Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 09:47, курсовая работа
Исходя из данной мотивации, можно определить, почему руководитель выбирает ту или иную тактику поведения при решении определенной управленческой задачи, сознательно проявляя при этом активность и стремясь достичь поставленной цели. [2]
Цель курсовой работы: проанализировать сущность стимулирования персонала организации.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Глава…………………………………………………………………………….5
1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала….5
2. Сущность стимулирования и классификация стимулов…………….15
Заключение………………………………………………………………………18
II. Глава…………………………………………………………………………..19
Контент-анализ…………………………………………………………………..19
Анкетирование-опрос при помощи анкеты……………………………………22
Приложение № 1………………………………………………………………....26
Литература……………………………………………………………………….32
На трудовую мотивацию влияют различные стимулы: система экономических нормативов и льгот, уровень заработной платы и справедливость распределения доходов, условия и содержательность труда, отношения в семье, коллективе, признание со стороны окружающих и карьерные соображения, творческий порыв и интересная работа, желание самоутвердиться и постоянный риск, жесткие внешние команды и внутренняя культура и т.п.
Стимулирование как способ управления трудовым поведением работника состоит в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью. В широком смысле слова стимулирование — это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний. Стимулирование предполагает наличие у органов управления набора благ, способных удовлетворить значимые сегодня и сейчас потребности работника и использовать их в качестве вознаграждения за успешную реализацию трудовых функций. Различают моральное, организационное и ряд других видов стимулирования, часть которых представлена в табл. 1.1 [6]
Форма стимулирования |
|
1. Заработная плата (номинальная) | Оплата труда наемного работника, включающая основную (сдельную, повременную, окладную) и дополнительную (премии, надбавки за профмастерство, доплаты за условия труда, совместительство, подросткам, кормящим матерям, за работу в праздничные дни, за сверхурочную работу, за руководство бригадой, оплата или компенсация за отпуск и т.д.) заработную плату |
2. Заработная плата (реальная) | Обеспечение реальной заработной платы путем: 1) повышения тарифных ставок в соответствии с устанавливаемым государством минимумом; 2) введение компенсационных выплат; 3) индексация заработной платы в соответствии с инфляцией |
3. Бонусы | Разовые выплаты из прибыли предприятия (вознаграждение, премия, добавочное вознаграждение). За рубежом это — годовой, полугодовой, рождественский, новогодний бонусы, связанные, как правило, со стажем работы и размером получаемой зарплаты. Различают следующие виды бонусов: за отсутствие прогулов, экспортный, за заслуги, за выслугу лет, целевой |
4. Участие в прибылях | Выплаты через участие в прибылях — это не разовый бонус. Устанавливается доля прибыли, из которой формируется поощрительный фонд. Распространяется на категории персонала, способные реально воздействовать на прибыль (чаще всего это управленческие кадры). Доля этой части прибыли коррелирует с рангом руководителя в иерархии и определяется в процентах к его доходу (зарплате базовой) |
5.
Участие в акционерном
капитале |
Покупка акций предприятия (АО) и получение дивидендов: покупка акций по льготным ценам, безвозмездное получение акций |
6.
