Анализ финансовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 01:21, реферат

Описание работы

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Содержание

Содержание
Введение 4
Глава I. Теоретические и методологические основы финансового анализа 8
1.1 Сущность финансового анализа предприятия в условиях рыночной экономики 8
1.2 Основные подходы к финансовому анализу 14
1.3 Цели, задачи и методика финансового анализа предприятия 20
Глава 2. Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе коэффициентов 32
2.1. Анализ финансового состояния предприятия как важная составная часть финансового анализа 32
2.2 Анализ изменений в структуре активов и пассивов баланса 37
2.3 Анализ абсолютных и относительных показателей ликвидности 44
2.4 Анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости 51
2.5 Анализ деловой активности 60
Глава 3. Анализ финансового состояния ЗАО «Объединение Гжель» 71
3.1 Характеристика ЗАО «Объединение Гжель» 71
3.2 Анализ структуры активов и пассивов баланса 73
3.3 Анализ ликвидности 77
3.4 Оценка финансовой устойчивости 80
3.5 Анализ деловой активности 84
3.6 Выводы и рекомендации 88
Заключение 91
Список литературы 95
Приложения 97

Работа содержит 1 файл

ovchinnicova.doc

— 499.50 Кб (Скачать)
  1.         Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

    Вертикальный  анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.

      Таким образом, можно выделить  две основные черты вертикального  анализа: 

    а) переход к относительным показателям  позволяет проводить сравнительный  анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик,

    б) относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и  тем самым затрудняют их сопоставление  в динамике.

  1.          Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

   Горизонтальный  анализ баланса заключается в  построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых  абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения. Аналогично может быть выполнен горизонтальный анализ других форм бухгалтерской отчетности.

   Горизонтальный  и вертикальный анализы дополняют  друг друга. Поэтому на практике можно  построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.

  1. Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний отдельных периодов.

    С помощью тренда формируются возможные  значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ. Трендовый анализ – часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового менеджмента. Тренд – это путь развития. Строится график возможного развития организации. Определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования.

  1. Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

    Относительные величины применяются в разных видах  анализа, в зависимости от конкретной экономической задачи, они облегчают  процесс финансового анализа. В  зависимости от поставленной аналитической задачи могут использоваться разные виды относительных величин.

  1. Сравнительный анализ – это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, подразделений, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
  2. Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью различных приемов исследования [15, 97-98].

Типы  факторного анализа:

    • функциональный и вероятностный
    • прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный)
    • одноступенчатый и многоступенчатый
    • статический и динамический
    • пространственный и временной
    • ретроспективный и перспективный.
      1.        Анализ с помощью финансовых коэффициентов.

    Финансовые  коэффициенты – применяются для  анализа финансового состояния  предприятия и представляют собой  относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным  образом по данным отчетного баланса  и отчета о прибылях и убытках.

    Применение финансовых коэффициентов основано на теории, предполагающей существование определенных соотношений между отдельными статьями отчетности.

    Критерии  оценки финансового состояния предприятия  с помощью финансовых коэффициентов  обычно подразделяют на следующие группы:

    • Платежеспособность и кредитоспособность
    • Ликвидность
    • Финансовая устойчивость
    • Деловая активность
    • Рентабельность, или прибыльность

   Для измерения перечисленных характеристик  в практике анализа используют множество  различных финансовых коэффициентов. Отбор коэффициентов определяется задачами проводимого   анализа.

   Эти методы используются на всех этапах финансового  анализа, который сопровождает формирование обобщающих показателей хозяйственной  деятельности предприятия.

    Необходимо  отметить также, что при проведении финансового анализа имеются определенные трудности. Среди них можно выделить:

    • многопрофильность компаний;
    • ориентацию на лидеров;
    • влияние и учет инфляции;
    • сезонность;
    • интерпретацию результатов;
    • вуалирование отчетности [12, 65].

      Результативность финансового анализа в первую очередь будет зависеть (учитывая указанные трудности) от уровня знаний и профессионализма финансового аналитика.

