Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:57, контрольная работа
Цель данной работы – изучение способов и методов профессионального обучения персонала, их анализ. В ходе выполнения работы будут выполнены следующие задачи:
- раскрыть сущность профессионального обучения как ключевого момента в системе развития человеческих ресурсов организации;
- рассмотреть виды профессионального обучения персонала;
- изучить основные способы и методы профессионального обучения персонала;
- дать анализ основных методов и способов профессионального обучения персонала, выделить их положительные и отрицательные стороны.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Сущность профессионального обучения, его виды……………………….4
2. Способы и методы профессионального обучения персонала……………7
3. Анализ методов и способов профессионального обучения персонала…12
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованных источников и литературы………………………...25
6. Подготовка в проектных группах – сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач.
7. Делегирование – передача сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных в ходе выполнения работы.
8. Метод усложняющихся заданий - специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности. Заключительная ступень – самостоятельное выполнение задания.
Методы обучения персонала вне рабочего места [2, C. 328-329]
1. Чтение лекций – пассивный метод обучения. Используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта.
2.
Программированные курсы
3.
Конференции, семинары, дискуссии,
встречи с руководством –
4.
Метод обучения руководящих
5. Деловые игры – обучение поведению в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения.
6.
Тренинг – ежедневное обучение,
в ходе которого один
7.
Самостоятельное обучение –
8. Моделирование – решение производственно-экономических проблем с помощью замены реальности обобщенной и иногда чрезвычайно отстраненной моделью.
9. Ролевые игры - основаны на разыгрывании условной роли. В ролевой игре задаются сюжетная завязка и роли (обычно это: менеджер, сотрудник, клиент, секретарь и т.д.), которые, как правило, приближены к реальности конкретной компании и берутся из непосредственного рабочего окружения. При этом четкие правила не оговариваются, т.к. подразумевается, что каждый участник будет действовать, исходя из своей роли. Кроме непосредственных участников, в игре могут присутствовать наблюдатели, которые молча следят за развитием событий и вступают в действие уже в ходе анализа игры.
10. Метод практических ситуаций - детальное исследование реальной или имитированной ситуации, которое выполняется, чтобы выявить ее частные или общие характерные свойства.
11. Видеообучение
- обучение, основанное на использовании
видеозаписи. В практике
12. «Кружок качества» - разработка молодыми специалистами, объединившимися в группы, конкретных решений по проблемам управления организацией. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении её предложений.
Кроме обучения на рабочем месте и вне его возможны следующие способы профессионального обучения персонала:
-
опытное или эмпирическое
-
демонстрация практика под руководством
– обучающий показывает
-
программируемое обучение –
- обучение с помощью компьютера – собственно программируемое обучение путем взаимодействия с компьютером, использование сети Интернет;
-
обучение действием – обучение
в ходе выполнения действий, например,
участие вместе с другими в
разработке проекта или группового задания
[2, C. 330].
3.
Анализ способов и методов
профессионального
обучения персонала
Методы обучения, применяемые на рабочем месте.
Инструктаж
представляет собой разъяснение
и демонстрацию приемов работы непосредственно
на рабочем месте и может
Наставничество как метод обучения служит для раскрытия потенциала личности с целью максимизации производительности и эффективности деятельности и представляет собой непрерывный процесс общения «наставника» и «ученика», который способствует профессиональному становлению сотрудника и успешной деятельности компании. Данный метод имеет множество преимуществ мотивационного характера: он позволяет снизить вероятность внутрислужебных конфликтов, уменьшает напряжение между людьми, создает атмосферу доверия, способствует формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и препятствует текучести кадров. Использование наставничества ограничивает то обстоятельство, что данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника (терпение), которым практически невозможно стать по распоряжению сверху. Кроме того, наставничество отнимает у наставника много времени, отвлекая от основной работы.
Ротация представляет собой разновидность самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно (обычно на срок от нескольких дней до нескольких месяцев) перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Например, в немецкой машиностроительной компании поступающие на работу молодые люди в течение первого года осваивают все виды производственных операций, выполняемых в их цехе, каждый месяц переходя от одного рабочего места к другому. Такой метод позволяет обеспечить полную взаимозаменяемость работников цеха и избежать кризисных ситуаций в случае болезни, увольнений, внезапного увеличения объема работ и т.д.
К достоинствам ротации как метода обучения можно отнести следующие:
- необходима предприятиям, требующим от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями;
- помимо чисто обучающего эффекта, оказывает положительное воздействие на мотивацию;
- помогает сотруднику «найти себя» в организации;
- помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями;
- ускоряет продвижение высококвалифицированных специалистов;
- расширяет кругозор и социальные контакты на рабочем месте;
- инициирует новые идеи, подходы к решениям проблем.
Вместе
с тем ротация обладает одним
серьезным недостатком –
Методы обучения, применяемые вне рабочего места
Рассмотрим сильные и слабые стороны методов обучения, применяемых вне рабочего места.
Преимущества методов обучения вне рабочего места:
1.
Участники могут обмениваться
информацией, делиться
и опытом их решения с работниками других организаций.
2. Может использоваться дорогостоящее учебное оборудование,
которое, возможно, недоступно в стенах организации.
небольшое количество работников с одинаковыми потребностями в обучении.
более охотно обсуждать определенный круг вопросов.
Недостатки методов обучения вне рабочего места:
1. Обучение может не
2. Доступность и частота могут быть установлены внешней организацией.
3. Если участники были отозваны с курсов, оплата может быть не возвращена, а эффективность обучения снизится.
4. Могут возникнуть проблемы при переходе от обучения к непосредственному выполнению реальной работы.
Лекции
Лекция является традиционным, одним из самых древних и в настоящее время очень распространенным методом обучения. Лекция представляет собой монолог (выступление, рассказ) преподавателя при ограниченной доле обсуждения.
Преимущества лекций:
Недостатки лекций:
Информация о работе Анализ методов и способов профессионального обучения персонала