Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:30, курсовая работа
Основной целью данной курсовой является раскрытие содержания понятий «конкуренция» и «конкурентная борьба» и определения конкурентоспособности конкретного предприятия. При этом для достижения этих целей ставятся такие задачи:
• рассмотрение конкуренции и конкурентоспособности как движущие силы развития общества;
• краткое определение видов конкуренции;
• рассмотрение сущности конкурентной борьбы;
• краткое определение видов конкурентной борьбы;
• рассмотрение методов анализа конкурентных преимуществ.
Содержание
Введение
Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и говорить. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление в ВУЗ — человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного субъекта из конкурирующих. Знания о конкуренции помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни. В частности, представляя себе формы неценовой конкуренции предпринимателю легче будет продвигаться к успеху.
Динамика экономического развития мирового сообщества свидетельствует об основополагающей роли конкуренции для экономики любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
Ни
одно предприятие не может достичь
превосходства над конкурентами
по всем коммерческим характеристикам
товара и средствам его продвижения
на рынке. Необходим выбор приоритетов
и выработка стратегии, в наибольшей
степени соответствующей
Экономическая стратегия предприятия должна вырабатывать преимущественно экономические и маркетинговые средства достижения стратегических целей предприятия, то есть средства, побуждающие всех участников производственного процесса - от исследователей рынка до обслуживающего персонала - заинтересованно выполнять свои роли в обеспечении процветания предприятия.
Маркетинг должен начинаться с разработки стратегии, которая характеризует не виды деятельности, а их цель, что, если на предприятии приняли эту стратегию, предприятие может использовать самые разные формы организации работы в области маркетинга в зависимости от конкретных внутренних обстоятельств и тех внешних условий, в которых действует предприятие.
После того как найдены оценки привлекательности рынков товара и оценки сегментов базового рынка, следующим логическим этапом стратегического маркетинга является анализ климата, или конкурентной ситуации, на каждом рынке товара и последующая оценка природы и степени конкурентных преимуществ, которыми обладают на этих рынках различные соперники. Учет своих специфичных сильных и слабых сторон по сравнению с наиболее опасными конкурентами может внести коррективы в оценку, которую дает фирма привлекательности того или иного рынка.
Учитывая вышесказанное, оценка конкурентной ситуации является одним из наиболее важных этапов в деятельности предприятия или фирм. Это определяет актуальность рассмотрения понятий «конкуренция» и «конкурентная борьба».
Основной целью данной курсовой является раскрытие содержания понятий «конкуренция» и «конкурентная борьба» и определения конкурентоспособности конкретного предприятия. При этом для достижения этих целей ставятся такие задачи:
• рассмотрение конкуренции и конкурентоспособности как движущие силы развития общества;
• краткое определение видов конкуренции;
• рассмотрение сущности конкурентной борьбы;
• краткое определение видов конкурентной борьбы;
• рассмотрение методов анализа конкурентных преимуществ.
Что
касается методов исследования, то
характер темы данной курсовой предусматривает
использование в большей
Глава I Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества.
Конкуренция
– процесс соперничества
Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективнее, чем в России), повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция – очень сложное понятие. Особенно важно изучить ее механизм в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм[6, c.56].
В развитых странах эффективный механизм конкуренции существует давно и он хорошо отлажен. Россия в силу известных политичеких причин в этом плане остается пока не управляемой. Поэтому важно на начальном этапе построения механизма конкуренции и обеспечения конкурентоспособности определиться с терминами и понятиями. Мы стремились соблюсти принципы системности и комплексности формирования термина «конкуренция».
Рассмотрим подробнее составляющие приведенного выше определения, отдельно каждое слово.
Процессы могут быть: общественными и личными; экономическими, правовыми, социальными и природными; управлеческими и производственными; обеспечивающими, преобразущими и завершающими; материальными и виртуальными;объективными и субъективными; поддерживающими паритет (баланс) и воспроизводственными; логическими и эмоциональными и т.д.[9]
Состовляющими слова «управление» в понятии конкуренции являбтся: нахлждение, разработка, поддержание, использование,развитие, отмирание конкурентного преимущества.
В качестве «субъектов» в понятии конкуренции могут быть любые социальные,производственные или биологические системы.
Конкурентные преимущества субъектов могут быть наследственными, конструктивными, технологическими, информационными, квалификационными, управленческими и др.
В качестве целей системы могут быть: выполнение миссии организации; победа в спортивных соревнованиях или творческих конкурсах, на конкретных рынках с конкретным товаром; достижение за счет внешнего или внутринего развития либо поглощения конкурента какого-либо определенного состояния или уровня; поддержание достигнутого уровня; выживание и т.д.[5, c.98]
Потребности могут быть: объективными (заданные природой или обществом) или субъективными (заданные субъектом управления); первичными или высшими; пршлыми,настоящими или будущими; сопряженными или несопряженными; глобальными или личными; отрицательными или положительными; индивидуальными или общественными и т.д.
Формы конкуренции:
Методы конкуренции:
Рынок: 1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; 2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Структура рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране – внутренние и внешние рынки. Различают также легальные и нелегальные рынки. Рынки ценных бумаг,недвижимости и др. делят на первичные и вторичные, на которых проходит перепродажа ценных бумаг.
Рынок – условное место купли-продажи конкретного вида товара, заключения торговых сделок, которые осуществляются в определнных по интенсивности условиях конкуренции, с соблюдением этических и правовых норм и правил. Рынок может быть совершенным и несовершенным. Модель совершенного рынка основана на предположении , что все участники торговых сделок действуют, руководствуясь исключительно экономико-правовыми и этичекими принципами. Кроме того, для совершенного рынка характерны следующие условия:
Варианты изменения конкуренции между фирмами:
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу: