Анализ конкурентных преимуществ фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой является раскрытие содержания понятий «конкуренция» и «конкурентная борьба» и определения конкурентоспособности конкретного предприятия. При этом для достижения этих целей ставятся такие задачи:
• рассмотрение конкуренции и конкурентоспособности как движущие силы развития общества;
• краткое определение видов конкуренции;
• рассмотрение сущности конкурентной борьбы;
• краткое определение видов конкурентной борьбы;
• рассмотрение методов анализа конкурентных преимуществ.

Работа содержит 1 файл

курсовая стр.мен.docx

— 203.01 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Об  актуальности современного изучения конкуренции  даже не приходится и говорить. Это  видно из самой теории, из тех  многочисленных работ, авторы которых  изучали проблему взаимодействия субъектов  рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек  не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление  в ВУЗ — человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного  субъекта из конкурирующих. Знания о конкуренции помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни. В частности, представляя себе формы неценовой конкуренции предпринимателю легче будет продвигаться к успеху.

     Динамика  экономического развития мирового сообщества свидетельствует об основополагающей роли конкуренции для экономики  любой страны. Развитие экономической  сферы нашей страны свидетельствует  о том, чем грозит невнимание и  непонимание значения конкуренции  в экономических отношениях.

       Ни  одно предприятие не может достичь  превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам  товара и средствам его продвижения  на рынке. Необходим выбор приоритетов  и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим  способом использующей сильные стороны  деятельности предприятия. В отличие  от тактических действий на рынке  стратегия конкуренции должна быть направлена на обеспечение преимуществ  над конкурентами в долгосрочной перспективе, оцениваемой в 3-5 лет.

    Экономическая стратегия предприятия должна вырабатывать преимущественно экономические  и маркетинговые средства достижения стратегических целей предприятия, то есть средства, побуждающие всех участников производственного процесса - от исследователей рынка до обслуживающего персонала - заинтересованно выполнять  свои роли в обеспечении процветания  предприятия.

     Маркетинг должен начинаться с разработки стратегии, которая характеризует не виды деятельности, а их цель, что, если на предприятии  приняли эту стратегию, предприятие  может использовать самые разные формы организации работы в области  маркетинга в зависимости от конкретных внутренних обстоятельств и тех  внешних условий, в которых действует  предприятие.

     После того как найдены оценки привлекательности  рынков товара и оценки сегментов  базового рынка, следующим логическим этапом стратегического маркетинга является анализ климата, или конкурентной ситуации, на каждом рынке товара и  последующая оценка природы и  степени конкурентных преимуществ, которыми обладают на этих рынках различные  соперники. Учет своих специфичных  сильных и слабых сторон по сравнению  с наиболее опасными конкурентами может  внести коррективы в оценку, которую  дает фирма привлекательности того или иного рынка.

     Учитывая  вышесказанное, оценка конкурентной ситуации является одним из наиболее важных этапов в деятельности предприятия  или фирм. Это определяет актуальность рассмотрения понятий «конкуренция» и «конкурентная борьба».

     Основной  целью данной курсовой является раскрытие содержания понятий «конкуренция» и «конкурентная борьба» и определения конкурентоспособности конкретного предприятия. При этом для достижения этих целей ставятся такие задачи:

• рассмотрение конкуренции и конкурентоспособности как движущие силы развития общества;

• краткое определение видов конкуренции;

• рассмотрение сущности конкурентной борьбы;

• краткое определение видов конкурентной борьбы;

• рассмотрение методов анализа конкурентных преимуществ.

     Что касается методов исследования, то характер темы данной курсовой предусматривает  использование в большей степени  качественных, нежели количественных методов исследования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества.

     Конкуренция – процесс соперничества субъектов  по поводу реализации ими своих конкурентных преимуществ на конкретном рынке  в конкретное время для одержания победы или достижения других целей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

     Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой  развития общества, главным инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом  в три раза эффективнее, чем в  России), повышения качества товаров  и уровня жизни населения. Поэтому  конкуренция – очень сложное  понятие. Особенно важно изучить  ее механизм в условиях российской экономики, только начинающей осваивать  этот механизм[6, c.56].

     В развитых странах эффективный механизм конкуренции существует давно и он хорошо отлажен. Россия в силу известных политичеких причин в этом плане остается пока не управляемой. Поэтому важно на начальном этапе построения механизма конкуренции и обеспечения конкурентоспособности определиться с терминами и понятиями. Мы стремились соблюсти принципы системности и комплексности формирования термина «конкуренция».

     Рассмотрим  подробнее составляющие приведенного выше определения, отдельно каждое слово.

     Процессы  могут быть: общественными и личными; экономическими, правовыми, социальными  и природными; управлеческими и производственными; обеспечивающими, преобразущими и завершающими; материальными и виртуальными;объективными и субъективными; поддерживающими паритет (баланс) и воспроизводственными; логическими и эмоциональными и т.д.[9]

     Состовляющими слова «управление» в понятии конкуренции являбтся: нахлждение, разработка, поддержание, использование,развитие, отмирание конкурентного преимущества.

     В качестве «субъектов» в понятии  конкуренции могут быть любые  социальные,производственные или биологические системы.

     Конкурентные  преимущества субъектов могут быть наследственными, конструктивными, технологическими, информационными, квалификационными, управленческими и др.

     В качестве целей системы могут  быть: выполнение миссии организации; победа в спортивных соревнованиях  или творческих конкурсах, на конкретных рынках с конкретным товаром; достижение за счет внешнего или внутринего развития либо поглощения конкурента какого-либо определенного состояния или уровня; поддержание достигнутого уровня; выживание и т.д.[5, c.98]

     Потребности могут быть: объективными (заданные природой или обществом) или субъективными (заданные субъектом управления); первичными или высшими; пршлыми,настоящими или будущими; сопряженными или несопряженными; глобальными или личными; отрицательными или положительными; индивидуальными или общественными и т.д.

     Формы конкуренции:

    1. Предметная – конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
    2. Функциональная – конкуренция между товарами-заменителями;
    3. Личностная.

     Методы  конкуренции:

    1. На основе повышения качества товара (неценовая);
    2. На основе критерия повышения качества сервиса потребителей товара;
    3. На основе снижения цены (ценовая);
    4. На основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;
    5. На основе повышения качества процессов управления;
    6. На основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная)[1, c.35].

     Рынок: 1) место купли-продажи товаров  и услуг, заключения торговых сделок; 2) экономические отношения, связанные  с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются  спрос, предложение и цена. Структура  рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране – внутренние и внешние рынки. Различают также легальные и нелегальные рынки. Рынки ценных бумаг,недвижимости и др. делят на первичные и вторичные, на которых проходит перепродажа ценных бумаг.

     Рынок – условное место купли-продажи  конкретного вида товара, заключения торговых сделок, которые осуществляются в определнных по интенсивности условиях конкуренции, с соблюдением этических и правовых норм и правил. Рынок может быть совершенным и несовершенным. Модель совершенного рынка основана на предположении , что все участники торговых сделок действуют, руководствуясь исключительно экономико-правовыми и этичекими принципами. Кроме того, для совершенного рынка характерны следующие условия:

    • Все товары данного вида объективно однородны в отношении их качества, внешнего вида и упаковки (гомогенны), и цена однозначно сопоставима с определенным товаром;
    • Условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутсвуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера;
    • Прозрачность рынка: продавцы и покупатели имеют возможность полного обзора рынка, получения достаточной информации о всех обстоятельствах ведения сделок (ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей)[2, c.77].

     Варианты  изменения конкуренции между  фирмами:

    1. Конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих фирм;
    2. Конкуренция усиливается,когда крупные фирмы присоединяют другую фирму и принимают решительные меры по выводу ее в лидеры;
    3. Конкуренция сильна, когда спрос на товар растет медленно;
    4. Конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирму на снижение цены или на применение других средств увеличения объема продаж;
    5. Конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на другие невелики;
    6. Конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегиеских решений;
    7. Конкуренция усиливается,когда затраты на выход из рыгка велики, высоки барьеры;
    8. Конкуренция усиливается, когда одна или несколько фирм не удовлетворены своей долей рынка;
    9. Ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии фирм различаются в значительной мере и открыты большинству.

     Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:

    1. Размер рынка;
    2. Темп роста рынка – быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
    3. Мощности – излишние мощности приводят к падению цен;
    4. Препятствия для входа или выхода из рынка защищают позиции фирмы, их отсутствие делает рынки уязвивыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
    5. Цена;
    6. Уровень стандартизации товаров – покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;
    7. Мобильные технологические модули;
    8. Требования к размерам необходимых капитальных вложений – жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;
    9. Вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различаям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и неинтегрированных фирм;
    10. Экономия на масштабе – увеличивает долю рынка, необходимую для конкурентоспособности товара;
    11. Быстрое обновление ассортимента продукции[4, c.68].

Информация о работе Анализ конкурентных преимуществ фирмы