Анализ основных стилей управления и руководства в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть основные стили управления и руководства в организации.
Объектом исследования являются составляющие стиля управления и руководства.
Предметом исследования являются особенности развития стиля управления и руководства.
Основными задачами данной работы являются следующие: выявить содержание и структуру понятий «стиль управления» и «управленческое мышление», а также условия и факторы, обеспечивающие эффективность стиля управленческого мышления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Основные стили управления и руководства в организации 4
1.1.Понятие стиля управления и одномерные стили руководства 4
1.2.Многомерные стили руководства 10
ГЛАВА 2. Анализ основных стилей управления и руководства в организации 15
2.1.Анализ стиля руководства на примере компании «Wild Russia» 15
2.2. Анализ стиля руководства на примере компании «ПроКоммерцБанк» 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

Cтратегический менеджмент.docx

— 90.46 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Основные стили управления и руководства в организации 4

1.1.Понятие стиля управления и одномерные стили руководства 4

1.2.Многомерные стили руководства 10

ГЛАВА 2. Анализ основных стилей управления и руководства в организации 15

2.1.Анализ стиля руководства на примере компании «Wild Russia» 15

2.2. Анализ стиля руководства на примере компании «ПроКоммерцБанк» 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В России до недавнего времени традиционно считали, что для формирования эффективного управления достаточно экономических и правовых знаний, однако при этом забывают, что такое понимание управления было исчерпано уже в 30-е годы в период «великой депрессии», или системного кризиса, охватившего тогда западные страны.

Каждая страна, располагающая ограниченным числом управляющих, считает, что это «золотой фонд нации». В числе типичных социально-психологических черт личности этого склада называются: инициативность, энергичность, уверенность, проницательность, предприимчивость, организованность, высокая работоспособность и др. Но главное среди них творческий склад ума, стратегическое мышление, умение аккумулировать энергию многих, склонность к инновациям.

Цель исследования – рассмотреть основные стили управления и руководства в организации.

Объектом исследования являются составляющие стиля управления и руководства.

Предметом исследования являются особенности развития стиля управления и руководства.

Основными задачами данной работы являются следующие: выявить содержание и структуру понятий «стиль управления» и «управленческое мышление», а также условия и факторы, обеспечивающие эффективность стиля управленческого мышления.

 

ГЛАВА 1. Основные стили управления и руководства в организации

1.1.Понятие стиля управления и одномерные стили руководства

 

Стиль управления — это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата1. Для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от начальника огромное значение имеет то, как в каком тоне отдан приказ, как при этом вел себя начальник, учитывал ли при этом его, подчиненного, мнение, его профессиональный потенциал, возможности. В этом как раз и проявляется стиль руководства.

Управленческая   деятельность   представляет   собой   специфическую разновидность трудового процесса, и  характеризуется  предметом  труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами.

Предметом труда в управлении является информация.  Вся  собранная  и полученная информация из разных источников в результате  управленческой деятельности анализируется и на ее основе создаются  варианты  решений, то  есть  информация,  исходя  из  которой  объект   управления   может предпринимать конкретные действия.

Средствами  управления  являются  все,  что   будет   способствовать осуществлению операций  с  информацией  -  от  компьютеров,  телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.

Управление  относится  к  категории   умственного   труда,   который осуществляется  человеком  в  виде  нервно  -  психологических   усилий (слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдение,  мышление  и тому подобное).

Все управленческие действия различаются по  назначению,  конкретному содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности.

Сложность  управления   определяется   масштабами,   количеством   и структурой  решаемых  проблем,   связей   между   ними,   разнообразием применяемых    методов,    организационных     принципов.     Сложность характеризуется  и  степенью  новизны  принимаемых   решений,   объемом требуемых  изменений,  поиском  нетрадиционных  подходом,  а   так   же определяется      степенью      оперативности,       самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.

Управление  организацией  является  одним  из  основных  видов  всей совокупности  управления.  Представляет  собой  способ  воздействия  на процесс  производства,  каких  -  либо  благ  или  услуг  с  целью  его упорядочения на основе объективных законов развития производства.

Управление  можно  разделить  на  управление  людьми  и   управление деятельностью   организации.   Управление   в   организации    является взаимоотношением между  руководителем  и  подчиненным  ему  персоналом, направленное  на  достижение  результатов   деятельности   организации. Управление соединяет все человеческие и материальные  ресурсы  с  целью выполнения задач, стоящих перед организацией.

Существует  два подхода к изучению стилей: традиционный и современный. К традиционному  подходу относятся «одномерные» стили управления. «Одномерные» стили, характеризуются одним каким - то фактором, к ним относятся: авторитарный, демократический и либерально-попустительский2.

Позднее предпринимались попытки терминологических  изменений, и те же самые стили руководства обозначаются как директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный)3.

В рамках «одномерных» стилей управления можно  рассматривать две модели. Классическая модель классификации стилей руководства, предложенная К. Левиным и альтернативная ей модель классификации стилей Лайкерта4.

