Анализ направлений и перспектив реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ направлений и перспектив реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать определение пенсионной системе, определить её место и роль в системе социальной защиты населения;
рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионной системы в России;
проанализировать причины пенсионного реформирования;
дать характеристику современного этапа развития пенсионной реформы;
охарактеризовать место Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении населения;
определить роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного законодательства;
выделить проблемы в современной системе пенсионного страхования и пути их решения.

Работа содержит 1 файл

система.docx

— 65.79 Кб (Скачать)

           При разработке проекта  пенсионной реформы ещё в 1995 году встал вопрос о возможности использования  опыта зарубежных стран. Критерием  при выборе страны сходство в динамике социальных и демографических показателей  развития. Как это ни странно, но выбор реформаторов пал на Королевство  Швецию. Особую роль в выборе сыграло  то, что части общей конструкции  пенсионной модели, достроенные и  уже используемые в Швеции, - механизм инвестирования источников финансирования накопительной части пенсии, профессиональные пенсионные системы – в России были ещё не проработаны и не утверждены, а сейчас только начинают претворяться в жизнь. Несмотря на различия в уровне доходов населения и стандартов жизни, стоимость жизни и там, и там относительно доходов населения  весьма высока, что вынуждает граждан  направлять основную массу своих  доходов на текущее потребление. В связи с этим и в России, и в Швеции роль накоплений в обеспечении  старости относительно невелика, а  зависимость от заработной платы  – очень высокая: и в Росси  и, и в Швеции пенсия составляет подавляющую  часть доходов населения, если не является единственным источником существования  для них. Для этих стран также  сходно соотношение работающих и  пенсионеров ухудшается нарастающими темпами, делая невозможным использование  распределительной системы, основанной на солидарности поколений.

     Швеция  имеет достаточно давнюю историю  системы пенсионного обеспечения. Первая модель начала действовать в 1914 году. Затем были реформы 60-70 гг. В 1990-1992 годах вновь начались дискуссии  по поводу пенсионной реформы, которые  завершились выработкой проекта  пенсионной реформы в 1998 году. Около  двух с половиной лет после  принятия программы ушло на подготовку практических мер по реализации новой  пенсионной модели, которая началась с 1 января 2001 года.

     В основном структура Шведской пенсионной системы походит на структуру  пенсионной системы России. (Точнее Российская пенсионная система похожа на Шведскую). Однако в ней можно  выделить несколько отличий. Во - первых, гарантированная пенсия (аналог базовой  части трудовой пенсии) предусмотрена  только для людей с низким заработком 9 ниже $800 в месяц), а сама гарантированная  пенсия составляет около $620 долларов. Во – вторых, распределение нагрузки по уплате пенсионных платежей осуществляется в равном для работодателей и  работников порядке в отличие  от России, где 90% платежей ложится на работодателя. В - третьих, уже введены, только планируемые в России, обязательные пенсионные системы. В – четвёртых, суммарный объём платежей в пенсионную систему Швеции составляет: 16-22% - на страховую часть пенсии, 2,5% - на накопительную  и 3,5% - на коллективно-договорную. Это  несколько ниже того тарифа, который  установлен сегодня в России (28% - номинал, 25,5% - реальный тариф с учётом регрессивной шкалы ЕСН и пенсионных платежей). Несмотря на это, по мнению авторов  шведской пенсионной реформы, необременительны для экономики и вполне достаточны для обеспечения пенсий, сопоставимым с уровнем жизни в стране. В - пятых, пенсии в Швеции выплачиваются  пожизненно, но периодичность выплат и их размер устанавливается самим  пенсионером. И, в–шестых, основной возрастной группой, учитываемой шведским законодательством, являются граждане одного возраста. Это  использовано для того, чтобы избежать возможности резкого увеличения продолжительности жизни, не обеспеченное, не обеспеченного финансовыми ресурсами для выплаты пенсий на увеличившийся период дожития, устанавливаемый для каждой возрастной группы статистически). Такой дифференцированный подход позволяет более реалистично планировать необходимые объёмы доходов и расходов пенсионной системы и грамотно управлять её ресурсами. 

 

     3 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ  ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ

     3.1  Особенности пенсионной системы  РФ 

     До 2001 года  пенсионная система в  России являлась распределительной  и была полностью основана на принципе солидарности поколений. Это значит, что пенсии  пенсионерам выплачивали  за счет перечисленных взносов  работающих граждан.

     Распределительная система наиболее эффективна, когда  на одного пенсионера приходиться не менее трех работающих граждан. При  соотношении один к двум система  становится финансово неустойчивой.  К 2000 году  в России  эта пропорция, по данным Бюро Экономического анализа, составляла 1,37. Естественно, это негативно  сказывалось на качестве жизни пенсионеров.

     Реформирование  пенсионной системы было вызвано  рядом недостатков ранее действовавшей  системы. Это низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много  зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и  невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.

     С вступлением в силу в 2002 году Федеральных  законов: №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ»; №167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об  обязательном пенсионном страховании» и №111-ФЗ от 24.07.2002г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в РФ»  в  стране был запущен механизм пенсионной реформы.

     Основной  задачей пенсионной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан  и формирование стабильного источника  для дополнительных доходов в  социальную систему.

     Суть  пенсионной реформы заключается  в коренном изменении взаимоотношений  между работником и работодателем: в повышении ответственности  работодателя за уплату страховых взносов  за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности  заработать нормальную пенсию, она  лишь перераспределяла средства между  группами с различным уровнем  доходов и из одних регионов в  другие.  Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей  мере является страховой и учитывает  пенсионные права граждан в зависимости  от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов[2].

