Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:16, контрольная работа
Целью написания контрольной работы является описание и анализ процесса управления закупками на предприятии; разработка рекомендаций по ее усовершенствованию.Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
дать краткую характеристику объекту исследования;
описать цели и задачи процесса управления закупками на предприятии;
для каждого участника определить его ответственность за реализацию процесса управления закупками;
оценить, насколько результативно и эффективно выполняется процесс на предприятии;
разработать рекомендации по совершенствованию системы управления закупками на предприятии;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
1 Раздел. Характеристика ЗАО «Василина»…….………………....
2 Раздел. Цели процесса управления закупками на ЗАО «Василина»..................................................................................................
3 Раздел. Ответственность и полномочия участников процесса управления закупками на ЗАО «Василина» ……………………………..
4 Раздел. Измеряемые показатели процесса управления закупками на ЗАО «Василина» ………………………………………………………..
5 Раздел. Схема описания процесса управления закупками …….
6 Раздел. Анализ слабых и сильных сторон в реализации процесса управления закупками на ЗАО «Василина» ……………………………….
7 Раздел. Программа мероприятий по усовершенствованию процесса управления закупками на ЗАО «Василина» …………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………
Рассмотрим
ответственность за реализацию процесса
каждого участника в таблице 3.1
Таблица 3.1 - Ответственность и полномочия участников процесса
Наименование участника процесса | Наименование должности согласно штатного расписания | Ответственность и полномочия участника |
Владелец процесса | Коммерческий директор | Планирование закупок, т.е. формирование отделам закупочных программ и обеспечение необходимых условий для их выполнения. |
Представитель руководства | Начальники торгового и коммерческого отделов | Заключают договора с поставщиками на поставку продукции |
Планируют
потребность предприятия в | ||
Руководитель подразделения | Менеджеры по снабжению | Изучают спрос потребителей на материально-технические ресурсы (проводят социальный опрос при покупке); |
Производят расчеты с поставщиками и потребителями за получаемую и реализуемую продукцию | ||
Исполнитель | Кладовщики | Учитывают наличие, состояние и движение товаров и представляют необходимые сведения в бухгалтерию предприятия |
Соблюдают трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования производственной санитарии и гигиены, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны |
4 Раздел. Измеряемые показатели процесса управления закупками на ЗАО «Василина»
Результативность и эффективность выполнения процесса на данном предприятии оцениваются такими показателями как оптовый товарооборот и движение материальных ресурсов.
На предприятии анализируется динамика оптового товарооборота по годам, кварталам и месяцам, на основе которого можно говорить о ритмичности или неритмичности развития оптового товарооборота.
Например, динамика оптового товарооборота показана в таблице 4.1
Таблица 4.1 – Динамика оптового товарооборота ЗАО «Василина» за 2007-2009 гг.
Годы |
Фактический оптовый товарооборот (млн. руб.) | Цепные темпы ростатоварооборота, % |
Базисные темпы роста товарооборота, % | |||
В действ. ценах | В сопост. ценах | В действ. ценах | В сопост. ценах | В действ. ценах | В сопост. ценах | |
2007 | 21415 | 21415 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
2008 | 26207 | 21766 | 122,4 | 101,7 | 122,4 | 101,7 |
2009 | 31052 | 22275 | 118,5 | 102,3 | 145,0 | 104,0 |
Данные таблицы показывают, что за последние три года темпы роста оптового товарооборота снижаются: в 2008 году рост товарооборота составил 122,4%, а в 2009 году – 118,5%. Это объясняется тем, что цены на продукцию, реализуемую в организации, выросли в 2009 году по сравнению с 2008 годом, но меньше, чем в 2008 году по сравнению с 2007 годом (средний индекс цен в 2008 году – 1204 или 120,4%, в 2009 году – 1158 или 115,8%). Количество реализованной продукции увеличилось в 2008 году на 1,7%, в 2009 году на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота невысокие, но тенденция намечается положительная. За три года оптовый товарооборот предприятия возрос на 45% (в действующих ценах) и на 4% (в сопоставимых ценах) за счет увеличения физического объема оптового товарооборота.
