Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:57, контрольная работа
Цель данной работы – изучение способов и методов профессионального обучения персонала, их анализ. В ходе выполнения работы будут выполнены следующие задачи:
- раскрыть сущность профессионального обучения как ключевого момента в системе развития человеческих ресурсов организации;
- рассмотреть виды профессионального обучения персонала;
- изучить основные способы и методы профессионального обучения персонала;
- дать анализ основных методов и способов профессионального обучения персонала, выделить их положительные и отрицательные стороны.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Сущность профессионального обучения, его виды……………………….4
2. Способы и методы профессионального обучения персонала……………7
3. Анализ методов и способов профессионального обучения персонала…12
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованных источников и литературы………………………...25
Деловые игры
Деловые игры представляют
Однако игры не лишены недостатков: они менее эффективны для усвоения теоретических знаний и овладения новыми профессиями, дорогостоящи, требуют довольно много времени на организацию и проведение, а также требуют участия специально подготовленных инструкторов.
Ролевые игры
Ролевая
игра основана на разыгрывании условной
роли. Исполнение роли дает участникам
возможность исследовать свое «естественное»,
привычное поведение, выйти за рамки
привычных поведенческих
Ролевая
игра позволяет увидеть и
Моделирующие игры
Нередко ролевые игры не приносят желаемого результата, поскольку существует опасность того, что участники будут воспроизводить привычные действия, даже если они неэффективны. Целью же игры является устранение привычных стереотипов поведения. Поэтому довольно часто используются моделирующие игры, которые основаны на замене реальности обобщенной и иногда чрезвычайно отстраненной моделью. Так достаточно распространенными моделирующими играми являются игры, моделирующие принятие решений в условных ситуациях кораблекрушения, необитаемого острова, Арктики, пустыни и т.д. Кроме того, условность модели позволяет отдалиться от рабочей реальности, не испытывать давления производственных проблем. В то же время заложенная в модели структура действий позволяет эффективно отрабатывать необходимые навыки.
Пример подобной игры - «Необитаемый остров», где моделируется процесс выработки группового решения в критических условиях. Участникам предлагается перечень действий, которые необходимо ранжировать по степени важности для выживания. За ограниченное время группа должна прийти к единому решению.
Метод практических ситуаций
На начальном этапе обучения участники объединяются в группы и знакомятся с ситуацией, которая может быть представлена в следующих вариантах: классический развернутый вариант, сокращенный вариант, видеоматериал, случай из жизни, случай, предложенный участником, случай, представленный в виде диалога, анализ решения, уже принятого в конкретной ситуации.
При этом важно, чтобы сама ситуация отвечала ряду требований:
- реалистичность проблемы (в основе – реальная проблема, основанная на практике одной или нескольких реальных фирм);
-
учебный характер (ситуация предполагает
применение отрабатываемых
После изучения фактов происходит обсуждение, дискуссия в группах и выработка группового решения, а также его анализ и оценка.
Преимущества метода практических ситуаций:
- позволяет участникам познакомиться с опытом других организаций;
-
способствует развитию
-
конкретизирует изученные
Недостатки метода практических ситуаций:
-
на изучение ситуации и
-
со стороны участников может
возникнуть сопротивление,
- в ходе обсуждения участники могут отклониться от основной темы, решая какой-либо вопрос, не работающий на принятие основного решения;
требует
от обучающихся определенного
Тренинг
Функциональное назначение тренинга заключается в создании наилучших условий для профессионального обучения работников, исходя из потребностей предприятия и с учетом перспективного служебно-делового предназначения каждого из них. Эффективность тренинговых мероприятий во многом предопределяется четкой организацией обучения, уровнем подготовки обучающего состава, а также способностью и готовностью к обучению самих обучаемых [8, C. 144-145].
«Кружки качества»
В
последнее время существенно
возросла роль обучения кадров, где
члены рабочих групп в
Говоря об экономической и социальной эффективности обучения квалифицированных кадров, нужно отметить следующее. Обучение квалифицированных кадров является эффективным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку определение результатов, достигаемых с помощью обучения квалифицированных кадров, сопряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обучения в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Обучение персонала затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, на возможностях повышения в должности, на расширении внешнего рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации [2, C. 330].
Концепция человеческого капитала рассматривает расходы на профессиональное обучение персонала как инвестиции, приносящие реальную прибыль организации. Однако практика показывает, что далеко не всегда отдача от обучения оправдывает затраченные на него средства. В связи с этим для всех компаний, закладывающих в свой бюджет расходы на профессиональное обучение, встает вопрос о его эффективности.
В общем случае эффективность любого рода инвестиций определяется соотношением двух показателей:
- совокупный результат, полученный вследствие инвестирования
- совокупные затраты, связанные с инвестициями.
Используя данное определение, эффективность профессионального обучения можно рассматривать как соотношение между суммарными затратами на организацию и проведение обучения и его финансовыми результатами. При этом при расчете издержек важно учесть все составляющие их компоненты – оплата услуг преподавателей, консалтинговых и тренинговых фирм, расходы на аренду учебных помещений, приобретение учебных материалов и оборудования, командировки, питание и проживание, а также издержки, связанные с отсутствием на своих рабочих местах сотрудников, проходящих и осуществляющих обучение. Стоит отметить, что на практике точно рассчитать расходы на организацию и проведение обучения совсем не просто, поскольку существующие модели определения стоимости и нормирования затрат на обучения очень сложны.
Результаты профессионального обучения, в свою очередь, могут быть выражены в виде:
Но опыт показывает, что инвестирование в развитие кадров очень часто приносит фирме большую прибыль, чем инвестирование в усовершенствование производственных мощностей, т.е. человеческий ресурс можно определить как ключевой фактор эффективности использования всех остальных ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия.
Кроме того, эффективное управление развитием персонала, помимо непосредственного роста прибыли, имеет ряд других не менее важных положительных последствий для организации:
- раскрытие потенциала работников, сплочение и улучшение социально-психологического климата коллектива;
- рост мотивации;
- укрепление преданности сотрудников организации;
- обеспечение преемственности в управлении;
- привлечение новых сотрудников;
- формирование желательных образцов поведения и соответствующей организационной культуры, способствующей успешному достижению организационных целей, и т.д.
Как показывает опыт лучших компаний, реализация в ходе обучения этих «дополнительных» задач не менее важна, чем комплекс задач, связанных с передачей слушателям знаний и развитием необходимых профессиональных навыков.
Важно
учесть, что образование кадров –
важнейший фактор экономического роста
в стране, следовательно, от внутриорганизационного
обучения выигрывает и общество, государство
в целом, получая более
Многие
зарубежные организации имеют собственные
постоянно действующие
Заключение
В данной работе широко раскрыта сущность профессионального обучения как ключевого момента в системе развития человеческих ресурсов организации, рассмотрены виды профессионального обучения персонала, изучены основные способы и методы профессионального обучения персонала и дан анализ основных методов и способов профессионального обучения персонала, выделены их положительные и отрицательные стороны. В целом, в работе раскрыты поставленные цели и задачи. Можно сделать следующие выводы:
1. Неотъемлемой частью системы управления персоналом является развитие человеческих ресурсов, которое представляет собой систему обучения, организационного развития и профессионального роста персонала.
Информация о работе Анализ методов и способов профессионального обучения персонала