     Пенсия  формируется за счет отчислений работодателя, которые производятся им на протяжении всей трудовой деятельности застрахованных лиц в виде налогов. За каждого  работающего гражданина работодатель уплачивает страховые взносы в ПФР. В 2010 году тариф страхового взноса, отчисляемого в ПФР составит 20%. В  период 2011-2014 гг. тариф составит 26%.

     Согласно  новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. При  этом страховая часть формируется  за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц  на финансирование страховой части  трудовой пенсии, накопительная –  за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц  на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

     Страховая часть (СЧ) - зависит от трудового  стажа, размера зарплаты и страховых  взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), перечисленных  за застрахованное лицо. Она получает денежное выражение с момента  получения права застрахованного  лица на пенсию. До этого все отчисления, предназначенные на страховую часть, закрепляются в виде обязательств государства  на  индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

     Накопительная часть (НЧ)  - зависит от суммы страховых  взносов, уплаченных страхователем  на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от инвестирования этой части.  Учитывается на индивидуальных лицевых счетах работников.

     Государство предоставляет возможность застрахованным лицам принять участие в управлении накопительной частью путем выбора финансового института, занимающегося  инвестированием этой части пенсии. Благодаря этому процессу у граждан  появляется возможность распоряжения своими финансовыми накоплениями, что  позволяет реально влиять на увеличение размера своей будущей пенсии.  

     3.2 Формирование и инвестирование  средств пенсионных накоплений в РФ 

     Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств  в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями  федеральных законов №111-ФЗ от 24.07.2002 «Об инвестировании средств для  финансирования накопительной части  трудовой пенсии в Российской Федерации» и №75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных  пенсионных фондах» и другими  нормативно-правовыми актами.

     В соответствии с указанными выше законами, реализовать свои права по формированию накопительной части трудовой пенсии могут лица, не достигшие возраста, на пять лет меньшего,  чем установленный  ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (№173-ФЗ) в качестве возраста, дающего право  на трудовую пенсию по старости (55 лет - для  женщин и 60 лет – для мужчин).

     Распорядиться накопительной частью пенсии можно  следующим образом:

     1. Не предпринимать ничего, тогда  накопительная часть пенсии останется  в государственной управляющей  компании (ГУК).

     2. Передать накопительную часть  пенсии одной из  управляющих  компаний (УК), заключивших с ПФР  договор доверительного управления  средствами пенсионных накоплений.

     3. Передать накопительную часть  пенсии негосударственному пенсионному  фонду, осуществляющему обязательное  пенсионное страхование (далее  – НПФ).

     Если  застрахованное лицо ни разу не воспользовалось  правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или НПФ, то средства пенсионных накоплений будут  переданы в доверительное управление государственной управляющей компании, назначенной Правительством Российской Федерации[3].

     Государственной  управляющей компании передаются также  средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, реализовавших свое право отказаться от формирования накопительной части  трудовой пенсии через негосударственный  пенсионный фонд и перейти в ПФР. При этом в последующие годы застрахованное лицо может выбрать как управляющую  компанию из числа заключивших с  ПФР договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, так  и перейти в негосударственный  пенсионный фонд.

     Реализовать свои права застрахованные лица могут, подав соответствующее заявление  в ПФР до 31 декабря, а при реализации прав на переход из ПФР в НПФ  и из одного НПФ в другой НПФ  застрахованным лицам необходимо также  заключить договор об обязательном пенсионном страховании с выбранным  НПФ.

     Средства  пенсионных накоплений застрахованных лиц будут находиться в зависимости  от их волеизъявления либо 1) в государственной  управляющей компании, 2) либо в доверительном  управлении управляющей, 3) либо в негосударственном  пенсионном фонде до момента получения  нового заявления застрахованного  лица.

     В соответствии с Федеральным законом  от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации» уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти ежегодно публикует в средствах массовой информации отчетность о средствах  пенсионных накоплений и финансовых результатах их инвестирования.

     Кроме того, сведения о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений отражаются в специальной части индивидуального  лицевого счета застрахованного  лица в ПФР и указываются в  направляемом ПФР застрахованному  лицу извещении (так называемые «письма  счастья») о состоянии индивидуального  лицевого счета застрахованного  лица. Извещение направляется ежегодно не позднее 1 сентября[7].

     НПФ в соответствии с действующим  законодательством обязан направлять застрахованному лицу ежегодно, не позднее 1 сентября, информацию о состоянии  его пенсионного счета накопительной  части трудовой пенсии и информацию о результатах инвестирования средств  пенсионных накоплений.

     Средства  пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию  в бюджеты всех уровней, не могут  являться предметом залога или иного  обеспечения обязательств.

     Средства  пенсионных накоплений, переданные в  НПФ, являются собственным имуществом фонда. На них не может быть обращено взыскание (за исключением взыскания  по долгам НПФ перед застрахованными  лицами), к ним не могут применяться  меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.

     Ответственность за сохранность средств пенсионных накоплений несет государство. Оно  отвечает за создание условий, исключающих  нецелевое использование этих средств, за отбор и допуск к инвестированию средств пенсионных накоплений надежных и ответственных управляющих  компаний. 

     3.3 Проблемы существующей системы  пенсионного обеспечения в РФ  и возможные пути ее улучшения 

     Всякому государству хочется, чтобы молодые  и работоспособные отчисляли  как можно больше налогов и  сборов на свою будущую пенсию, чтобы  таких молодых и работоспособных  было как можно больше, но чтобы  до пенсии доживало как можно меньше. «Сокращается естественная убыль населения, на 17,3 процента. При этом сокращается  смертность и немножко подросла рождаемость» (В.В. Путин, на пресс-конференция 01 февраля 2007 года).

Информация о работе Анализ направлений и перспектив реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации