Анализ методов и способов профессионального обучения персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение способов и методов профессионального обучения персонала, их анализ. В ходе выполнения работы будут выполнены следующие задачи:
- раскрыть сущность профессионального обучения как ключевого момента в системе развития человеческих ресурсов организации;
- рассмотреть виды профессионального обучения персонала;
- изучить основные способы и методы профессионального обучения персонала;
- дать анализ основных методов и способов профессионального обучения персонала, выделить их положительные и отрицательные стороны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Сущность профессионального обучения, его виды……………………….4
2. Способы и методы профессионального обучения персонала……………7
3. Анализ методов и способов профессионального обучения персонала…12
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованных источников и литературы………………………...25

Работа содержит 1 файл

Упраление персоналом. Контрольная.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

      6. Подготовка в проектных группах – сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач.

          7. Делегирование – передача сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных в ходе выполнения работы.

    8. Метод усложняющихся заданий - специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности. Заключительная ступень – самостоятельное выполнение задания.

  Методы обучения персонала вне рабочего места [2, C. 328-329]

      1. Чтение лекций – пассивный  метод обучения. Используется для  изложения теоретических и методических знаний, практического опыта.

      2. Программированные курсы обучения  – более активный метод обучения, эффективен для приобретения  теоретических знаний.

      3. Конференции, семинары, дискуссии,  встречи с руководством – активный  метод обучения. Участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях.

      4. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном  решении конкретных задач из  производственной практики –  моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений.

      5. Деловые игры – обучение поведению в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения.

      6. Тренинг – ежедневное обучение, в ходе которого один инструктирует  или тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях повышения эффективности деятельности.

      7. Самостоятельное обучение – наиболее  простой вид обучения, для которого  не требуется ни инструктор, ни  специальное помещение, ни определенное время: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания.

      8. Моделирование –  решение производственно-экономических проблем с помощью замены реальности обобщенной и иногда чрезвычайно отстраненной моделью.

      9. Ролевые игры - основаны на разыгрывании условной роли. В ролевой игре задаются сюжетная завязка и роли (обычно это: менеджер, сотрудник, клиент, секретарь и т.д.), которые, как правило, приближены к реальности конкретной компании и берутся из непосредственного рабочего окружения. При этом четкие правила не оговариваются, т.к. подразумевается, что каждый участник будет действовать, исходя из своей роли. Кроме непосредственных участников, в игре могут присутствовать наблюдатели, которые молча следят за развитием событий и вступают в действие уже в ходе анализа игры.

      10. Метод практических ситуаций - детальное исследование реальной или имитированной ситуации, которое выполняется, чтобы выявить ее частные  или общие характерные свойства.

          11. Видеообучение  - обучение, основанное на использовании  видеозаписи. В практике встречается  два основных способа осуществления  данного метода: показ готовых  видеоматериалов (видеопросмотр)  и использование записи по ходу выполнения заданий, ее просмотр и анализ (видеообратная связь).

    12. «Кружок качества» - разработка  молодыми специалистами, объединившимися в группы, конкретных решений по проблемам управления организацией. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении её предложений.

    Кроме обучения на рабочем месте и вне  его возможны следующие способы профессионального обучения персонала:

    - опытное или эмпирическое обучение  – обучение путем самостоятельной  работы, но в некотором логическом  порядке;

    - демонстрация  практика под руководством  – обучающий показывает стажеру,  как делать, затем обучающий дает  возможность сделать это самому работнику, но под его руководством;

    - программируемое обучение – книга  или машина, которая «ведет» читателя  и периодически проверяет его  знания постановкой вопросов;

    - обучение с помощью компьютера  – собственно программируемое  обучение путем взаимодействия с компьютером, использование сети Интернет;

    - обучение действием – обучение  в ходе выполнения действий, например, участие вместе с другими в  разработке проекта или группового задания [2, C. 330]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Анализ способов и методов профессионального обучения персонала 

    Методы  обучения, применяемые  на рабочем месте.

Инструктаж
 

    Инструктаж  представляет собой разъяснение  и демонстрацию приемов работы непосредственно  на рабочем месте и может проводиться  как сотрудником, давно выполняющим данные функции (коллегой обучаемого), так и специально подготовленным инструктором. Как правило, данный метод обучения используется при приеме на работу нового сотрудника или введении сотрудника в новую должность. При этом ему рассказывают и (или) показывают, что он будет делать на своем рабочем месте. Зачастую такое обучение даже не носит характер формального, а представляет собой беседу, рассказ об особенностях  практической работы  сотрудника, отдела и организации в целом. Инструктаж, как правило, ограничен во времени, ориентирован на выполнение конкретных операций и процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучаемого, является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков ручного труда. Поэтому он очень широко используется на всех уровнях современных организаций. Ярким примером тому может служить организация обучения вновь принятых сотрудников сети ресторанов «Макдональдс», где каждый новичок получает инструктаж от более опытного коллеги о том, как встречать посетителей, пользоваться кассовым аппаратом, упаковывать заказ и т.д. Однако, очевидно, что область применения метода инструктажа достаточно ограничена: его недостаточно для обучения специфическим знаниям, для подготовки руководителей и т.д.

Наставничество
 

    Наставничество  как метод обучения служит для раскрытия потенциала личности с целью максимизации производительности и эффективности деятельности и представляет собой непрерывный процесс общения «наставника» и «ученика», который способствует профессиональному становлению сотрудника и успешной деятельности компании. Данный метод имеет множество преимуществ мотивационного характера: он позволяет снизить вероятность внутрислужебных конфликтов, уменьшает напряжение между людьми, создает атмосферу доверия, способствует формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и препятствует текучести кадров. Использование наставничества ограничивает то обстоятельство, что данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника (терпение), которым практически невозможно стать по распоряжению сверху. Кроме того, наставничество отнимает у наставника много времени, отвлекая от основной работы.

Ротация
 

    Ротация представляет собой разновидность  самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно (обычно на срок от нескольких дней до нескольких месяцев) перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Например, в немецкой машиностроительной компании поступающие на работу молодые люди в течение первого года осваивают все виды производственных операций, выполняемых в их цехе, каждый месяц переходя от одного рабочего места к другому. Такой метод позволяет обеспечить полную взаимозаменяемость работников цеха и избежать кризисных ситуаций в случае болезни, увольнений, внезапного увеличения объема работ и т.д.

    К достоинствам ротации как метода обучения можно отнести следующие:

    -  необходима предприятиям, требующим от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями;

    - помимо чисто обучающего эффекта,  оказывает положительное воздействие на мотивацию;

    - помогает сотруднику «найти себя» в организации;

    - помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями;

    - ускоряет продвижение высококвалифицированных специалистов;

      - расширяет кругозор и социальные контакты на рабочем месте;

    - инициирует новые идеи, подходы к решениям проблем.

    Вместе  с тем ротация обладает одним  серьезным недостатком – высокие  издержки, связанные с потерей  производительности при перемещении  работника с одной должности  на другую. Поэтому данный метод  обучения в российской практике широкого распространения не получил.

    Методы  обучения, применяемые  вне рабочего места

    Рассмотрим  сильные и слабые стороны методов обучения, применяемых вне рабочего места.

    Преимущества  методов обучения вне рабочего места:

     1. Участники могут обмениваться  информацией, делиться проблемами

 и  опытом их решения с работниками других организаций.

          2. Может использоваться дорогостоящее учебное  оборудование,

которое, возможно, недоступно в стенах организации.

  1. Участники не могут быть отозваны простым уведомлением о том, что им необходимо решить возникшие на работе проблемы.
  2. Может быть более экономически выгодным, если организация имеет

небольшое количество работников с  одинаковыми  потребностями в обучении.

  1. В сравнительно безопасной нейтральной обстановке участники могут

более охотно обсуждать определенный круг вопросов.

    Недостатки методов обучения вне рабочего места:

       1. Обучение может не соответствовать  потребностям конкретной организации.

       2. Доступность и частота могут быть установлены внешней организацией.

        3. Если участники были отозваны с курсов, оплата может быть не возвращена, а эффективность обучения снизится.

        4. Могут возникнуть проблемы при  переходе от обучения  к непосредственному  выполнению реальной работы.

      Лекции

          Лекция является традиционным, одним из самых древних и в настоящее время очень распространенным методом обучения. Лекция представляет собой монолог (выступление, рассказ) преподавателя при ограниченной доле обсуждения.

Преимущества  лекций:

  • является непревзойденным средством изложения большого объема теоретического материала в короткий срок;
  • позволяет осветить и развить множество теорий, концепций, подходов и идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты;
  • чрезвычайно эффективна с экономической точки зрения, поскольку один преподаватель может работать одновременно с десятками учеников.

Недостатки  лекций:

  • роль обучающихся ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала, с их стороны отсутствуют практические действия;
  • не способствует отработке практических навыков и умений, формированию нового типа поведения, отношений;
  • зачастую оторвана от реальных проблем конкретного предприятия и его сотрудников;
  • отсутствие обратной связи;
  • трудно контролировать степень усвояемости материала и корректировать обучение;
  • для эффективности лекций требуется высокий уровень лекторского искусства;
  • часто бывает скучной, быстро забывается, поэтому требует повышенной внешней и внутренней мотивации.

Информация о работе Анализ методов и способов профессионального обучения персонала