       Оценка финансовой деятельности осуществляется на основе обобщения и анализа обширной информации, которая характеризует внутренние процессы хозяйствования в их стоимостном выражении. Решающими источниками информации выступают:

  • бухгалтерская отчетность (баланс активов и пассивов, отчет о прибыли и убытках, отчет о движении денежных средств);
  • данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета (состояние и движение решающих позиций основных фондов, оборотных средств, доходов и затрат, запасов материальных ценностей, дебиторской и кредиторской задолженности и так далее);
  • статистические материалы о производственной и коммерческой деятельности предприятия, плановые задания, а также нормы, нормативы, среднеотраслевые или мировые стандарты важнейших финансовых показателей;
  • материалы текущих проверок, осуществленного анализа прошлых лет.

Глава 2. Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе коэффициентов

2.1. Анализ финансового  состояния предприятия  как важная составная  часть финансового  анализа

     Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

     Под финансовым состоянием предприятия понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

     Финансовое состояние предприятия  может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия  зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственные и финансовые планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое состояние предприятия, и, наоборот, в результате невыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, снижается выручка и сумма прибыли, следовательно, ухудшается финансовое состояние предприятия  и его платежеспособность.

     Устойчивое  финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования. Главной целью финансовой деятельности является решение, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимальной прибыли.

    Непрерывная и эффективная деятельность каждого  хозяйствующего субъекта возможна лишь при его устойчивом финансовом положении, которое прежде всего характеризуется его финансовыми возможностями. Они должны отличаться плановым движением денежных средств, обеспечивающих своевременность расчетов с участниками производственного процесса. Предприятия которые лишены возможности своевременно рассчитаться со своими работниками, банками, бюджетом партнерами, не в состоянии функционировать нормально. В такой ситуации затруднено приобретение новых ценностей для ритмичного производства продукции, увеличиваются потери, непроизводительные затраты (пени, штрафы и др.).

      Затянувшееся  тяжелое финансовое положение становится одной из важнейших причин банкротства, прекращения хозяйственной деятельности субъекта. Поэтому финансовый менеджер обязан постоянно изучать финансовое положение предприятия, принимать  безотлагательные меры к его стабилизации. В реалиях рыночной, особенно переходной экономики это непросто, поскольку финансовое состояние предприятия подвержено влиянию множества внутренних и внешних факторов.

      Финансовое  состояние предприятия в действительности выступает как результат многих действий самого предприятия, а также не зависящих непосредственно от него факторов. Поэтому оценка данного многогранного явления производится с помощью цельной системы разнообразных показателей и коэффициентов.

      Необходимость проведения финансового анализа и изучение финансовой отчетности особенно очевидна с точки зрения управления предприятием в условиях его нестабильного положения или при возникновении финансовых затруднений. Одним из характерных проявлений экономического кризиса является общее снижение деловой активности в стране, которое связано с неспособностью предприятий адаптироваться к изменяющимся условиям, неумением мобилизовать имеющиеся ресурсы и эффективно распоряжаться ими. Антикризисное управление подразумевает управление предприятием в ситуации нестабильности, которая может сказываться на его экономическом состоянии. Финансово-экономический анализ состояния предприятия позволяет выявить, по какой причине возникло кризисное состояние и по какому пути двигаться дальше. В соответствии с законом РФ о несостоятельности предприятия в обязанности арбитражного (антикризисного) управляющего входит проведение финансово-экономического анализа положения предприятия. Только результаты проведенного финансово-экономического анализа могут позволить антикризисному управляющему принять оптимальное, с точки зрения экономической эффективности, решение относительно дальнейшего положения предприятия, о возможности его санирования и реорганизации, или признания его банкротом и последующей ликвидации.

      Формальные  требования к анализу финансового  состояния обычных российских предприятий  сформулированы в Приказе Минфина  № 115 от 17.10.96. Там сказано, что все  организации при представлении  отчета должны писать пояснительную  записку, в которой рассчитывают показатели ликвидности, платежеспособности, оборачиваемости, дебиторской задолженности и т.п. Незадолго до этого было принято Постановление Правительства № 498 от 20.05.94 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

      Существует  также Методическое положение, утвержденное Федеральным управлением по делам несостоятельности и банкротству предприятий № 31-Р от 12.08.97.

      Целью анализа финансового состояния  предприятия согласно этим документам является обоснование решения по признанию структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным или, напротив, признание баланса хорошим, а предприятия платежеспособным.

Информация о работе Анализ финансовой деятельности