Анализ конкурентоспособности турфирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:14, дипломная работа

Описание работы

Туризм - это непроизводственная сфера экономики, эффективно удовлетворяющая рекреационные потребности населения в виде предоставляемых услуг через систему индустрии туризма, куда входят предприятия по размещению туристов: гостиницы, мотели, кемпинги и т. п.; предприятия питания, связи, транспорта, бюро обмена валюты, туристические фирмы; рекламно-информационные, научные, проектные, культурно-зрелищные и лечебные учреждения и предприятия.

Содержание

Введение………..…………………………………………………………………3
I. Существенные особенности стратегического маркетинга в сфере туризма
1. Стратегический маркетинг: анализ теории.
2. Формы и методы стратегического маркетинга.
3. Особенности стратегического маркетинга в сфере туризма.
II. Мировой опты организации маркетинговой стратегии в сфере туризма
1. Зарубежная практика стратегического маркетинга
2.
I. Региональный опыт применения методов стратегического маркетинга туристической фирмы на примере ООО «Пермское бюро путешествий и экскурсий»…………………………………..…………………7
Характеристика рынка туристических услуг Пермского края………………………………………………………….………..
Анализ маркетингового потенциала туристической фирмы ООО «Пермское бюро путешествий и экскурсий»…………………….
Программа стратегического маркетинга туристической фирмы ООО «Пермское бюро путешествий и экскурсий» ……………………………………….………………………………
Заключение……………….…………………..…………………………………
Список литературы…………...………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

       5. Изучение потребителей. Так как основной сферой деятельности данной туристической фирмы являются экскурсии по Перми, Пермской области и России, то круг потенциальных клиентов, исследуемый будет характеризоваться с точки зрения интереса к Российскому туризму. На данный момент возрастает интерес пермских туристов к отечественному туризму. Возрастает число школьных групп, выезжающих в каникулярное время (наиболее популярные маршруты по России: Санкт-Петербург, Москва, Золотое кольцо, Казань с посещением аквапарка, Екатеринбург). Растет интерес пермяков и жителей области к такому виду туризма как паломнический. Исходя из анализа данного фактора и реальных цифр данного периода за прошедший год менеджеры туристической фирмы планируют свой объем облуживания туристов.    

         6. Изучение конкурентов. Как уже было упомянуто в п. 3.1. в Пермской области на данный момент зарегистрировано около 150- 200 туристических фирм. Отследить и проанализировать деятельность каждой из них является не реальным. Поэтому изучению подвергнуться только крупные известные туристические фирмы города такие как: Пермтурист, Пермавтотур, БМТ «Спутник». Данные турфирмы являются главными конкурентами данной туристической фирмы, т.к. все они находятся на одном рынке  туристических услуг, предоставляя схожие по содержанию туристические маршруты. Все фирмы-конкуренты занимают сильную устойчивую позицию на данном рынке. Если рассматривать рейтинг по объему реализации среди представленных туристических фирм, то рассматриваемая нами фирма находится на последнем месте, что усложняет конкурентную борьбу на рынке туризма.  Для выживания на таком конкурентном рынке необходимо использовать сильную стратегию развития и позиционирования на данном рынке.    

       В XXI веке на этапе становления и развития туристического рынка существует большое разнообразие турагентов, работа с которыми неизбежна. Но выбор надежного партнера является главной составляющей успеха деятельности турфирмы. Практически ни одно туристическое предприятие не в состоянии самостоятельно организовать тур, обеспечить клиентов всеми необходимыми транспортными средствами, предоставить жилье, организовать питание и т.д. Для этого обычно привлекаются соответствующие предприятия и организации ("смежники"), обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании: транспортные компании, гостиничные комплексы, системы общественного питания, учреждения культуры и другие).

         Цель исследования внутренней среды — уяснение сильных и слабых сторон туристического предприятия. Вскрытые сильные стороны служат базой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которую оно должно расширять и укреплять. Объектом самого пристального внимания - слабые стороны. Главная задача - избавиться от большинства из них.

       Туристическое предприятие на рынке  действует не обособленно, а в окружении  и под воздействием разнообразных сил, которые составляют внешнюю среду  маркетинга. Отношения, складывающиеся между субъектами среды и фирмой, разнообразны и по характеру воздействия на них со стороны фирмы они могут быть контролируемыми и неконтролируемыми. Задача предприятия сводится к снижению до минимума неконтролируемых факторов среды и изысканию возможностей опосредованного влияния на них 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Программа стратегического  маркетинга туристической  фирмы ООО «Пермское  бюро путешествий  и экскурсий»

         Заключение

       Подводя итоги курсовой работы, можно сделать  следующие выводы:

       Стратегия маркетинга – составная часть общефирменной стратегии, которая определяет средства и методы обеспечения преимуществ над конкурентами, а также распределение ресурсов, необходимых для достижения маркетинговых целей.

