-экономическими показателями.

     Менеджеры XXI века - это люди, которые под результатами реализации деятельности понимают: 1. Прибыль от реализации проекта. 2. Получение конкурентных преимуществ и создание стимула к дальнейшему улучшению. 3. Создание уникального достоинства товара и увеличение доли рынка за счет уникальных достоинств товара. 4. Творческий подход к продукту и получение дополнительной прибыли. 5. Умение руководства адекватно оценить эффективность деятельности.6. Разработку правильных стратегий развития фундаментальной науки, наукоемких производств и коммерциализации научной продукции. 7. Новый подход к кадровой стратегии: мотивация и стимулирование труда, давать шанс молодым специалистам и могут поставить правильную формулировку задачи обеспечения его карьеры .

     Таким образом, все эти условия - необходимые условия создания образа менеджера XXI века3.

     1.2 Понятие и характеристика стилей руководства

     Стиль руководства: относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.

     Каждому из сложившихся методов руководства  адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих вполне определенными качествами. Кроме того, метод управления является более подвижным и чувствительным к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства. Стиль как явление производственного порядка в определенной мере отстает от развития и совершенствования методов управления и в связи с этим может вступать с ним в противоречие. Т.е. вследствие определенной автономизации стиль руководства в качестве отражения устаревших методов управления может привносить в них новые, более прогрессивные элементы.

     Единство  методов и стиля руководства  состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с  присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические).

     Как видно, стиль руководства - явление  строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.

     В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип, "почерк" руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так и не существует двух одинаковых менеджеров с одинаковым стилем руководства.

     Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы обо всех делах докладывали только ему. Стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд.

     Для автократа характерны догматизм  и стереотипность мышления. Все новое  воспринимается им с осторожностью  или вообще не воспринимается, так  как в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Т.е. вся власть сосредоточена в руках руководителя-автократа. Даже размещение людей в процессе проведения совещаний подчинено его идеологии (все постоянно должны быть на виду, рис. 1, а). Это создает напряженную обстановку, так как подчиненные в этом случае желали бы избежать тесного контакта с таким менеджером.

     Рисунок 1. Место руководителя-автократа (а) и руководителя-демократа (б) при проведении деловых совещании4

     Руководитель  становится автократом тогда, когда  он по своим качествам стоит ниже людей, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру.

     Данный  стиль не стимулирует инициативу подчиненных, она, наоборот, часто наказуема автократом, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Под началом автократа неприятно работать, ибо увольнение "неугодных" является целью его управленческой деятельности. В споре он часто произносит сакраментальную фразу: "Мы с тобой не сработаемся". В таких условиях естественно отсутствует удовлетворенность трудом, так как подчиненные автократу сотрудники считают, что их творческие силы не находят должного применения. 
 

     Таблица 1.

Сравнительная характеристика авторитарного и  демократического стилей руководства5

Характеристики Стиль руководства
Авторитарный (директивный) Демократический
«Кредо», принцип 

Авторитет

Степень организованности  

Вид решения 

Вид распоряжений

Делегирование полномочий 
 

Вид контроля

Руководитель - повелитель; руководимый - подчиненный

По должности (формальный)

Детальная организация исполнения работ

Единоличные решения 

Приказ

Делегируются  только исполнительские задачи и ответственность за них

Контроль  исполнения

Руководитель - координатор; руководимый - партнер

По работе (реальный)

Гибкие  организационные рамки исполнения работ

Коллегиальные решения Просьба

Делегируется  общая задача и общая ответственность  

Контроль результата

 

     Менеджер, использующий преимущественно демократический стиль, стремится как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчиненными предельно вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива.

     Демократичный менеджер при проведении деловых  совещаний размещается, как правило, в середине групп. Это создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации (рис. 1, б).

     Как видно, приемы и способы воздействия  на подчиненных у автократа и демократа существенно разнятся (табл. 1).

     Руководитель  с либеральным (невмешательским) стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Отличает либералов безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления.

     Из  имеющегося арсенала средств воздействия  на коллектив основное место у либерала занимают уговоры и просьбы. При выполнении управленческих функций пассивен, можно сказать, "плывет по течению". Менеджер-либерал боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных6.

     Мягкость  в обращении с людьми мешает ему  приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные сотрудники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотношения. Следствием этого может быть панибратство, а "дистанция" руководителя со своими подчиненными на работе крайне незначительна. В конечном счете, руководитель либерального стиля не проявляет сколь-нибудь выраженных организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных и, как следствие, его управленческая деятельность нерезультативна. В конечном итоге все сводится к технологии принятия управленческих решений, в частности менеджер:

     единолично  принимает решение и извещает о нем ("чистый автократ");

     "внушает"  решение;

     высказывает свои мысли, идеи и предлагает задавать вопросы;

     предлагает  пробное решение в качестве опытного образца (модели) для решения;

     раскрывает  суть проблемы, дает указания, оценивает  предложения, принимает решения ("чистый" демократ);

     устанавливает ограничения и просит сотрудников  принять решение;

     позволяет подчиненным действовать без  ограничений, установленных руководством "свыше" ("чистое невмешательство")

     Исследования  немецких ученых выявили зависимость  между результатами труда и стилем руководства. Эффективность различных стилей оценивалась в течение трех лет. Самые высокие результаты у коллектива, где преобладает демократический стиль руководства, и самые низкие - либеральный и авторитарный (рис. 2).

     

     Рисунок 2. Эффективность различных стичей работы руководителя. 1 — авторитарный стиль; 2 — либеральный; 3 – демократический7

     Исследовались производительность труда, психологический климат, текучесть кадров и прибыль.

     Следует иметь в виду, что каждый из указанных  стилей "в чистом виде" встречается очень редко. Гибкость руководителя и заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации.

 

Глава 2. Анализ конкурентоспособности  компании Toyota Motor Corporation

     2.1 Анализ и оценка положения фирмы Toyota в отраслях мирового хозяйства

     Toyota Motor Corporation (TMC) является одним из ведущих авто изготовителей в мире, предлагая полный диапазон моделей. Глобальные продажи Toyota и Lexus, объединенные с таковыми из Daihatsu и Hino, насчитывали 8.81 миллионов единиц с 1 января 2006 до 31 декабря, 2006. Помимо собственных 12 заводов и многих производственных филиалов и филиалов в Японии, у Toyota есть 52 фирмы-изготовителя в 26 странах и областях, которые производят Lexus - и транспортные средства марки Toyota и компоненты. На март 2007 Toyota нанимает приблизительно 299 400 человек во всем мире (на объединенной основе), и транспортные средства рынков в больше чем 170 странах. Автомобильный бизнес Toyota, включая коммерческие финансы, составляет больше чем 90 % общего объема продаж компании, который прибыл в объединенные ¥23,94 триллиона в бюджетном году до марта 2007. Его разнообразные операции включают телекоммуникации и готовое жилье. Полные розничные продажи единицы Toyota / Lexus, Daihatsu и транспортных средств Hino. 

     Первые  финансовые компании под маркой Toyota были открыты в 1982 г. Для управления финансовыми структурами, принадлежащими автоконцерну, в 2000 г. была основана холдинговая компания Toyota Financial Services Corporation. 100% акций компании принадлежат Toyota Motor Corporation. На внутреннем японском рынке Toyota Motor является безоговорочным лидером, увеличившим свою рыночную долю продаж легковых автомобилей до 45,9% (за первые 6 месяцев 2006 г.). Обширное семейство моделей Toyota для Японии в 2006 г. включало около 57 наименований семейств автомобилей, причем при производстве практически одинаковых машин, различающихся лишь отделкой и внешним видом, реализация моделей каждого семейства относительно невелика. С 2001 г. на североамериканском автомобильном рынке продается больше моделей Toyota, чем в самой Японии. Первый автомобиль марки Toyota был ввезен в Европу в 1963 году. Это стало началом постепенного укрепления позиций компании на европейском рынке, которое привело к тому, что в 2000 году Toyota Motor Corporation доставила уже свой 10-ти миллионный автомобиль покупателю в Германии. Слово "рост" прочно вошло в словарь европейских сотрудников корпорации Toyota. К 2005 году значится достижение объема ежегодных продаж в Европе в количестве 800 000 автомобилей. Осуществлению этой задачи способствовали 25 европейских дистрибьюторов компании и 3500 дилерских центров.

Информация о работе Анализ системы управления в компании Toyota Motor Corporation