Планы дополнительных
выплат |
Планы связаны
чаще всего с работниками сбытовых
организаций и стимулируют |
7. Стимулирование свободным временем | Регулирование времени по занятости путем: 1) предоставления работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска, возможности выбора времени отпуска и т.д.; 2) организации гибкого графика работы; 3) сокращения длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда |
8. Трудовое или организационное стимулирование | Регулирует поведение работника на основе измерения чувства его удовлетворенности работой и предполагает наличие творческих элементов в его труде, возможность участия в управлении, продвижения по службе в пределах одной и той же должности, творческие командировки |
9. Стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания | Вручение грамот, значков, вымпелов, размещение фотографий на Доске почета. В зарубежной практике используются почетные звания и награды, публичные поощрения (избегают, особенно это характерно для Японии, публичных выговоров). В США используется для морального стимулирования модель оценки по заслугам. Создаются кружки («золотой кружок» и пр.) |
10. Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом | Выделение средств на: 1) оплату транспортных расходов; 2) приобретение транспорта: а) с полным обслуживанием (транспорт с водителем руководящему персоналу); б) с частичным обслуживанием лиц, связанных с частыми разъездами |
11. Сберегательные фонды | Организация сберегательных фондов для работников предприятия с выплатой процентов не ниже установленного в Сбербанке РФ. Льготные режимы накопления средств |
12. Организация питания | Выделение средств на организацию питания на предприятии; выплату субсидий на питание |
13. Продажа товаров, выпускаемых организацией или получаемых по бартеру | Выделение средств на скидку при продаже этих товаров |
14.
Стипендиальные
программы |
Выделение средств на образование (покрытие расходов на образование на стороне) |
15. Программы обучения персонала | Покрытие расходов на организацию обучения (переобучения) |
16.
Программы медицинского |
Организация медицинского обслуживания или заключение договоров с медицинскими учреждениями. Выделение средств на эти цели |
17. Консультативные службы | Организация консультативных служб или заключение договоров с таковыми. Выделение средств на эти цели |
18.
Программы жилищного |
Выделение средств
на собственное строительство |
19.
Программы, связанные
с воспитанием и обучением детей |
Выделение средств
на организацию дошкольного и
школьного (колледжей) воспитания детей,
внуков сот-
рудников фирмы; привилегированные стипендии |
20. Гибкие социальные выплаты | Компании устанавливают определенную сумму на «приобретение» необходимых льгот и услуг. Работник в пределах установленной суммы имеет право самостоятельного выбора льгот и услуг |
21. Страхование жизни | Страхование за счет средств компании жизни работника и за символическое отчисление — членов его семьи. За счет средств, удерживаемых из доходов работника, при несчастном случае выплачивается сумма, равная годовому доходу работника; при несчастном случае, связанном со смертельным исходом, выплачиваемая сумма удваивается |
22. Программы выплат по временной нетрудоспособности | Покрытие расходов по временной нетрудоспособности |
23. Медицинское страхование | Как самих работников, так и членов их семей |
24.
Льготы и компенсации, не |
Выплаты, формально
не связанные с достижением |
25. Отчисления в пенсионный фонд | Такой альтернативный государственному фонд дополнительного пенсионного обеспечения может быть создан как на самом предприятии, так и по договору с каким-либо фондом на стороне |
26. Ассоциации получения кредитов | Льготные кредиты на строительство жилья, приобретение товаров, услуг и т.д. |
2. Сущность стимулирования и классификация стимулов.
Стимулирование
Экономическая функция выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.
Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.
Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме этого, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности предопределяются формированием и стимулированием труда в обществе.
Стимул
часто характеризуется как
Классификация стимулов показана на рис.1.1 [4]
Главная цель стимулирования – соединить интересы работников со стратегическими задачами организации. Структура стимулирования показана на рис.1.2 [7]
Стимул – внешнее побуждение активности работника, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями. Стимулы становятся мотивами в том случае, когда они становятся объективно значимыми и отвечают потребностям субъекта (работника), т.е. стимул не тождественен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив.
Стимулы предлагаются человеку в качестве компенсации за его действия. Человек реагирует на многие стимулы, иногда не осознавая этого, т.е. бесконтрольно. Реакция на конкретные стимулы не одинакова у разных людей, поэтому стимулы должны разрабатываться с учетом действующих потребностей определенной личности.
Для мотивации нет одинаковых способов, применимых для всех людей, живущих в разных странах, так как все люди – слишком разные, отличаются друг от друга природой, воспитанием, культурой, менталитетом.
Стимул выполняет двоякую задачу. С одной стороны, он является составной частью реальной ситуации и активизирует мотивы, а с другой – в том случае, если порожденный им мотив ведет к удовлетворению потребностей человека, вызывает чувство удовлетворенности.