       На  выбор стратегии оказывают влияние многочисленные и разнообразные факторы: вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает организация; состояние внешнего окружения; характер целей, которые ставит перед собой организация; ценности, которыми руководствуются при принятии решении высшие менеджеры или владельцы организации; уровень риска; внутренняя структура организации, ее сильные и слабые стороны; опыт реализации прошлых стратегий; фактор времени.

       Разработка  стратегии маркетинга - программно-целевой подход к деятельности предприятия. Если такой стратегии нет, предприятие всегда будет плестись в хвосте у своих конкурентов. Если же базовая стратегия выбрана, оно может идти собственным путем.

       Маркетинг в туризме – это система  непрерывного согласования  предлагаемых услуг с услугами, которые пользуются спросом на рынке и которые туристическое предприятие способно предложить с прибылью для себя и более эффективно, чем это делаю конкуренты.

       Среди особенностей туристского маркетинга можно выделить:

       1. В меньшей степени важна задача  стимулирования спроса.

       2. Большое значение приобретает  достоверная информационная политика  в отношении клиента, особенно  на этапе продажи услуг, а  также тщательность в разработке  туристического продукта.

       3. Учитывая особую роль субъективного  фактора в процессе покупки именно туристических услуг, туристическим фирмам следует большое внимание уделять защите прав клиента-потребителя услуг.

       4. Влияние фактора сезонности обуславливает  необходимость диверсификации туристических  услуг или особого внимания  к мероприятиям в межсезонный период, чтобы сделать фирму менее зависимой от временного фактора.

       5. Большое значение для достижения  оптимального конечного эффекта  маркетинговых мероприятий имеет  координация маркетинга всех  участников производства туристских  услуг.

       Разработка маркетинговой стратегии была проведена для туристической фирмы ООО «Пермское бюро путешествий и экскурсий».

       Анализ  экономических показателей  деятельности фирмы  за 2003-2005гг. показал  ухудшение ситуации. Так выручка от реализации продукции и услуг сократилась на 540 тыс.руб. или на 7,4 %. Чистая прибыль предприятия уменьшилась на 157 тыс.руб. или на 21,4 %. Рентабельность продаж упала на 1,5 %. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия также показал ухудшение состояния. Динамика финансовых коэффициентов предприятия отрицательная. Большинство из них ниже нормативного значения.

       Ухудшение экономических и финансовых показателей  деятельности ООО «Пермское бюро путешествий и экскурсий» отчасти  объясняется маркетинговыми проблемами фирмы, среди которых можно выделить:

  1. Не определена стратегия развития предприятия.
  2. Сотрудники не знают целей и задач компании.
  3. Нет единой информационной среды.
  4. Нет системы планирования и контроля.
  5. Плохо известен потребитель.
  6. Рекламная кампания достаточно слаба, ей не хватает креатива и размаха.

       Долгосрочная  маркетинговая стратегия фирмы  должна быть направлена в первую очередь  на формирование образа ООО «Пермское бюро путешествий и экскурсий» как компании высокого уровня. Главной целью такой стратегии является привлечение новых клиентов и партнеров, в том числе потенциальных инвесторов.

       Для улучшения положения ООО «Пермское бюро путешествий и экскурсий» на рынке туризма, были выбраны две альтернативные маркетинговые стратегии:

       1) глубокое проникновение  на рынок;

       2) диверсификация.

       Сопоставляя возможности и угрозы при реализации указанных вариантов, наиболее предпочтительной выглядит стратегия глубокого проникновения  на рынок. Позитивные факторы, позволяющие  реализовать данную стратегию, уже  сложились в компании.

       Для реализации данной стратегии было предложено:

       1) открыть собственный Интернет-сайт. Сегодня Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь, становится ее необходимой составляющей. Каждый день сотни тысяч новых сайтов занимают свое место в безграничном web-пространстве. Ни печатная продукция, ни радио не могут подавать информацию в таком удобном, презентабельном виде, как это делает web-сайт. Используя гипертекст, мультимедиа и интерактивность, присущие только Интернету, можно добиться действительно эффективного воздействия на потенциальных клиентов и партнеров. Только web-сайт позволяет обрести безграничные возможности описания и рекламы продукции и услуг и разместить неограниченное количество информации. К тому же сайт значительно повышает престиж компании. Применение таких интернет-технологий выгодно отличает компанию и положительно сказывается на имидже, что очень важно при нынешней конкуренции. Сегодня наличие сайта - это гарант стабильности и успешности компании.

       2) уделить внимание  развитию и продвижению образовательного туризма. Словосочетанием «образовательный туризм» принято называть поездки за рубеж с целью учёбы. По традиции последних лет на студенческие каникулы и сезон отпусков в России приходится пик интереса к образовательным турам за рубеж.

       В работе представлены основные направлениях деятельности компании ООО «Пермское бюро путешествий и экскурсий» в сети Интернет, цели и задачи работы на виртуальном рынке. Также исследованы особенности развития образовательного туризма в компании, представлены план и методы проведения рекламной компании образовательного туризма. Кроме того, определены сроки реализации данной стратегии, распределены обязанности.

