Анализ основных стилей управления и руководства в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть основные стили управления и руководства в организации.
Объектом исследования являются составляющие стиля управления и руководства.
Предметом исследования являются особенности развития стиля управления и руководства.
Основными задачами данной работы являются следующие: выявить содержание и структуру понятий «стиль управления» и «управленческое мышление», а также условия и факторы, обеспечивающие эффективность стиля управленческого мышления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Основные стили управления и руководства в организации 4
1.1.Понятие стиля управления и одномерные стили руководства 4
1.2.Многомерные стили руководства 10
ГЛАВА 2. Анализ основных стилей управления и руководства в организации 15
2.1.Анализ стиля руководства на примере компании «Wild Russia» 15
2.2. Анализ стиля руководства на примере компании «ПроКоммерцБанк» 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

Cтратегический менеджмент.docx

— 90.46 Кб (Скачать)

«Управленческая решетка» Блейка и Мутона, представляет собой таблицу, состоящую из 9 строк и 9 столбцов, пересечение которых образует 81 поле. Если такую таблицу наложить на правый верхний квадрант, образованный осями абсцисс и ординат, то на них можно отразить величину экспертных оценок подходов, которых придерживается конкретный руководитель, и определить занимаемое им поле на «решетке», характеризующее применяемый им на практике стиль управления (рис.1.1)13.

Рис. 1. Модель Блейка - Мутона

Вертикальная ось этой схемы  ранжирует “заботу о человеке”  по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось  ранжирует “заботу о производстве”  также по шкале от 1 до 9. Стиль  руководства определяется обоими этими  критериями. Блейк и Моутон описали пять крайних и наиболее характерных позиций матрицы.

1.1. - страх перед бедностью  (примитивное руководство). Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

1.9. - дом отдыха (социальное  руководство). Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства. Менеджеры такого типа полагают, что основа успеха заложена в поддержании атмосферы доверия, взаимопонимания в коллективе.

9.1. - авторитет - подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Эта позиция характерна для менеджеров, которые во главу угла ставят заботу о производстве и практически не осуществляют никакой социальной деятельности.

5.5. - организация (производственно-социальное  управление). Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умело сочетает заботу о людях с заботой о производстве. Такой менеджер считает, что компромисс во всех случаях — лучшее решение, он есть основа для эффективного управления.

9.9. - команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству.

Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9.914. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, повышая эффективность своей работы.

Альтернативным подходом  к решению  задачи эффективного управления является  трехосевая таблица Реддина, которая расширяет сетку Блэйка за счет добавления третьего фактора - эффективности. Реддин определяет восемь стилей менеджмента исходя из комбинации трех факторов:

-ориентация на задачи - степень, до которой менеджер направляет собственные усилия и усилия своих подчиненных на достижение целей, характеризуется планированием, организацией и контролем,

-ориентация на отношения - степень, до которой менеджер имеет персональные отношения по работе, характеризуется доверием, уважением к идеям подчиненных и учетом их чувств,

-эффективность - степень, при которой менеджер достигает высших требований, предъявляемых к данной должности. Четыре стиля - миссионер, автократ, соглашатель и дезертир - менее эффективны, чем другие четыре стиля - прогрессист, доброжелательный автократ, администратор и бюрократ.

Краткое описание восьми стилей менеджмента:

1. Администратор  - менеджер, который  ориентирован на решение существенных  задач  и высокий уровень  взаимоотношений с учетом ситуации, обеспечивающей принятие эффективных  решений.

2. Соглашатель - менеджер, который  применяет высокую степень ориентации  на задачи и на отношения  в ситуации, которая этого не  требует. Поэтому такой менеджер  менее эффективен. Он слаб в  принятии решений, позволяет воздействовать  на себя различным факторам  давления и предпочитает минимизировать  существующее давление, чем максимизировать   производство в перспективе.

3. Доброжелательный автократ - менеджер, который применяет высокую степень  ориентации на задачи и низкую  степень ориентации на отношения  в ситуации, которая приемлет  такое поведение, следовательно,  он более эффективен. Это человек,  который знает, чего хочет, и знает, как получить это, не вызывая обиды или негодования.

4.Автократ - менеджер, который применяет  высокую степень ориентации на  задачи и низкую степень ориентации  на отношения в ситуации, которая  не приемлет такого поведения,  поэтому он менее эффективен. Это человек, не уверенный в  других, невежливый и заинтересованный  только в текущих делах.

5. Прогрессист - менеджер, который  применяет высокую степень ориентации  на отношения и низкую степень  ориентации на задачи в ситуации, которая приемлет такое поведение,  что делает его более эффективным.  Это человек, имеющий полное  доверие к людям и в первую  очередь озабоченный их развитием  как личностей.

6. Миссионер - менеджер, который  применяет высокую степень ориентации  на отношения и низкую степень  ориентации на задачи в ситуации, которая не приемлет такого  поведения, что делает его менее  эффективным. Это человек, главным  образом заинтересованный в гармонии.

7. Бюрократ -  менеджер, который  применяет низкую степень ориентации  на задачи и на отношения  в ситуации, которая приемлет  такое поведение, что делает  его более эффективным. Это  человек, в первую очередь заинтересованный  в правилах и процедурах как  таковых и желающий таким образом  контролировать ситуацию для  собственной выгоды. Это зачастую  добросовестные люди.

8. Дезертир - менеджер, который применяет  низкую степень ориентации на  задачи и на отношения в  ситуации, которая не приемлет  такого поведения, что делает  его менее эффективным, это  пассивный человек15.