Стимулирование труда эффективно только в том случае, когда органы управления умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который платят. Цель стимулирования – не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отношениями. Эта цель может быть достигнута только при системном подходе к стимулированию.
Система
стимулирования труда предполагает
комплекс мер, направленных на повышение
трудовой активности работающих и как
следствие повышение
II. ГЛАВА
Контент-анализ.
Контент-анализ
(англ. content analysis; от content — содержание)
— формализованный метод
Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.
Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.
Для проведения контент-анализа я взяла журнал «Недра Сибири». Результаты контент-анализа приведены в таблице 2.1
Таблица 2.1
№ журнала | Название статьи | Страница |
№1 (31) январь 2009г. | На
звание лучшего
В феврале в ОАО «Томскнефть» пройдут смотры-конкурсы на звание «Лучший геолог» и «Лучший технолог». Конкурс проводиться по инициативе НК «Роснефть» третий год подряд. Для геологов и технологов предприятия это дает возможность получить общественное признание, обеспечить себе дальнейший карьерный рост и материальное вознаграждение. |
4 |
№2 (32) февраль 2009г. | Золотая
медаль за труд
Совет Российского союза нефтегазостроителей за выдающиеся достижения в области нефтегазового строительства наградил золотой медалью имени А.К. Кортунова группу ветеранов отрасли. |
27 |
№3 (33)март 2009г. | - |
- |
№4 (34) апрель 2009г. | - |
- |
№5 (35) май 2009г. | Факты, комментарииСтоит заметить, что с предприятия уходят люди и добровольно. «Уходят лучшие» из-за значительно большей зарплаты, которую, например, могут предложить нефтяники. |
6-7 |
№6 (36) июнь 2009г. | - |
- |
№7 (37) июль 2009г. | - | - |
№1 (38) август 2009г. | Поддержка, мотивация, развитиеПринять
людей – это только начало, нужно
их потом удержать… С точки
зрения мотивации институт представлен
на рынке труда достаточно серьезно.
Это и достойный уровень зар. |
24-25 |
№2 (39) сентябрь 2009г. | Неотразимые доводыПрозвучали сведения по объему генподрядных работ, налоговым отчислениям, численности персонала и зар.плате. Каждая из этих позиций смотрелась очень даже неплохо, и общее впечатление складывалось благоприятное. |
14-15 |
№3 (40) октябрь 2009г. | Северный стаж: год – за триВ ОАО «Томскнефть» ВНК отметили День старшего поколения. На предприятии Томскнефть ветеранов-пенсионеров не забывали никогда - и в советские, и в постсоветские времена. Это «золотой фонд», и берегут его здесь не на словах, а на деле. Формы поддержки - самые разные: от доплат к пенсии до праздничных и юбилейных мероприятий. |
28-29 |
№4 (41) ноябрь 2009г. | Британский диплом-сибирская нефтьМолодые специалисты ООО «Газпромнефть-Восток» стали магистрами университета Хериот-Ватт. Работу
с молодыми кадрами руководство
компании ведет системно и продумано,
все планируется буквально |
42-43 |
№5 (42) декабрь 2009г. | Планка не сниженаВ рамках сметы коллективного договора финансируются программы улучшения условий труда, оздоровления, поддержки молодых специалистов и пенсионеров, а также другие льготы и компенсации. |
7 |
Из
полученных результатов контент-анализа
видно, что тема систем стимулирования
персонала организации раскрыта
довольно широко.
Рис. 2.1 Частота
встречаемости темы «системы стимулирования
персонала организации» в журнале «Недра
Сибири» за 2009г. (%)
Анкетирование – опрос при помощи анкеты.
Метод
анкетирования —
Ме́тод
опро́са — психологический
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Правила составления вопросов.
Информация о работе Анализ системы стимулирования персонала организации