       Анализ  эффективности предложенных мероприятий  показал, что инвестиции в создание сайта фирмы ООО «Пермское бюро путешествий и экскурсий» в сумме 100 000$ - надёжное вложение в развитие бизнеса фирмы. Предполагаемая прибыль в течение года от данного проекта ожидается в размере не менее 220%. Создание сайта для реализации услуг фирмы относится к практически безрисковым видам инвестиций. Ведение бизнеса с использованием собственного корпоративного сайта обеспечит увеличение прибыли и стабильности работы фирмы в целом. Расчёт ожидаемой прибыли показывает, что кредит может быть погашен в течение шести месяцев.  Разработка рентабельного и конкурентоспособного сайта позволяет не только в значительной степени уменьшить затраты на традиционную рекламу, но и успешно развивать свой бизнес.

       Опрос респондентов после размещения рекламы  образовательного туризма в молодежных журналах и Интернете показал, что 75 % опрошенных видели рекламу, из них 42 % решили обратиться в компанию «Санрайз» после увиденной рекламы. Количество проданных путевок по образовательному туризму выросло на 500 штук. В результате проведения рекламной кампании прирост выручки от реализации путевок по образовательному туризму составил 1750 тыс.$. Эффективность рекламной кампании cоставила 295 %.

       В целом же моно отметить, что при  отсутствии стратегического видения  или плана развития компании на стратегическую перспективу, не имея стратегических целей, не определяя свою миссию в бизнесе, невозможно не только развиваться в долгосрочном аспекте, но и эффективно решать текущие задачи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы

  1. Айгистов  О. Введение в бизнес туроперейтинга: Учеб.-метод. пособие. – М.: РМАТ, 2004. – 104 с.
  2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 1997г. – 247с.
  3. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. – 647с.
  4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер Ком, 2003. – 422 с.
  5. Андрушкив Б.М., Кузьмин О.Е. Основы менеджмента. – М., 2003. – 316 с.
  6. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для ВУЗов – М.: Экономика, 2003. – 703 с.
  7. Большаков А.С., Михайлов Б.И. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб.: Питер, 2002. – 341 с.
  8. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента/Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 2003. – 456с.
  9. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 2004. – 569с.
  10. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. – М.: Инфра – М, 2002. – 347 с.
  11. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. – Ростов-на-Дону. – 2004. – 352с.
  12. Гуляев В. Организация туристической деятельности: Учеб. пособие. – М.: Нолидж, 2005. – 312 с.
  13. Давыдова Л.А., Фальцман В.К. Экономика и управление предприятием. – М.: Финансы и статистика, 2003г. – 510с.
  14. Данько Т.П. Управление маркетингом. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 349с.
  15. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Управление проектами: Учебное пособие. – Ростов – на - Дону, 2003.
  16. Долятовский В.А. Современные инструменты менеджмента. Сборник тестов для мониторинга и контроля знаний. – Ростов – на - Дону, 2003.
  17. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. – М.: Вильямс, 2001г. – 647с.
  18. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента. – М.: Вильямс, 2004 г. – 357с.
  19. Ильина Е. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 256 с.
  20. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. – М.: Олимп Бизнес, 2004г. – 278с.
  21. Лебедев О.Т. Основы менеджмента. – СПб.:  Издательский дом «МиМ», 2002. – 318 с.
  22. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. – М.: Финансы и статистика, 2004г. – 270с.
  23. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. - Москва-Новосибирск, ИНФРА-М – Сибирское соглашение, 2001. – 345 с.
  24. Маркетинг: Учебник  /Под ред. А.Н.Романова.  -  М.:  Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 410с.            
  25. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. В.А. Алексунина. – М.: Маркетинг, 2004. – 516 с.
  26. Маркетинг / Под ред. Н.П. Ващекина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.- 312 с.
  27. Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт – Издат, 2003. – 591 с.
  28. Менеджмент: Учебник / Под редакцией П.А. Кохно, В.А. Микрюкова, С.Е. Коморова. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 373 с.
  29. Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой. –М.: Лига, 2004. – 377 с.
  30. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М, 1998. – 644 с.
  31. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент. – М.: Инфра –М, 2002. – 250 с.
  32. Попов С.А. Стратегический менеджмент. – М.: Дело, 2003г. – 345с.
  33. Портер М. Конкурентная стратегия. – М.: Альпина Бизнес-бук, 2005г. – 301с.
  34. Сапрунов В. Туризм: Эволюция, структура, маркетинг. – М.: Ось-89, 2002. – 160 с.
  35. Томпсон А. А., Стрикленд АДж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 387 с.
  36. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. - М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2003. – 364с.
  37. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 2003. – 641 с.
  38. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. –М.: Интел-синтез, 2003. – 344 с.
  39. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. – Ростов-на-Дону, 2002. – 480 с.
  40. Цыгичко В.Н. Руководителю – о принятии решений. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 311 с.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности турфирмы