 

 

ГЛАВА 2. Анализ основных стилей управления и руководства в организации

2.1.Анализ стиля руководства  на примере компании «Wild Russia»

 

Анализ стиля управления в данном параграфе проводится на примере  компании «Wild Russia» ( г. Санкт-Петербург).

Компания "WILD RUSSIA" была создана в 1992 году. Изначальная идея компании определялась как создание и проведение путешествий по России и бывшему Советскому Союзу, связанных с горовосхождениями, удаленными или труднодоступными территориями и заповедниками, и рядом других уникальных мест живой природы. В настоящий момент данная компания является туроператором в области приключенческого и экологического туризма.

Рассматриваемая в работе организация прошла первый этап с 1992 г. по 1998 г. Организация находилась в стадии становления. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

 Второй  этап с 1998 г по 2005 г. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются в сущности неформальными.

Этап  формализации и управления – с 2005 - по настоящее время. На данном этапе  структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций  и стабильность. Органы по выработке  и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена  организации, процесс принятия решений  становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что  выбытие тех или иных членов организации  не вызывает серьезной опасности.

Компания  «Wild Russia» разрабатывает собственные приключенческие туры, которые интересны по содержанию и по выбранным местам для путешествий.  

Компания  принимает на работу инструкторов, которые имеют профессиональную подготовку и могут проводить  туры, для которых нужна хорошая  спортивная подготовка.

Рассмотрим  систему управления в компании (рис.1)

 

Владелец / президент


Управляющий офисом

Представитель по продажам за пределами офиса,

выездное обслуживание.

Турагент по деловым поездкам

 

Турагент по путешествиям и развлечениям

Представитель офиса по продажам

Рис.1. Модель управленческой структуры 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достоинствами данной структуры является: специализация сотрудников, сокращение конкуренции внутри офиса, любой  агент может специалистом в определенном виде путешествий, а также простота организации и несложность контроля.

Для совершенствования стандартной  модели управленческой структуры турфирмы применяется распределение агентов  по специфическим потребительским  рынкам

Основной  задачей коллектива является создание приключенческих туров, которые  ломают сложившиеся стереотипы представлений  о туризме, как о пассивном  отдыхе. В связи с этой задачей  и формируется коллектив компании – чаще всего это молодежь, которая действительно увлечена спортивным и приключенческим туризмом.

 Требования  к персоналу в компании: основными  требованиями к персоналу в  компании являются: компетентность  в сфере работы (высшее образование,  профессионализм в области деятельности), знание разговорного английского  языка (обязательно), креативность, умение работать самостоятельно, способность разделять основные  цели компании, коммуникабельность, коммуникативность. Например, многие участники походов, организуемых данной фирмой, в дальнейшем становятся сотрудниками фирмы и инструкторами по определенным турам.

Общие ценности: все члены компании стремятся  предлагать широкий спектр услуг  наивысшего качества, обладают высоким  профессионализмом, стремятся к  использованию современных технических  средств. Каждый год компания разрабатывает  несколько новых эксклюзивных маршрутов, ориентируясь на спрос потребителей. Самое главное в компании –  все сотрудники не просто работают там, но являются полноценными создателями, участниками и партнерами в деятельности фирмы.

По стилю  руководства: в компании сложился либеральный стиль руководства. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.

При этом поощрение и наказание отступают  на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей. Подчиненные  избавлены от постоянного контроля и «самостоятельно» принимают решения  и стараются найти  путь их реализации в рамках предоставленных полномочий. Они не догадываются, что руководитель все уже заранее продумал и  создал для этого процесса необходимые  условия, которые предопределяют конечный результат. Такая работа приносит им удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

Применение  этого стиля имеет все большее  распространение из-за растущих масштабов  научно-технической деятельности и  опытно-конструкторских разработок, которые выполняются высококлассными  специалистами, которые не хотят  находиться под давлением и опекой. Его эффективность зависит от реального стремления подчиненных  к этому, четкой формулировкой руководителем  задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении  оценки результатов и вознаграждения.

Но такой  стиль может превратиться в бюрократический, когда руководитель совсем устраняется от дел. Он передает все управление в руки независимых руководителей, которые от его имени управляют коллективом, применяя жесткие авторитарные методы руководства. Сам же он делает вид, что власть находится в его руках, а на самом деле все больше становится зависимым от своих помощников.

2.2. Анализ стиля руководства на примере компании «ПроКоммерцБанк»

 

В отличие  от компании «WILD RUSSIA», стиль руководства на другом предприятии предполагает высокий уровень авторитарности. С чем это связано? В первую очередь, с тем, что данное предприятие функционирует в сфере, требующей жесткой регламентации всех процессов. Для примера рассмотрим стиль управления в менеджменте банка «ПроКоммерцБанк».

«ПроКоммерцБанк» был организован командой иностранных и российских банковских специалистов, имеющих более чем 15-летний опыт работы на зарубежном и российском банковских рынках. Активную деятельность Банк начал в июле 2006 года, после получения лицензии ЦБ РФ на осуществление банковских операций. Банк располагается в Москве, на ул.Тимирязевской.

Главная цель и миссия «ПроКоммерцБанка» – предоставлять качественные и надежные банковские услуги и финансовую поддержку на приемлемых условиях малым и средним предприятиям и индивидуальным предпринимателям. В банке уделяется особое внимание растущим компаниям, которые имеют четкий план развития и менеджмента.

Информация о работе Анализ основных стилей управления и руководства в организации