Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 01:21, реферат
Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.
Содержание
Введение 4
Глава I. Теоретические и методологические основы финансового анализа 8
1.1 Сущность финансового анализа предприятия в условиях рыночной экономики 8
1.2 Основные подходы к финансовому анализу 14
1.3 Цели, задачи и методика финансового анализа предприятия 20
Глава 2. Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе коэффициентов 32
2.1. Анализ финансового состояния предприятия как важная составная часть финансового анализа 32
2.2 Анализ изменений в структуре активов и пассивов баланса 37
2.3 Анализ абсолютных и относительных показателей ликвидности 44
2.4 Анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости 51
2.5 Анализ деловой активности 60
Глава 3. Анализ финансового состояния ЗАО «Объединение Гжель» 71
3.1 Характеристика ЗАО «Объединение Гжель» 71
3.2 Анализ структуры активов и пассивов баланса 73
3.3 Анализ ликвидности 77
3.4 Оценка финансовой устойчивости 80
3.5 Анализ деловой активности 84
3.6 Выводы и рекомендации 88
Заключение 91
Список литературы 95
Приложения 97
В теории и практике управления предприятием финансовый анализ принято считать важнейшим инструментом, одновременно обязательным этапом данного процесса. С его помощью:
Рисунок 2. Финансовый анализ компании [12, 61].
Целями финансового анализа предприятия являются (рисунок 2):
Для достижения целей финансовый анализ объекта должен выполнять определенные функции, среди которых:
Основные задачи финансового анализа заключаются в следующем:
Так как анализом финансового положения предприятия занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы, то в соответствии с этим финансовый анализ делится на внутренний и внешний (рисунок 3).
Рисунок
3. Направления анализа
Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.
К первой группе относятся следующие пользователи:
а)
Существующие и потенциальные собственники
средств организации (акционеры, инвесторы),
которым необходимо определить увеличение
или уменьшение доли собственных
средств и оценить
б) Существующие и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к организации как к клиенту. Они осуществляют финансовый анализ, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Качество принимаемых решений в значительной степени зависит от качества их аналитического обоснования. Лица, предоставляющие коммерческие кредиты, прежде всего интересуются анализом ликвидности фирмы. Поскольку коммерческие кредиты краткосрочны, то лучше всего способность фирмы оплатить эти обязательства может быть оценена именно посредством анализа ликвидности. Держатели облигаций, то есть долгосрочные кредиторы, хотят знать об уровне ликвидности, но преимущественно о способности фирмы обслуживать долги (то есть выплачивать проценты) и погашать основную сумму кредита. Владельцы облигаций могут оценить эту способность, анализируя структуру капитала фирмы, основные источники и использование фондов, рентабельность фирмы на протяжении длительного периода и прогнозную оценку рентабельности предприятия в будущем;
в) Поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;
г) Государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяющих налоговую политику;
д) Служащие, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы в данной организации.
Вторая группа пользователей финансовой отчетности – это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности предприятия, однако, изучение отчетности им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей. К ним относятся:
а) Аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности соответствующим правилам с целью защиты прав инвесторов;
б) Консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную организацию;
в)
Биржи ценных бумаг, оценивающие
информацию, представленную в отчетности,
при регистрации
г) Законодательные органы;
д) Юристы, нуждающиеся в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;
е) Пресса и информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
ж) Торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне.
Далее рассмотрим методику финансового анализа.
В последние годы появилось достаточно много серьезных и актуальных публикаций, посвященных финансовому анализу. Активно осваивается зарубежный опыт финансового анализа и управления предприятиями, банками, страховыми организациями и так далее. Вместе с тем следует отметить, что наличие большого числа интересных и оригинальных изданий по различным аспектам финансового анализа не снижает потребности и спроса на специальную методическую литературу, в которой последовательно, шаг за шагом воспроизводилась бы комплексная логически целостная процедура финансового анализа.
Введение нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывает необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности.
Финансовый анализ представляет собой методику оценки текущего и перспективного финансового состояния предприятия на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации. Анализ финансового состояния – это глубокое, научно обоснованное исследование финансовых ресурсов в едином производственном процессе.
Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:
Такая методика нужна для обоснования выбора делового партнера, определения степени устойчивости предприятия, оценка деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности.
В период перехода к рыночной экономике требуются новые подходы к финансовому анализу, которые позволяют дать обобщенную и глубокую оценку «финансового здоровья», прибыльности, эффективности деятельности предприятия, текущей и долгосрочной платежеспособности. Для этого должны быть разработаны новые (современные) методики многовариантного диагностического анализа финансового состояния предприятия, соединяющие в единое целое ретроспективное и перспективное исследование его производственно-коммерческой, финансово-хозяйственной и другой деятельности.
Анализ основных результатов деятельности предприятия включает изучение их в стоимостной (денежной форме), а также в натуральной, если это необходимо.
Набор
анализируемых показателей
В методике анализа используется шесть основных приемов: