Анализ направлений и перспектив реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ направлений и перспектив реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать определение пенсионной системе, определить её место и роль в системе социальной защиты населения;
рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионной системы в России;
проанализировать причины пенсионного реформирования;
дать характеристику современного этапа развития пенсионной реформы;
охарактеризовать место Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении населения;
определить роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного законодательства;
выделить проблемы в современной системе пенсионного страхования и пути их решения.

Работа содержит 1 файл

система.docx

— 65.79 Кб (Скачать)

     Дополнительные  затраты на профессиональное пенсионное страхование работников, конечно  снижают эффективность производства. Однако она не может являться единственной и окончательной целью социальной рыночной экономики. При введении профессионального пенсионного страхования будет создана эффективная система защиты работников от профессиональных рисков, которая является необходимым элементом воспроизводства рабочей силы, используемой во вредных и опасных условиях труда. 

 

     2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

     2.1 Институты пенсионного обеспечения

     Мировая практика выработала три базовых института пенсионного обеспечения:

     Первый, это институт социальной помощи. Данная форма защиты престарелых была единственной в  советские времена. Пенсионное обеспечение  в этой системе осуществляется в  рамках единого государственного бюджета. Централизованно планируется формирование фонда социального обеспечения (помощи), куда входит и статья расходов на выплату  пенсий. Для финансирования фонда  социального обеспечения (помощи) устанавливается  тариф в виде процента от выплачиваемой  в народном хозяйстве заработной платы. Размер тарифа устанавливается  государством, однако, ни одно, даже самое  благополучное государство не в  состоянии решить проблему пенсионного  обеспечения граждан лишь за счёт бюджетных средств. Мировой опыт показал, что в рамках института  социальной помощи следует осуществлять выплаты лишь наиболее уязвимым категориям граждан, которые не способны самостоятельно заработать себе на пенсию. Вторым институтом пенсионного обеспечения является так называемая система «финансирования на ходу» (система «pay-as-you-go»). В основу этой системы положен «договор поколений». Это означает, что сегодняшнее работающее население и работодатели платят взносы в пенсионные фонды, из которых средства тут же расходуются на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Т. о. эта система походит на взимание налога с работников и работодателей на функционирование пенсионной системы и, безусловно, носит государственный, т.е. централизованный характер, так как её невозможно создать в пределах предприятия или отрасли. Функционирование данной системы выявило ряд существенных её недостатков:

  • отсутствие  главного страхового принципа – эквивалентность  взносов и выплат,
  • система усиливает социальное иждивенчество и отрицательно воздействует на общий уровень сбережений в стране, поскольку граждане, рассчитывая на государственные пенсии, несклонны делать сбережения на будущее,
  • в моменты обострения экономической ситуации правительство, пользуясь своей монополией, пытается всячески ограничивать размер пенсии, что снижает покупательную способность населения,
  • система может стать объектом манипулирования различных политических сил, вследствие того, что их распределение может быть использовано для достижения мимолётного политического результата, в конечном итоге приносящим ущерб пенсионной системе[18].

     Третьей, и самой перспективной на сегодняшний  день системой пенсионного обеспечения  является институт пенсионного страхования (накопительная система). Суть денной системы заключается в следующем. Граждане уплачивают в течение активной трудовой деятельности страховые взносы, взносы аккумулируются и капитализируются на их личных пенсионных счетах, а при наступлении страхового события (выхода на пенсию) граждане получают пенсии из созданного ими "личного пенсионного фонда". Соответственно, чем больше средств на счету — тем больше пенсия. Государство при этом несет ответственность за сохранность средств граждан, регулирует деятельность пенсионных фондов и страховых компании, а также гарантирует минимальную пенсию тем, кто не накопил достаточно средств на своем счету. Минимальные пенсии выплачиваются за счет бюджетных средств и/или отчислений работодателей. Именно данная пенсионная система, как считают большинство специалистов в мире, наиболее полно соответствует принципам социального страхования — самоответственности, солидарности и субсидиарности. Трудовое население несет ответственность за собственное материальное благополучие, солидарно с государством помогая самым необеспеченным слоям. Следует отметить, что речь идет лишь о трудовых пенсиях. Что касается социальных выплат инвалидам (в том числе детства), многодетным, одиноким матерям и так далее, то выплаты им должно производить государство в рамках института социальной помощи. При этой системе полностью соблюдается принцип эквивалентности страховых взносов и выплат. Наконец, именно эта система наилучшим образом повышает ответственность людей за собственное материальное благополучие.

     2.2 Формирование финансовых  ресурсов пенсионной системы

 

     Источниками формирования средств Пенсионного  фонда являются:

  • страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога,
  • ассигнования из федерального бюджета (в том числе на выплату государственных пенсий),
  • средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением досрочной пенсии безработным,
  • средства, взыскиваемые с работодателей в результате применения регрессивных требований.
  • доходы от капитализации временно свободных средств,
  • беспроцентные ссуды, займы и кредиты,
  • добровольные взносы юридических и физических лиц,
  • другие поступления.[14, с.172].

     Главным источником доходов Пенсионного  фонда РФ является часть средств  единого социального налога, введённого в действие Налоговым кодексом РФ с 1 января 2001 года. Кодекс определяет также  объём средств, перечисляемых Пенсионному  фонду. За счёт отчислений от ЕСН формируется  около 90% доходов Пенсионного фонда. Второй по объёму поступлений статьёй доходов Пенсионного фонда являются поступления из федерального бюджета (10% поступлений). Из других статей дохода ПФ в последние годы наиболее значительными являются средства, поступающие за счёт применения санкций к работодателям и капитализация временно свободных средств (до 5%).

     С 1 января 2002 года в связи с реформированием  пенсионной системы средства ЕСН  разбиты на 2 части[2]:

  • необходимые для финансирования выплаты базовой части трудовой пенсии (они зачисляются в Федеральный бюджет, а затем передаются Пенсионному фонду РФ),
  • тариф страховых взносов в пенсионную систему, установленный федеральным законом на уровне, необходимом для финансирования накопленной части пенсии.

     Страховой взнос на обязательное пенсионное страхование - это отличный от налога, индивидуально  возмездный обязательный платеж (сбор), имеющий персонально целевое  назначение - обеспечение права гражданина (на получение пенсии по обязательному  пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых  взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.

     Некоторое сходство страхового взноса с налогом  обусловлено исключительно публично-правовым характером страхового взноса, а также  установленной законом обязательностью  его уплаты.

     Существенным  отличием страховых взносов от налогов  является также то, что непоступление  в Пенсионный фонд Российской Федерации  взносов за застрахованное лицо влечет за собой отсутствие обязательств пенсионной системы по выплате соответствующих  сумм пенсии по обязательному пенсионному  страхованию данному гражданину

     Контроль  за поступлением единого социального  налога (взноса) в части, зачисляемой  в федеральный бюджет, и за поступлением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 1.01.2002 осуществляется органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

     За  счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, будет осуществляться финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, а также фиксированной части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

     За  счет сумм страховых взносов в  Пенсионный фонд Российской Федерации  будет осуществляться финансирование выплаты накопленной части трудовой пенсии, а также страховой части  пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

     Порядок финансирования пенсий, которые выплачиваются  за счет средств федерального бюджета, не меняется и остается прежним.

     При этом если при переходе на новую  пенсионную систему размер установленной  пенсии (в том числе инвалидам  и семьям, потерявшим кормильца) превысит величину базовой части трудовой пенсии, разница покрывается за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного  страхования за счет части платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации  создан накопительный фонд, который  призван обеспечить безусловное  выполнение (гарантию) обязательств перед  застрахованными лицами. Средства накопительного фонда могут также формироваться  за счет части доходов от размещения временно свободных средств.