По
кварталам оптовый товарооборот
организации распределялся
Данные
о движении материальных ресурсов по
организации приведены в
Таблица 4.2 – Движение материальных ресурсов за 2008 – 2009 гг.
Показатели | 2008 год | 2009 год | Отклонение в сумме (+;-) | Влияние на изменение товарооборота (+; -) |
Запасы материалов на начало года | 2092 | 2430 | +338 | +338 |
Поступление материалов | 26563 | 31693 | +5130 | +5130 |
Прочее выбытие материалов | 18 | 10 | -8 | +8 |
Запасы материалов на конец года | 2430 | 3061 | +631 | -631 |
Оптовая реализация материалов | 26207 | 31052 | +4845 | +4845 |
Оптовый
товарооборот предприятия возрос в 2009
году по сравнению с 2008 годом на 4845 млн.
руб. за счет завышенных товарных запасов
на начало года (+338 тыс. руб.), роста поступления
материалов на склад (+5130 млн. руб.) и уменьшения
прочего выбытия материалов (+8 тыс. руб.).
Но возможности роста товарооборота в
динамике уменьшились в результате увеличения
товарных запасов на конец года (- 631 тыс.
руб.).
5
Раздел. Схема описания
процесса управления
закупками
На предприятии существует специализированный отдел снабжения, занимающийся поставкой материальных ресурсов; и подчиненный непосредственно коммерческому директору.
Деление работы в отделе происходит по функциональному признаку. Менеджеры по снабжению отдела занимаются закупками различных групп материалов.
Проанализируем основные этапы процесса закупки материалов на ЗАО «Василина».
Закупка материалов на ЗАО «Василина»начинается с анализа рынков сбыта. Цель проведения исследований рынка закупок материалов определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Это:
Далее происходит непосредственно выбор поставщиков. Большинство материалов ЗАО «Василина» закупает в крупных оптовых фирмах. Выбор поставщиков осуществляется по следующей технологии.
1.
Поиск потенциальных
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2.
Анализ потенциальных
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.
3. Оценка результатов работы с поставщиками.
Непосредственно формирование заявок у поставщиков осуществляется следующим образом. Менеджер по закупкам высылает поставщику по e-mail или факсу заказ, в котором перечисляется интересующие материалы, количества, условия, сроки поставки или резервирования, а так же каталожные коды фирм-производителей. На основании полученного заказа поставщик выставляет подтверждение с указанием номенклатуры, цен, количества, условий и сроков поставки заказанного оборудования. После подтверждения менеджера, заказ считается размещенным и материалы, находящееся на складе поступают в отдел закупок, после чего отказаться от них уже невозможно, а материалы, отсутствующие на складе резервируются.
Поступающие
в магазин товары принимают материально
ответственные лица. При приемке
товаров по количеству проверяются
соответствие фактически доставленного
товара данным сопроводительных документов.
Приемка товаров по качеству ведется
в соответствии с требованием стандартов
и технических условий.
6 Раздел. Анализ слабых и сильных сторон в реализации процесса управления закупками на ЗАО «Василина»
Для того, чтобы определить насколько эффективна деятельность службы снабжения, необходимо еще раз уточнить главную задачу закупочной деятельности. А задача эта заключается в следующем: снабдить производство материально-техническими ресурсами в необходимом количестве, нужного качества, в установленное время, с наименьшими затратами. Но как это сделать в условиях стремительно меняющейся ситуации на рынке? Как предотвратить постоянные просрочки поставок, завышение цен поставщиками, поставку материалов низкого качества, а зачастую и просто брака? И, наконец, как наиболее эффективным способом управлять мощными финансовыми и материальными потоками?
Именно этими вопросами занимаются работники снабжения компании. Но не все эти проблемы удается разрешить вовремя и правильными путями, так как этому способствует ряд следующих причин:
Перечисленные
причины тормозят нормальную работу
предприятия и требуют
7 Раздел. Программа мероприятий по усовершенствованию процесса управления закупками на ЗАО «Василина»
Процесс управления закупками на предприятии требует много усилий, затрат и опыта работы в этой области. Для более успешной работы предприятия можно предложить руководству организации внедрить новую систему управления закупками или улучшить существующую (рис. 7.1).