Анализ процесса управления закупками на ЗАО «Василина» и разработка программы мероприятий по его усовершенствованию

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:16, контрольная работа

Описание работы

Целью написания контрольной работы является описание и анализ процесса управления закупками на предприятии; разработка рекомендаций по ее усовершенствованию.Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
 дать краткую характеристику объекту исследования;
 описать цели и задачи процесса управления закупками на предприятии;
 для каждого участника определить его ответственность за реализацию процесса управления закупками;
 оценить, насколько результативно и эффективно выполняется процесс на предприятии;
 разработать рекомендации по совершенствованию системы управления закупками на предприятии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………

1 Раздел. Характеристика ЗАО «Василина»…….………………....

2 Раздел. Цели процесса управления закупками на ЗАО «Василина»..................................................................................................

3 Раздел. Ответственность и полномочия участников процесса управления закупками на ЗАО «Василина» ……………………………..

4 Раздел. Измеряемые показатели процесса управления закупками на ЗАО «Василина» ………………………………………………………..

5 Раздел. Схема описания процесса управления закупками …….

6 Раздел. Анализ слабых и сильных сторон в реализации процесса управления закупками на ЗАО «Василина» ……………………………….

7 Раздел. Программа мероприятий по усовершенствованию процесса управления закупками на ЗАО «Василина» …………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………

Работа содержит 1 файл

Упарвленческие процессы и технологии.doc

— 187.50 Кб (Скачать)
 

     Рассмотрим  ответственность за реализацию процесса каждого участника в таблице 3.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 3.1 - Ответственность и полномочия участников процесса

Наименование  участника процесса Наименование  должности согласно штатного расписания Ответственность и полномочия участника
Владелец  процесса Коммерческий  директор Планирование  закупок, т.е. формирование отделам  закупочных программ и обеспечение  необходимых условий для их выполнения.
Представитель руководства Начальники торгового и коммерческого отделов Заключают договора с поставщиками на поставку продукции 
Планируют потребность предприятия в материальных ресурсах, необходимых для процесса производства
Руководитель  подразделения Менеджеры по снабжению Изучают спрос потребителей на материально-технические ресурсы (проводят социальный опрос при покупке);
Производят  расчеты с поставщиками и потребителями  за получаемую и реализуемую продукцию
Исполнитель Кладовщики Учитывают наличие, состояние и движение товаров и представляют необходимые сведения в бухгалтерию предприятия
Соблюдают трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования производственной санитарии  и гигиены, требования противопожарной  безопасности, гражданской обороны
 
 

     4 Раздел. Измеряемые  показатели процесса  управления закупками  на ЗАО «Василина»

     Результативность  и эффективность выполнения процесса на данном предприятии оцениваются  такими показателями как оптовый  товарооборот и движение материальных ресурсов.

     На  предприятии анализируется динамика оптового товарооборота по годам, кварталам и месяцам, на основе которого можно говорить о ритмичности или неритмичности развития оптового товарооборота.

     Например, динамика оптового товарооборота показана в таблице 4.1

     Таблица 4.1 – Динамика оптового товарооборота ЗАО «Василина» за 2007-2009 гг.

Годы

Фактический оптовый товарооборот (млн. руб.)

Цепные  темпы роста

товарооборота, %

Базисные  темпы роста товарооборота, %
В действ. ценах В сопост. ценах В действ. ценах В сопост. ценах В действ. ценах В сопост. ценах
2007 21415 21415 100,0 100,0 100,0 100,0
2008 26207 21766 122,4 101,7 122,4 101,7
2009 31052 22275 118,5 102,3 145,0 104,0
 

     Данные  таблицы показывают, что за последние  три года темпы роста оптового товарооборота снижаются: в 2008 году рост товарооборота составил 122,4%, а в 2009 году – 118,5%. Это объясняется тем, что цены на продукцию, реализуемую в организации, выросли в 2009 году по сравнению с 2008 годом, но меньше, чем в 2008 году по сравнению с 2007 годом (средний индекс цен в 2008 году – 1204 или 120,4%, в 2009 году – 1158 или 115,8%). Количество реализованной продукции увеличилось в 2008 году на 1,7%, в 2009 году на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота невысокие, но тенденция намечается положительная. За три года оптовый товарооборот предприятия возрос на 45% (в действующих ценах) и на 4% (в сопоставимых ценах) за счет увеличения физического объема оптового товарооборота.

     По  кварталам оптовый товарооборот организации распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает оборот четвертого квартала – свыше 27,0, а наименьший удельный вес в годовом товарообороте приходится на первый квартал – свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться. 

     Данные  о движении материальных ресурсов по организации приведены в таблице 4.2.

     Таблица 4.2 – Движение материальных ресурсов за 2008 – 2009 гг.

Показатели 2008 год 2009 год Отклонение  в сумме (+;-) Влияние на изменение  товарооборота (+; -)
Запасы  материалов на начало года 2092 2430 +338 +338
Поступление материалов 26563 31693 +5130 +5130
Прочее  выбытие материалов 18 10 -8 +8
Запасы  материалов на конец года 2430 3061 +631 -631
Оптовая реализация материалов 26207 31052 +4845 +4845
 

     Оптовый товарооборот предприятия возрос в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 4845 млн. руб. за счет завышенных товарных запасов на начало года (+338 тыс. руб.), роста поступления материалов на склад (+5130 млн. руб.) и уменьшения прочего выбытия материалов (+8 тыс. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (- 631 тыс. руб.). 

     5 Раздел. Схема описания  процесса управления  закупками 

     На предприятии существует специализированный отдел снабжения, занимающийся поставкой материальных ресурсов; и подчиненный непосредственно коммерческому директору.

     Деление работы в отделе происходит по функциональному  признаку. Менеджеры по снабжению  отдела занимаются закупками различных  групп материалов.

     Проанализируем основные этапы процесса закупки материалов на ЗАО «Василина».

     Закупка материалов на ЗАО «Василина»начинается с анализа рынков сбыта. Цель проведения исследований рынка закупок материалов определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Это:

    • непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);
    • опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);
    • рынки заменителей (полностью или частично заменяемых продуктов);
    • новые рынки.

     Далее происходит непосредственно выбор поставщиков. Большинство материалов ЗАО «Василина» закупает в крупных  оптовых фирмах. Выбор поставщиков осуществляется по следующей технологии.

     1. Поиск потенциальных поставщиков.  При этом могут быть использованы  следующие методы:

    • изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;
    • посещение выставок и ярмарок;
    • переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

     В результате перечисленных мероприятий  формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

     2. Анализ потенциальных поставщиков.

     Составленный  перечень потенциальных поставщиков  анализируется на основании специальных  критериев, позволяющих осуществить  отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

     3. Оценка результатов работы с  поставщиками.

     Непосредственно формирование заявок у поставщиков  осуществляется следующим образом. Менеджер по закупкам высылает поставщику по e-mail или факсу заказ, в котором перечисляется интересующие материалы, количества, условия, сроки поставки или резервирования, а так же каталожные коды фирм-производителей. На основании полученного заказа поставщик выставляет подтверждение с указанием номенклатуры, цен, количества, условий и сроков поставки заказанного оборудования. После подтверждения менеджера, заказ считается размещенным и материалы, находящееся на складе поступают в отдел закупок, после чего отказаться от них уже невозможно, а материалы, отсутствующие на складе резервируются.

     Поступающие в магазин товары принимают материально  ответственные лица. При приемке  товаров по количеству проверяются  соответствие фактически доставленного  товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется  в соответствии с требованием стандартов и технических условий.  

     6 Раздел. Анализ слабых  и сильных сторон  в реализации процесса  управления закупками  на ЗАО «Василина»

     Для того, чтобы определить насколько  эффективна деятельность службы снабжения, необходимо еще раз уточнить главную задачу закупочной деятельности. А задача эта заключается в следующем: снабдить производство материально-техническими ресурсами в необходимом количестве, нужного качества, в установленное время, с наименьшими затратами. Но как это сделать в условиях стремительно меняющейся ситуации на рынке? Как предотвратить постоянные просрочки поставок, завышение цен поставщиками, поставку материалов низкого качества, а зачастую и просто брака? И, наконец, как наиболее эффективным способом управлять мощными финансовыми и материальными потоками?

     Именно  этими вопросами занимаются работники  снабжения компании. Но не все эти  проблемы удается разрешить вовремя  и правильными путями, так как  этому способствует ряд следующих  причин:

  • небольшой штат сотрудников, занимающийся процессом управления закупками;
  • достаточно большие затраты на материальные ресурсы и складские запасы;
  • высокие закупочные цены;
  • неудовлетворительная система мотивации сотрудников;
  • отсутствие полной и своевременной информации, средств и способов ее обработки, оптимальных управленческих решений;
  • низкий уровень развития оптового товарооборота.

     Перечисленные причины тормозят нормальную работу предприятия и требуют незамедлительного  разрешения. Для этого в данной работе разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления закупками на предприятии. 

     7 Раздел. Программа  мероприятий по  усовершенствованию  процесса управления  закупками на ЗАО  «Василина»

     Процесс управления закупками на предприятии  требует много усилий, затрат и  опыта работы в этой области. Для более успешной работы предприятия можно предложить руководству организации внедрить новую систему управления закупками или улучшить существующую (рис. 7.1).

Информация о работе Анализ процесса управления закупками на ЗАО «Василина» и разработка программы мероприятий по его усовершенствованию