Модель  К. Левина основана на том, что «главная роль при классификации стилей руководства была отдана свойствам личности и особенностям характера руководителя»5.

В модели Лайкерта в эту основу положен ориентир руководителя либо на работу, либо на человека.  Обе рассматриваемые модели относятся к поведенческому подходу, который создал основу для классификации стилей руководства. Эффективность руководства согласно этому подходу определяется тем, как относится менеджер к своим подчиненным.

Рассмотрим  основные стили руководства, которые  выделил в своих исследованиях К. Левин. Авторитарный стиль руководства (автократический, директивный, административный). Отличается «чрезмерной централизацией власти, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными. Существуют разновидности авторитарного стиля: «эксплуататорский» и «благожелательный»»6.

«Эксплуататорский»  авторитарный стиль сводится к тому, что «руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание»7.

Сотрудники  относятся к приказам руководителя безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находят в ней подтверждение своей правоты. В целом в результате этого в организации или подразделении формируется неблагоприятный морально-психологический климат, и создается атмосфера для развития производственных конфликтов.

При более  мягкой «благожелательной» разновидности  авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется при принятии решений  их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему. Если это делается демонстративно, психологический  климат ухудшается. Данный стиль руководства предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Мотивирование страхом здесь присутствует, но оно минимально.

Появление руководителя-автократа связано  с особенностями его характера. В большинстве случаев это властные, настойчивые и упорные люди, с преувеличенными представлениями о собственных способностях, обладающие большим стремлением к престижности и власти. По темпераменту они являются холериками.

Демократический стиль управления (коллегиальный). Организации, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением. На практике выделяют две разновидности демократического стиля: «консультативную» и «партисипативную».

Обычно  демократический стиль управления применяется в том случае, когда  исполнители хорошо разбираются  в выполняемой работе, и могут внести в неё новизну и творчество. 

Либеральный стиль управления (нейтральный, попустительский). Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты8.

При этом поощрение и наказание отступают  на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей. Подчиненные  избавлены от постоянного контроля и «самостоятельно» принимают решения и стараются найти  путь их реализации в рамках предоставленных полномочий. Они не догадываются, что руководитель все уже заранее продумал и создал для этого процесса необходимые условия, которые предопределяют конечный результат. Такая работа приносит им удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

Применение  этого стиля имеет все большее  распространение из-за растущих масштабов научно-технической деятельности и опытно-конструкторских разработок, которые выполняются высококлассными специалистами, которые не хотят находиться под давлением и опекой9. Его эффективность зависит от реального стремления подчиненных к этому, четкой формулировкой руководителем задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении оценки результатов и вознаграждения.

Авторитарный, демократический и либеральный  стили управления не имеют между  собой барьера, и на деле плавно переходят  друг в друга, образуя непрерывную  цепочку.

В противоположность  первому типу руководителя Лайкерт ставит руководителя, сосредоточенного на человеке, главной заботой которого являются люди. Он сосредотачивает внимание на повышении производительности труда, используя совершенствование человеческих отношений10. Данный тип руководителя позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда.

Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Стиль руководства, сосредоточенный на человеке способствует повышению производительности труда. Но этот стиль управления не всегда является оптимальным поведением руководителя.

 Как  продолжение своих исследований  Лайкерт предложил четыре базовых стиля руководства. Рассмотрим каждую систему в отдельности.

Руководители, относящиеся к системе 1, имеют  характеристики автократа. Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения со своими подчиненными, но они разрешают подчиненным ограниченно участвовать в принятии решений. Руководители системы 3 проявляют значительное, но неполное доверие к подчиненным. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными. Система 4 характеризуется групповым принятием решений, участием работников в разработке и выполнении решений. Руководители полностью доверяю подчиненным. Взаимоотношения носят дружеский, доверительный характер. Руководители ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу. По мнению Лайкерта, система 4 является наиболее эффективной11.

Таким образом, в данном разделе мы рассмотрели  «одномерные» стили управления, которые  существуют в рамках традиционного  подхода к классификации стилей руководства. Они относятся к классическим моделям. Усложнение деятельности руководителя и повышение его ответственности за качество принимаемых решений и выбор стиля руководства дало новый толчок к проведению более подробных и широких исследований в данной области. Многие ученые и известные исследователи в области менеджмента постоянно проводят опросы руководителей и их непосредственных подчиненных с целью выявить характерные методы и приемы, используемые руководителями различных уровней12.

1.2.Многомерные стили руководства

 

В современных  условиях успех дела предопределяется не только характером отношений между руководителем и подчиненным и степенью их свободы, которая им предоставляется, но и рядом других обстоятельств. Выражением этого являются «многомерные» стили управления, которые представляют комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других.

Первоначально сложилась идея «двумерного» стиля  управления, который основывается на двух подходах. Один из них ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание человеческих отношений, а другой – на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек полно сможет раскрыть свои способности. 

Информация о работе Анализ основных стилей управления и руководства в организации