Анализ организационной среды и структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ организационной среды и структуры управления ОАО «Алнас».
Для того чтобы достигнуть эту цель необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать организационную среду с использованием методики SWOT и разработать стратегии дальнейшего развития ОАО «Алнас».
Проанализировать организационную структуру ОАО «Алнас» и дать рекомендации по ее совершенствованию.
Провести анализ безубыточности производства и реализации головки, изготавливаемой в ОАО «Алнас».

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ организационной среды
Методика SWOT анализа.
Анализ среды ОАО «Алнас» и разработка стратегии дальнейшего развития.

Глава 2. Анализ организационной структуры
Классификация типов структур организации.
Оценка структуры ОАО «Алнас» и разработка рекомендации по его совершенствованию

Глава 3. Анализ безубыточности
Методика анализа безубыточности
Анализ безубыточности производства и реализации

Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курс менеж Айдара-алнас.doc

— 1.67 Мб (Скачать)

   Министерство  образования  и науки РТ

   Альметьевский государственный нефтяной институт 
 

   Кафедра «Менеджмента» 
 

   Курсовая  работа на тему:

   «Анализ организационной  среды и структуры  управления»

   (на  примере ОАО «Алнас») 

   по  курсу: «Менеджмент» 
 
 

   Выполнил: ст.гр. 26-31

                                                                                                        Ахметзянов А. А,

                                                                                                          Проверил: доцент,

                                                                                                        к.э.н. Юдина С.В 
 
 
 
 
 

   Альметьевск 2010

   Содержание 

   Введение 

   Глава 1. Анализ организационной среды

    1. Методика SWOT анализа.
    2. Анализ среды ОАО «Алнас» и  разработка стратегии дальнейшего развития.
 

   Глава 2. Анализ организационной  структуры

    1. Классификация типов структур организации.
    2. Оценка структуры ОАО «Алнас» и разработка рекомендации по его совершенствованию
 

   Глава 3. Анализ безубыточности

    1. Методика анализа безубыточности
    2. Анализ безубыточности производства и реализации
 

   Заключение

   Список  литературы

   Приложение 
 
 
 
 
 
 

   Введение.

   Любая организация находится и функционирует  в среде. Каждое действие всех без  исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

   Для того, чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении.

   Анализ  внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии  контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся возможности. Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности. Кроме того он выполняет ряд важных функций в деятельности фирмы:

  • с точки зрения стратегического планирования, улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущее;
  • с точки зрения политики фирмы, помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление;
  • с точки зрения текущей деятельности, обеспечивает информацией, необходимой для наилучшего выполнения рабочих функций.

   Суммируя  вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен  на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней или внутренней среде организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.

   Предметом исследования данной курсовой работы является структура управления, безубыточность продукции и анализ внутренней и внешней среды предприятия. Объектом исследования - ОАО «Алнас».

   Целью данной курсовой работы является анализ организационной среды и структуры  управления ОАО «Алнас».

   Для того чтобы достигнуть эту цель необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать организационную среду с использованием    методики SWOT и разработать стратегии дальнейшего развития ОАО «Алнас».
  • Проанализировать организационную структуру ОАО «Алнас»  и дать рекомендации по ее совершенствованию.
  • Провести анализ безубыточности производства и реализации головки, изготавливаемой в ОАО «Алнас».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Анализ организационной  среды

   1.1. Методика SWOT-анализа.

   Внутренняя  среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

   Применяемый для анализа среды метод SWOT является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связи между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

   Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей.

   После того, как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а  также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (рис.1)

                               

   рис 1

   Слева выделяются два раздела (сильные  стороны, слабые стороны) в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

   На  пересечении разделов образуется четыре поля: поле “СИВ” (сила и возможности); поле “СЛВ” (слабость и возможности); поле СИУ (сила и угрозы); поле “СЛУ” (слабость и угрозы). На каждом из данных полей нужно рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля “СИВ”, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу о возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле “СЛВ”, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле “СИУ”, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле “СЛУ”, организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить угрозу.

   Вырабатывая стратегии, следует помнить, что  возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.

   Для успешного применения методологии SWOT – анализа окружения организации  – важно уметь не только вскрыть  угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей. 

   1.2. Анализ среды ОАО «Алнас» и  разработка стратегии дальнейшего развития.

   Выделяют, как упоминалось выше внешнюю и внутреннюю среду организации.

   Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность непосредственно и косвенно  влияющих на организацию структур. А внутренняя, как совокупность нескольких срезов организации. Чтобы проанализировать организационную среду ОАО«Алнас» воспользуемся методом SWOT. Первым шагом является выделение возможностей и угроз во внешней среде, а также сильных и слабых сторон во внутренней среде исследуемого предприятия, после чего устанавливаем связи между ними. 

  Возможности Угрозы 
  1.появление дополнительных  групп потребителей;

2. увеличение  спроса на нефть;

3. укрепление  на рынке в новом регионе;

4. появление  новых месторождений.

1. вхождение на  рынок мощного конкурента;

2. рост продаж  товаров– заменителей;

3. увеличение  затрат на материалы.

Сильные  стороны

1. наличие собственных  технологий;

2.прохождение международной  сертификации ISO;

3. сотрудничество  с другими компаниями;

4. привлечение молодых  специалистов;

5. большой опыт  работы.

6. высокое качество продукции

1. расширение оказываемых  услуг;

2. увеличение  числа покупателей, заинтересованных  товаром;

3. создание  новых видов техники.

1. ввести сервисное  обслуживание;

2. возможность  снижение затрат на материалы.

Слабые  стороны 

1. малое  количество нового оборудования;

2. непостоянство  заказов.

1. улучшение социальной  политики;

2. усовершенствование  отрасли машиностроения..

1.внедрение услуг  по сервисному обслуживанию.
 

   Применив  методику SWOT анализа для ОАО «Алнас», выявили сильные стороны, возможности, слабые стороны и угрозы, влияющие на предприятие. И установив между ними взаимосвязи, сформировали направления дальнейшего развития. Для повышения эффективности крайне важно не упустить открывшиеся перед предприятием стратегические возможности. Такие как: Появление новых технологий и техники; Увеличение текущего ремонта скважин; Вложение иностранных инвестиций;  Новые заказчики за пределами РТ и РФ; Увеличение спроса на нефть.

   А также максимально эффективно использовать сильные стороны самого предприятия с целью противостояния угрозам и закрепления достигнутых за 30 лет результатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ организационной среды и структуры управления