Анализ конкурентоспособности продукции на примере предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработать предложения по повышению конкурентоспособности продукции
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности продукции
2.Провести анализ конкурентоспособности продукции предприятия
3.Разработать предложения по совершенствованию конкурентоспособности продукции предприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ 5
1.1.Понятие конкурентоспособности продукции. Показатели конкурентоспособности 5
1.2.Методы оценки конкурентоспособности продукции 10
1.3.Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции 13
2.ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В РУП «БПХО» 18
2.1.Краткая характеристика предприятия 18
2.2.Анализ конкурентоспособности продукции предприятия 20
3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность товара.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

 

     2.ОЦЕНКА  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРОДУКЦИИ  В РУП «БПХО»                                                                                                                  

    2.1.Краткая   характеристика  предприятия 

    Республиканское унитарное предприятие «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение» (РУП «БПХО») — юридическое лицо, имеет Устав, самостоятельный баланс, расчетный, инвалютный и иные счета и другие реквизиты, свойственные юридическому лицу, осуществляющему хозяйственную деятельность в Республике Беларусь. РУП «БПХО» входит в организационную структуру государственного концерна «Беллегпром». Отрасль текстильная, форма собственности ¾ государственная. БПХО расположено в районном центре республики — г. Барановичи. Предприятие занимает производственную площадь 190 800 кв. м. Среднесписочная численность работающих составляет 3 975 человек, в том числе ИТР 415 чел. (за 2010 г.).

    Объединение состоит из трех фабрик:

    -прядильно-ткацкой фабрики, специализирующейся на выпуске товарной трикотажной и ткацкой пряжи, а также вырабатывающей суровые хлопчатобумажные ткани для дальнейшей их отделки. Кроме этого, фабрика вырабатывает нетканые материалы типа тканей и ватины, что позволяет перерабатывать отходы, образующиеся при производстве пряжи;

    -отделочной фабрики, выпускающей ткани отбеленные, гладкокрашеные, набивные разного назначения: бельевые, плательные, одежные, паковочные;

    -швейного производства, производящего швейные изделия различного назначения: столовое и постельное белье, сувенирную продукцию, спецодежду, изделия для детей, одежда для взрослых;

    Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение  является единственным в республике производителем хлопчатобумажных тканей и одним из крупнейших производителей хлопчатобумажной пряжи.

    По  качеству экспортируемых тканей объединение является безусловным лидером среди родственных предприятий стран СНГ. Около 30% выпускаемых тканей поставляется на экспорт. Мощность объединения позволяет производить в год 93,8 млн. кв. м хлопчатобумажных тканей, 27,5 тыс. тонн хлопчатобумажной пряжи, более 1 млн. швейных изделий.

    Основной  продукцией объединения являются хлопчатобумажная пряжа, хлопчатобумажные суровые и готовые ткани ситцевой, бязевой, одежной, полотенечной, технической групп, постельное, столовое белье.

    Основные технико-экономические показатели представлены в табл.2.1.. (Приложение  Б)

    В исследуемом периоде объем производства продукции возрос на 82% в действующих  ценах. Вместе с тем анализ данного  показателя в сопоставимых ценах  показывает, что фактически прирост продукции составил 49,8%.

    Из  таблицы 2.1 видно, что повышение темпа роста общих издержек (180%) в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло в основном за счет значительного темпа роста затрат на топливно-энергетические ресурсы (640,3%) и подтверждается увеличением показателя энергоемкости на 7,4%.

    Отмеченное превышение прироста стоимости  произведенной  продукции (82%) над приростом затрат (80%) свидетельствует о повышении эффективности производства, что и подтверждает повышение показателя прибыли в 2010 году по сравнению с 2009 на 159 млн.руб., а также снижения затрат на 1 рубль товарной продукции на 1.1%.

    Темп  роста производительности в исследуемом  периоде составил 182 %.

    По  полученным результатам видно, что снижение суммы оборотных средств на 7% и среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 9% привел к увеличению отдачи оборотных фондов на 74%, увеличению показателя фондоотдачи и снижению показателя фондоемкости на 99% и 61% соответственно. 

    2.2.Анализ  конкурентоспособности продукции  предприятия 

    Конкурентами  РУП «БПХО» по производству хлопчатобумажной пряжи для трикотажной отрасли на внутреннем рынке являются РУУП «Гронитекс» (1500 тонн) г. Гродно и СП «Соптотекс» г. Могилев. В 2010 году РУП «БПХО» реализовано на внутреннем рынке товарной пряжи 3 034 тонн, хотя производственные мощности позволяют выпускать около 20000 тонн, что связано с отсутствием оборотных средств на закупку хлопкового волокна и несвоевременными расчетами за поставленную пряжу.