     Решение об инвестировании временно свободных  средств принимает создаваемый  при Правительстве Российской Федерации  Инвестиционный комитет, который в  соответствии с законодательством  определяет порядок размещения средств  и структуру инвестиционного  портфеля.

     Ежеквартально независимой аудиторской компанией, выбираемой на конкурсной основе в  порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, проводится аудит  накопительного фонда.

     Надзор  за деятельностью по размещению и  расходованию денежных средств обязательного  пенсионного страхования производится наблюдательным советом Пенсионного  фонда Российской Федерации, созданным  из представителей Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания и общественных организаций, обладающим широкими полномочиями по проверке активов  пенсионной системы[2].

     Вышеуказанная схема позволит обеспечить максимальную прозрачность финансовых потоков в  системе обязательного пенсионного  страхования и сохранность пенсионных средств для гарантирования выполнения обязательств по выплате пенсий.

     2.3 Мировой опыт реформирования пенсионных систем

 

     Как ни странно это звучит, но проблема реформирования пенсионных систем в  последние годы встала перед многими  развитыми странами. Дело в том, что  у них, как и в России до последнего времени действовала распределительная  система назначения пенсии (т.н. «первый уровень» или система pay-us-you-go), и она с каждым годом становится всё более ненадёжной. Это связано с рядом причин:

  • зависимостью от демографической ситуации (старение населения, и как результат – уменьшение соотношения числа работающих и количества пенсионеров),
  • роста среднего уровня жизни, что заставляет увеличивать пенсии.

     Практически все страны пришли к выводу о необходимости  перехода к более эффективным  пенсионным системам. Т. е. перехода к  накопительной пенсионной системе, а также добровольным пенсионным накоплениям граждан. Программа  перехода к использованию указанных  систем началась во всех странах Европы и окончательно завершится (согласно «Плана развития пенсионной системы  ЕС») приблизительно в 2020 году. Необходимо отметить, что развитые страны в разной степени сочетают пенсионные модели в своих пенсионных[19].

     Формирование  моделей национальных пенсионных систем - результат общественного согласия по поводу принципов построения, способов осуществления социальной политики. Такое согласие складывается под  влиянием экономических, культурных и  национальных традиций той или иной страны. Общим и неизменным условием организации любой пенсионной системы  является создание государством правовой, организационной и экономической  базы, обеспечивающей сохранение приобретенных  работниками прав на пенсию. Уровень  эффективности пенсионной системы  обусловлен характером:

  • “внешних условий”, связанных с ситуацией в экономике, деятельностью финансовых и страховых институтов;
  • “внутренних условий”, определяемых спецификой конкретной пенсионной системы (структура, виды и подвиды системы, природа ее финансовых механизмов);
  • сопряженности (адекватности) "внешних" и "внутренних" условий функционирования пенсионной системы, их непротиворечивостью.[17]

     И если общее направление реформы  не вызывает разногласий, то с конкретными  направлениями проведения реформы  единого мнения нет. Выработано 4 основных подхода:

  • контроль растущих обязательств государства, т.е. сокращение щедрости пенсионных выплат в рамках распределительной системы и увеличение возраста выхода на пенсию (по этому пути пошли Франция и Германия)
  • ослабление «социального контракта»: постепенная передача ответственности от государства к гражданину, создание налоговых льгот (Швеция и США) для решения главной проблемы этого метода – степени обязательности пенсионных взносов. Без этого пенсионные системы развиваются медленно (Испания, Италия).
  • «освобождение активов» - снятие преград для инвестирования пенсионных резервов для повышения их доходности (Бельгия, Дания, Португалия, Испания),
  • самый полномасштабный – дополнение распределительной системы системами, финансируемыми за счёт рыночных механизмов (Венгрия, Польша, Италия, Швеция, ряд стран Латинской Америки), т.е. отчисление работниками части своей зарплаты в частные пенсионные фонды[15].

Информация о работе Анализ направлений и перспектив реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации