Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать лидерство, влияние и власть в менеджменте.
Задачами являются:
Изучить роль власти, лидерства и влияния как индивидуальные ресурсы руководителя.
Анализ и спользуемых в ООО «ПЖТ» форм и типов власти и их эффективности.
Объектом исследования является российский менеджмент.
Предмет исследования – лидерство и власть в менеджменте.
Введение 3
Глава 1. Индивидуальные ресурсы руководителя: власть, лидерство, влияние. 6
1.1 Лидерство 6
1.2 Власть и влияние 12
Глава 2. Анализ используемых в ООО «ПЖТ» форм и типов власти и их эффективности. 18
2.1 Разработка рекомендаций и мер направленных на повышение эффективности власти в ООО “ПЖТ” 29
Заключение 31
Власть
и влияние, инструменты лидерства,
являются фактически единственными
средствами, которыми располагает руководитель
для разрешения подобных ситуаций.
Если руководитель не обладает достаточной
властью, чтобы влиять на тех, от кого
зависит эффективность его
Таким образом, власть, хотя и частично и неправильно используемая, является необходимым условием успешной деятельности организации.
Сегодня для понятия власть существуют следующие определения:
1)
вероятность того, что одно действующее
в социальной среде лицо
окажется в состоянии
2)
способности достигать чего-либо вопреки
воле и сопротивлению других, способности
«побеждать» в политических баталиях
и обходить оппозицию;
3)
потенциальная возможность
4) потенциальная сила, точнее, потенциальная возможность влиять на поведение, изменять ход событий, преодолевать сопротивление и заставлять людей делать то, чего они не стали бы делать при других обстоятельствах;
5)
неформальные полномочия
(сегодня полномочия современные социологии
определяют как легитимную власть);
6)
способность заставить
Последнее определение отделяет власть от полномочий (права манипулировать другими и изменять их, характер или порядок коммуникаций в формальной организации, на основании которого они принимаются членом организации или тем, кто вносит свой вклад в некоторое действие) и влияния (способности изменять других людей различными способами, например влияя на удовлетворенность и эффективность деятельности). Полномочия делают легитимными стремление или достижение коллективных целей, связанных с групповым консенсусом; власть, напротив, преследует индивидуальные или частные цели, связанные с подчинением группы.
Влияние – это любое поведение одного индивида, который вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида.
Рис. 1 Процесс влияния руководителя на подчиненных
Конкретные
способы влияния весьма разнообразны
(рис. 2).
Рис.
2 Способы влияния
на подчиненных
Как видно на рисунке 2, выделились две большие группы управленческого влияния – эмоциональное и рассудительное. В группе эмоциональных средств влияния основное место занимает «заражение» и подражание.
"Заражение"-это,
пожалуй, самый древний способ
влияния на людей. Он
Подражание
- это усвоение действий, поступков,
манеры поведения и даже способа
мышления других лиц. Если "заражение"
характеризуется передачей
Подражанию
легко поддаются
В группу способов рассудочного влияния входят: вкушение, убеждение, просьба, угроза, подкуп, приказ.
Внушение - это воздействие, основанное на некритическом восприятии того, что внушение как способ влияния на подчиненных является бездоказательным и неаргументированным. Поэтому эффект воздействия достигается за счет личных качеств менеджера: его признание, авторитет, престиж и т.п. Чем они выше, тем эффективнее внушение.
Внушение является односторонним воздействием: активен, как правило, внушающий, а тот, кому внушают, - пассивен. Многие менеджеры успешно влияют на людей с помощью внушения. Особенно большой эффект внушения достигается, если подчиненный возбужден и срочно ищет выход из создавшегося положения. В этот момент он готов следовать любому совету руководителя. В данном случае внушение проявляется больше как убеждение.
Убеждение - эффективная передача своей точки зрения. Руководитель, который влияет путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать, - он "продает" подчиненному то, что нужно сделать. Для эффективного убеждения используются различные приемы.
В целом влияние теснее, чем власть, связано с лидерством, а полномочия отличаются от власти благодаря легитимности и признанию. Концептуально эти понятия настолько близки, что могут применяться как синонимы. Эта неопределенность привела к тому, что ранее при изучении организационного поведения понятие власти опускалось, хотя исследование власти в сочетании
с
нарастающим интересом к
Формы власти и влияния.
В науке управления разработана такая
классификация форм власти руководителя:
1) власть, основанная на принуждении или
страхе – одна из самых неэффективных
форм, поскольку её действие может вызвать
только кратковременный результат;
2) власть, основанная на вознаграждении,
одна из самых старых и наиболее эффективных
форм влияния на исполнителей;
3) эталонная или власть примера, когда
личные качества руководителя настолько
привлекательны для подчиненного, что
последний хочет во всем быть похожим
на руководителя;
4) экспертная власть, при которой руководитель
владеет настолько широкими знаниями
и опытом, что его указания неопровержимы
для выполнения;
5) традиционная или законная власть, когда
подчиненный убежден, что руководитель
имеет полное право отдавать приказы,
а его обязанность подчиняться им;
6) власть харизмы, основанная не на логике,
давней традиции, а на силе личностных
качеств или способностей лидера.
Современному руководителю нужно уметь
пользоваться разными формами власти,
однако преимущество отдается все-таки
методам убеждения и сочувствия. Чтобы
эффективно использовать методы убеждения,
предлагается руководствоваться такими
правилами:
1) стараться точно определить потребности
слушателя и апеллировать к этим потребностям;
2) начинать разговор с такой мысли, которая
обязательно придется по душе слушателям;
3) стараться создать свой образ, который
вызовет доверие и ощущение надежности;
4) просить чуточку больше, чем на самом
деле нужно, так как для убеждения приходится
иногда делать уступки;
5) говорить, приспосабливаясь к интересам
слушателей, а не к своим собственным;
6) если высказывается несколько мнений,
стараться говорить последним: аргументы,
прослушанные последними, имеют наибольший
шанс повлиять на слушателей.
Эти
основы власти являются инструментом,
с помощью которого руководитель
может заставить подчиненных
выполнять работу, направленную на
достижение целей организации. Они
также являются средствами, которые
могут быть использованы неформальным
лидером, чтобы помешать достижению
целей организации.
Глава 2. Анализ используемых в ООО «ПЖТ» форм и типов власти и их эффективности.
Общество преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и является коммерческой организацией.
Основными видами деятельности Общества являются:
Общество осуществляет внешэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Анализы оценки, определение применяемых форм и типов власти
Генеральный директор – женщина 40 лет, образование среднее профессиональное, типовая роль – организатор, по результатам оценки высокая эффективность руководства, наровне с властью по должности имеет личную власть, форма власти – власть примера, слабые места в управлении:
Заместитель генерального директора по производству - женщина 57 лет, образование среднее техническое, типовая роль – связной, по результатам оценки низкая эффективность руководства, форма власти – власть принуждения, слабые места в управлении:
Информация о работе Анализ используемых в ООО «ПЖТ» форм и типов власти и их эффективности