    РУП «БПХО» является практически единственным производителем хлопчатобумажных тканей в РБ. В 2010 году на внутренний рынок было реализовано 17 226,7 тыс.п.м. готовых тканей, что значительно ниже возможностей предприятия и потребностей рынка.

    Проведенный анализ показал, что только на внутреннем рынке хлопчатобумажных тканей бязевой, бельевой, одежной групп можно было бы реализовать в 2 раза больше, при условии сохранения конкурентной цены.

    Конкурентами  предприятия по производству швейных изделий в Республике выступают предприятия концерна «Беллегпром», Местпрома, Минздрава, Комитета по исполнению наказаний МВД, мелкие частные фирмы, которые производят постельное и столовое белье как из тканей РУП «БПХО», так и из тканей импортного производства, в основном российских. Несмотря на то, что многие из перечисленных организаций пользуются налоговыми льготами и произведенная ими продукция дешевле, продукция РУП «БПХО» имеет свою нишу на рынке Республики, в основном, благодаря высокому качеству. В 2007 году предприятие реализовано на внутреннем рынке 1 238 тыс.шт. швейных изделий, в основном постельного белья и столовых принадлежностей.

    Использование в собственном производстве последних  разработок по видам и рисункам ткани  выгодно отличает продукцию предприятия, которая пользуется устойчивым спросом.

    В Российской Федерации динамику развития и долю продукции РУП «БПХО» на рынке готовых хлопчатобумажных тканей и пряжи определяет, в первую очередь, положение предприятия  в сравнении с предприятиями текстильной отрасли России и Узбекистана (как основного поставщика хлопкового волокна по СНГ).

    По  объему производства готовых хлопчатобумажных тканей (по данным за 2010 г.) в м2 доля РУП «БПХО», в сравнении с объемами производства текстильной отрасли России (по данным концерна «Ростекстиль»), составляет 2,46-2,48 %.

    В 2010 году темпы роста производства хлопчатобумажной пряжи в России замедлился. В Минэкономразвития России отмечают, что во многом сокращение производства обусловлено ростом объемов нелегальной продукции, поступающей на рынок. Также причинами снижения являются проблемы с реализацией пряжи, несмотря на положительную динамику производства тканей. Причина заключается в том, что Узбекистан с 2007 года увеличил производство хлопчатобумажной пряжи и суровых тканей на экспорт и тенденция эта будет сохраняться, так как правительство Узбекистана сегодня принимает активные меры по привлечению иностранных инвестиций в текстильную отрасли (особенно в прядильные фабрики).

    Анализ  импорта готовых хлопчатобумажных тканей в Россию позволяет сделать следующие выводы. В 2010 году увеличились поставки готовых хлопчатобумажных тканей из дальнего зарубежья, т.е. завозятся ткани высокого качества и улучшенной отделки, которые пока не производятся в России в необходимом количестве. Поэтому основные акценты в стратегии необходимо ставить на выпуск высококачественной хлопчатобумажной пряжи и на новый ассортимент и виды высококачественной отделки готовых хлопчатобумажных тканей.

    Отличительной особенностью российского рынка в настоящий момент является появление и активная работа объединений предприятий текстильной промышленности (концернов), наиболее крупным из которых является Альянс «Русский текстиль», в который вошли: ООО «Пауэр Интернешнл», один из крупнейших поставщиков хлопка-волокна в Россию со среднегодовым объемом продаж более 55 тысяч тонн хлопка; ООО «Новая Текстильная Компания», современная сбытовая структура, предлагающая широкий ассортимент тканей, трикотажа, готовых изделий и фурнитуры, а также поставляющая лучшие текстильно-вспомогательные вещества и красители для хлопчатобумажных комбинатов и фабрик; ОАО «Тейковский хлопчатобумажный комбинат», крупнейший производитель хлопчатобумажных тканей в Ивановской области; ОАО «Товарищество Тверская мануфактура», современное предприятие, выпускающее более 800 тысяч погонных метров тканей шириной до 308 см, а также до 1000 тонн высококачественной кардной хлопчатобумажной пряжи и около 2 млн. погонных метров набивных и гладкокрашеных тканей шириной 75 и 150 см. в месяц; Камышинская прядильно-ткацкая фабрика № 1, одна из ведущих прядильно-ткацких фабрик России с объемом производства более 6 млн. погонных метров суровых хлопчатобумажных тканей и до 300 тонн товарной пряжи в месяц; ОАО «Муромский хлопчатобумажный комбинат «Красный Луч», лидер отрасли по производству тканей тиковой группы с полным циклом технологического процесса выпуска ткани, включающим прядильный, ткацкий и отделочный цеха, и с объемом выпуска более 350 тонн хлопчатобумажной пряжи и более 1 млн. погонных метров тканей.

    Возможности компании по производству и реализации составляют свыше 150 млн. погонных метров различных тканей и переработки  более 55 тыс. тонн хлопка в год.

    Производственная  программа альянса «Русский Текстиль»  включает в себя два направления:

    — производство на собственных комбинатах Компании;

    — производство по договорам подряда  с комбинатами-партнерами.

    Партнерами  по производственной программе альянса  «Русский Текстиль» являются более десятка Российских текстильных предприятий.

    В стратегических планах альянса «Русский Текстиль» - направленные инвестиции в техническое перевооружение комбината, что позволит расширить ассортимент тканей и вариативность отделки, а также значительно улучшить качество.

    Преимущества  Российских конкурентов РУП «БПХО»:

    - более низкие тарифы на тепло- и электроэнергию;

    - более низкие цены на хлопок (за счет клиринговых поставок);

    - меньше налоговая нагрузка;

    - внедрение современных технологий и оборудования для производства продукции;

    - гибкая ценовая политика, ориентированная на возможность и потребности рынка;

    - налаженная кооперация внутри объединений предприятий, направленная на согласованность действий на различных сегментах рынка;

    - наличие оборотных средств на закупку сырья;

    Преимущества  РУП «БПХО»:

    - наличие завершенного цикла производства;

    - высокое качество выпускаемой продукции;

    - наличие отделочного оборудования, позволяющего выпускать готовые хлопчатобумажные ткани шириной до 320 см.

    Однако, наряду с описанными выше преимуществами, предприятие имеет существенный недостаток — высокая цена на продукцию. Данный фактор является основным при выборе потребителями продукции того или иного производителя в Беларуси. Как показывает опыт различных маркетинговых исследований в Беларуси и России, основные критерии, по которым потребители выбирают хлопчатобумажные и швейных изделия в наших странах, схожи. Для россиян также на первом месте стоит качество продукции и ее цена.

    Сравнительный ценовой анализ комплектов постельного  белья производства РУП «БПХО» и производителей аналогичной продукции в России представлен в таблице 2.2 (Приложение  С)

    Сравнительный анализ цен показывает, что наиболее близким к РУП «БПХО» по ценовым  параметрам и объемам производства является ОАО "Корпорация Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат" – один из лидеров российского рынка текстиля. Продукция Чебоксарского ХБК пользуется стабильным спросом, как в России, так и за ее пределами, поэтому опыт предприятия может быть использован и РУП «БПХО».

    Основными конкурентными преимуществами продукции  ОАО "Корпорация Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат" можно считать следующие:

    1.Коллекции постельного белья, в том числе последняя коллекция "Хлопковый Рай", разрабатываются с учетом тенденций европейской моды данного сезона. Постоянно расширяется ассортимент, что значительно повышает эффективность работы предприятия и бизнеса клиентов.

    2.Постельные комплекты шьются из бельевых тканей европейского качества: бязи и элитного сатина из высококлассной пряжи.

    3.Сырьевой состав тканей - чистый хлопок 100 %, он имеет отличные гигиенические свойства: хорошо пропускает воздух и впитывает лишнюю влагу. Оно имеет высокую прочность, устойчивость к истиранию, долговечность, хорошо стирается и гладится.

    4.Специалисты ЧХБК предлагают качественный фабричный пошив. Ткани проходят специальные виды отделки - умягчение, выравнивание поверхности и каландрирование, придающее ткани блеск.

    5.Клиентам ЧХБК комплекты белья поставляются в удобных транспортных коробах, вмещающих от 3 до 5 штук в зависимости от модели.

    6.Изделия ЧХБК упакованы в удобные пакеты ПВХ с отличной полиграфией. Фотография на упаковке позволяет покупателю без лишних усилий оценить понравившийся дизайн. Такое белье особенно привлекательно в качестве подарка.

    7.Специалисты ЧХБК обеспечивают партнеров каталогами продукции, предоставляют информационную и рекламную поддержку, о которой можно узнать подробнее, позвонив в офис.

    Таким образом, эффективная работа с клиентами  и партнерами, постоянное отслеживание тенденций современной моды в сочетании огромным ассортиментом высококачественной продукции обеспечивают Чебоксарскому предприятию конкурентные преимущества перед другими предприятиями отрасли.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции на примере предприятия