Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:44, курсовая работа
Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНКУРЕНТОСПОСОБ-НОСТИ ПРОДУКЦИИ ………………………………………………………..5
Основы теории конкурентного преимущества …………………………..5
1.2.Параметры конкурентоспособности товара ……………………………8
1.3.Методология оценки конкурентоспособности товара …………………..10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО "ЛАММЕБЕЛЬ"………………………………………………………21
2.1. Методика исследования конкурентоспособности продуктов………….21
2. 2. Оценка конкурентоспособности продукции ОАО "Ламмебель" …….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………
Оценим мебель каждого из рассматриваемых производителей по перечисленным показателям.
Для оценки уровня исполнения проведем
экспертный опрос продавцов мебели
на предмет жалоб, поступающих от
покупателей о недостатках прио
Для оценки по показателю надежности и долговечности изделия был проведен экспертный опрос трех технологов АО «ЛМ». В их задачу входило проран жировать материалы, лежащие в основе изготовления мебели того или иного изготовителя по степени сохранения основных параметров изделия, их привлекательности во времени при соответствующих условиях эксплуатации, их ремонтопригодность. Показатель гарантийного срока определялся продолжительностью последнего. Результаты представлены в таблице 8. По данным таблицы 8 рассчитаем групповой сводный параметрический индекс конкурентоспособности по показателям стабильности качества (табл. 9). Сравнение будем проводить относительно изделия АО «ЛМ»14.
Анализ данных таблицы 9 показывает, что по показателям стабильности качества изделие мебели АО «ЛМ» самое конкурентоспособное. Только по показателю ремонтопригодности оно уступает мебели ДОК.
Что касается показателя гарантийный срок, то таковой на свое изделие дает мебельная фабрика из Сибири. Ни одно из трех приморских предприятий не устанавливают на свои изделия гарантийный срок.
Этап 5. Определение
Оценка конкурентоспособности изделий по показателю техничность практически трудно осуществима. Проблема состоит в отсутствии информации о трудоемкости и материалоемкости изготовления изделия «Стенка» у разных производителей. Поэтому ограничимся оценкой показателей комфортабельности и этических показателей. Для их оценки был использован метод экспертного опроса дизайнеров, конструкторов и технологов АО «ЛМ». Всего было опрошено 23 человека. Результаты представлены в таблице 10.
Таблица 8 - Определение конкурентоспособности мебели по показателям стабильности качества
Показатель |
Качественная или |
Балльная оценка по 3-балльной шкале | ||||||
ЛМ |
Сибирь |
УМФ |
ДОК |
ЛМ |
Сибирь |
УМФ |
ДОК | |
Число жалоб от продавцов среди опрошенных магазинов |
- |
- |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
Число рекламаций за недокомплектацию |
- |
1 |
1 |
- |
3 |
1 |
1 |
3 |
Степень сохранения основных параметров во времени |
Высокая |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
3 |
3 |
2 |
1 |
Ремонтопригодность |
Средняя |
Средняя |
Средняя |
Высокая |
2 |
2 |
2 |
3 |
Таблица 9 - Расчет параметрических индексов конкурентоспособности по показателю стабильности качества
Показатель |
Балльная оценка, qi |
Ранг пока- зателя аi |
qi * аi | ||||||
ЛМ |
Сибирь |
УМФ |
ДОК |
ЛМ |
Сибирь |
УМФ |
ДОК | ||
Число жалоб |
1 |
1 |
1/3 |
1/3 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,13 |
0,13 |
Число рекламаций |
1 |
1/3 |
1/3 |
1 |
0,3 |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
0,3 |
Степень сохранения основных параметров во времени |
1 |
1 |
2/3 |
1/3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,13 |
0,7 |
Ремонтопригодность |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,15 |
Сводный индекс конкурентоспособности |
1 |
0,8 |
0,46 |
0,65 |
Таблица 10 - Определение конкурентоспособности изделий мебели по показателям технического уровня
Показатель |
Количественная или качественная оценки |
Балльная оценка по 3-балльной шкале | ||||||
ЛМ |
Сибирь |
УМФ |
ДОК |
ЛМ |
Сибирь |
УМФ |
ДОК | |
Целостность композиции |
Удовл. с условием |
Удовл. |
Удовл. с условием |
Удовл. с условием |
3 |
3 |
3 |
3 |
Насыщенность и чистота цвета, сила тона |
Удовл. |
Удовл. |
Удовл.с условием |
Удовл.с условием |
3 |
3 |
2 |
2 |
Гармония цветовых сочетаний |
Удовл. |
Удовл. |
Удовл. |
Удовл. |
3 |
3 |
3 |
3 |
Совершенство производственного исполнения |
Удовл. |
Удовл. |
Удовл.с условием |
Удовл. |
3 |
3 |
2 |
3 |
Рассчитаем для каждого изготовителя qi, сравнив каждое изделие с изделием АО «ЛМ». Результаты сведем в таблицу 11.
Из данных таблицы видно, что по показателям технического уровня изделия мебели АО «ЛМ» уступает одному производителю: мебель из Сибири. Относительно двух других конкурентов мебель АО «ЛМ» вне конкуренции. Причем, конкурентное преимущество мебели из Сибири зафиксировано по одному техническому показателю: целостность композиции.
Таблица 11 - Расчет параметрических индексов конкурентоспособности по показателям технического уровня
Показатель |
Балльная оценка, qi |
Ранг пока- зателя аi |
qi * аi | ||||||
ЛМ |
Сибирь |
УМФ |
ДОК |
ЛМ |
Сибирь |
УМФ |
ДОК | ||
Целостность композиции |
1 |
1,5 |
1 |
1 |
0,3 |
0,3 |
0,45 |
0,3 |
0,3 |
Насыщенность и чистота цвета, сила тона |
1 |
1 |
0,67 |
0,67 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,134 |
0,134 |
Гармония цветовых сочетаний |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Совершенство производственного исполнения |
1 |
1 |
0,67 |
1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,134 |
0,2 |
Сводный индекс конкурентоспособности |
1 |
1,15 |
0868 |
0,934 |
Оценив конкурентоспособность изделия мебели АО «ЛМ» по четырем показателям построим матрицу Мак-Кинзи для определения местоположения АО «ЛМ» в рамках рассматриваемой стратегической группы. Для этого определим привлекательность рынка изготовления мебели (табл. 12), а также оценим относительные преимущества в конкуренции (таблица 13).
Для определения относительного положения каждого из изготовителей на рассматриваемом рынке примем наибольшую оценку (оценка Сибири) за 1. оценки остальных производителей пересчитаем относительно оценки мебели из Сибири. Имеем:
АО «ЛМ» - 0,907 (1 : 1,1024),
УМФ – 0,809 (0,8928 : 1,1024),
ДОК – 0,783 (0,8632 : 1,1024).
Результаты нанесем на матрицу Мак-Кинзи (рис. 6)
Таблица 12 - Определение притягательности рынка
Критерий оценки |
Удельный вес |
Качественная оценка |
Оценка в баллах |
Итоговая оценка |
1. Рост рынка |
40 |
До 1999 г. наблюдалось сужение рынка. В I квартале 2000 г. зафиксирован рост |
50 |
20 |
2. Сложность вступительных барьеров |
20 |
Высок для предприятий, занимающихся как изготовлением ДСП, так и мебели. Низкий для изготовителей мебели из той же ламинированной плиты |
60 |
12 |
3. Власть клиентов |
30 |
Высокая |
30 |
9 |
4. Возможность дифференциации цен |
10 |
Высокая |
80 |
8 |
Итого |
100 |
- |
- |
49 |
Из рисунка 6 видно, что из рассматриваемых производителей продукции мебельных фабрик из Сибири наиболее конкурентоспособна в рамках рассматриваемой стратегической группы предприятий. Этот же производитель имеет наибольшую долю.
Таблица 13 - Определение относительных преимуществ в конкуренции
Показатель конкурентоспособнос |
Уд. вес |
АО «ЛМ» |
Сибирь |
УМФ |
ДОК | ||||
Q |
Общая оценка |
Q |
Общая оценка |
Q |
Общая оценка |
Q |
Общая оценка | ||
1. потребительские |
40 |
1 |
0,4 |
1,26 |
0,504 |
1,087 |
0,435 |
0,993 |
0,3972 |
2. постоянство качества |
20 |
1 |
0,2 |
0,8 |
0,16 |
0,46 |
0,092 |
0,65 |
0,13 |
3. технические |
10 |
1 |
0,1 |
1,15 |
0,115 |
0,868 |
0,0868 |
0,934 |
0,09 |
4. экономические |
30 |
1 |
0,3 |
1,078 |
0,323 |
0,93 |
0,279 |
0,82 |
0,246 |
Итого |
100 |
1 |
1,1024 |
0,8928 |
0,8632 |
Относительное преимущество предприятия в конкурентной борьбе
67
33
0,33 0,67 0,89 0,97 1
Рис. 6 Матрица Мак-Кинзи определения позиции изделия мебели типа «Стенка» у разных изготовителей рассматриваемой стратегической группы15.
Продукция АО «ЛМ» находится на втором месте, на третьем – УМФ и на четвертом – ДОК.
Конкурентная политика АО «ЛМ» должна быть направлена, в первую очередь, на позиции изготовителя из Сибири.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентоспособность товара (услуги) – его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром при решении потенциальным покупателем своих проблем. В общем виде, конкурентоспособность – это сравнительное преимущество, которое не является иммонентным качеством товара, а заменяется во времени под воздействием множества различных факторов.
Конкурентоспособность может быть оценена только в сравнении конкурентов. При исследовании конкурентоспособности необходимо:
Обоснованно сравнивать идентичные товары, то есть те, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, распространяются по аналогичным каналам, ориентированы на одну и ту же целевую группу.
По М.Е. Портеру существует 2 вида конкурентного преимущества:
Исследование
-метод расчета единичных и групповых показателей,
-метод с использованием функции желательности,
-метод многокритериальной оптимизации.
Чтобы полнее понять существо проблемы по конкурентоспособности товара, нужно вычленить несколько важных следствий.
1. Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.
2. Покупатель — главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера.
Информация о работе Анализ конкурентоспособности в стратегическом менеджменте