Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ направлений и перспектив реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать определение пенсионной системе, определить её место и роль в системе социальной защиты населения;
рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионной системы в России;
проанализировать причины пенсионного реформирования;
дать характеристику современного этапа развития пенсионной реформы;
охарактеризовать место Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении населения;
определить роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного законодательства;
выделить проблемы в современной системе пенсионного страхования и пути их решения.
Дополнительные
затраты на профессиональное пенсионное
страхование работников, конечно
снижают эффективность
Третьей, и самой перспективной на сегодняшний день системой пенсионного обеспечения является институт пенсионного страхования (накопительная система). Суть денной системы заключается в следующем. Граждане уплачивают в течение активной трудовой деятельности страховые взносы, взносы аккумулируются и капитализируются на их личных пенсионных счетах, а при наступлении страхового события (выхода на пенсию) граждане получают пенсии из созданного ими "личного пенсионного фонда". Соответственно, чем больше средств на счету — тем больше пенсия. Государство при этом несет ответственность за сохранность средств граждан, регулирует деятельность пенсионных фондов и страховых компании, а также гарантирует минимальную пенсию тем, кто не накопил достаточно средств на своем счету. Минимальные пенсии выплачиваются за счет бюджетных средств и/или отчислений работодателей. Именно данная пенсионная система, как считают большинство специалистов в мире, наиболее полно соответствует принципам социального страхования — самоответственности, солидарности и субсидиарности. Трудовое население несет ответственность за собственное материальное благополучие, солидарно с государством помогая самым необеспеченным слоям. Следует отметить, что речь идет лишь о трудовых пенсиях. Что касается социальных выплат инвалидам (в том числе детства), многодетным, одиноким матерям и так далее, то выплаты им должно производить государство в рамках института социальной помощи. При этой системе полностью соблюдается принцип эквивалентности страховых взносов и выплат. Наконец, именно эта система наилучшим образом повышает ответственность людей за собственное материальное благополучие.
Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются:
Главным источником доходов Пенсионного фонда РФ является часть средств единого социального налога, введённого в действие Налоговым кодексом РФ с 1 января 2001 года. Кодекс определяет также объём средств, перечисляемых Пенсионному фонду. За счёт отчислений от ЕСН формируется около 90% доходов Пенсионного фонда. Второй по объёму поступлений статьёй доходов Пенсионного фонда являются поступления из федерального бюджета (10% поступлений). Из других статей дохода ПФ в последние годы наиболее значительными являются средства, поступающие за счёт применения санкций к работодателям и капитализация временно свободных средств (до 5%).
С 1 января 2002 года в связи с реформированием пенсионной системы средства ЕСН разбиты на 2 части[2]:
Страховой
взнос на обязательное пенсионное страхование
- это отличный от налога, индивидуально
возмездный обязательный платеж (сбор),
имеющий персонально целевое
назначение - обеспечение права гражданина
(на получение пенсии по обязательному
пенсионному страхованию в
Некоторое
сходство страхового взноса с налогом
обусловлено исключительно
Существенным отличием страховых взносов от налогов является также то, что непоступление в Пенсионный фонд Российской Федерации взносов за застрахованное лицо влечет за собой отсутствие обязательств пенсионной системы по выплате соответствующих сумм пенсии по обязательному пенсионному страхованию данному гражданину
Контроль за поступлением единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и за поступлением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 1.01.2002 осуществляется органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
За
счет сумм единого социального налога,
зачисляемых в федеральный
За
счет сумм страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации
будет осуществляться финансирование
выплаты накопленной части
Порядок финансирования пенсий, которые выплачиваются за счет средств федерального бюджета, не меняется и остается прежним.
При
этом если при переходе на новую
пенсионную систему размер установленной
пенсии (в том числе инвалидам
и семьям, потерявшим кормильца) превысит
величину базовой части трудовой
пенсии, разница покрывается за счет
средств Пенсионного фонда
Для
обеспечения финансовой устойчивости
системы обязательного
Решение об инвестировании временно свободных средств принимает создаваемый при Правительстве Российской Федерации Инвестиционный комитет, который в соответствии с законодательством определяет порядок размещения средств и структуру инвестиционного портфеля.
Ежеквартально
независимой аудиторской
Надзор
за деятельностью по размещению и
расходованию денежных средств обязательного
пенсионного страхования
Вышеуказанная
схема позволит обеспечить максимальную
прозрачность финансовых потоков в
системе обязательного
Как
ни странно это звучит, но проблема
реформирования пенсионных систем в
последние годы встала перед многими
развитыми странами. Дело в том, что
у них, как и в России до последнего
времени действовала
Практически все страны пришли к выводу о необходимости перехода к более эффективным пенсионным системам. Т. е. перехода к накопительной пенсионной системе, а также добровольным пенсионным накоплениям граждан. Программа перехода к использованию указанных систем началась во всех странах Европы и окончательно завершится (согласно «Плана развития пенсионной системы ЕС») приблизительно в 2020 году. Необходимо отметить, что развитые страны в разной степени сочетают пенсионные модели в своих пенсионных[19].
Формирование
моделей национальных пенсионных систем
- результат общественного
И если общее направление реформы не вызывает разногласий, то с конкретными направлениями проведения реформы единого мнения нет. Выработано 4 основных подхода: