Анализ факторов, влияющих на процесс принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 11:19, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе я постараюсь проанализировать факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Для этого необходимо:
- определить понятие управленческого решения;
- рассмотреть процесс принятия решения;
- изучить различные факторы, оказывающие влияние на принятие решения.

Содержание

Введение 2
1. Понятие управленческого решения. Процесс принятия решения. 4
2. Личностные факторы
2.1. Анализ и синтез
2.2. Личностные черты субъекта
3. Ситуационные факторы
3.1. Внешняя среда
3.2. Внутренняя среда
4. Среда принятия решений 19
5. Иные факторы, влияющие на процесс принятия решений 24
Заключение 27
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 58.03 Кб (Скачать)

     Анализ  – логический прием расчленения  целого на отдельные составляющие, позволяющий выявить внутренние связи явления и главные факторы, определяющие состояние системы.

     Синтез  – формулирование причинно-следственных связей между явлениями и прогноз  их состояния.

     Важнейшим условием успешного осуществления  логического подхода является выделение  существенных факторов и освобождение их от второстепенных или случайных. Это чрезвычайно трудный, но необходимый  процесс; в противном случае анализ превратится в перманентный процесс без видимого результата.

     Анализ и синтез дополняют друг друга, вместе они составляют системное мышление. Системное мышление предполагает:

     1) идентификацию объекта как части  объекта (системы) более высокого  уровня (если решения принимаются  на уровне подразделения, надо  понять его место и роль  в организации как целого, определить  важнейшие взаимосвязи с другими  подразделениями данной организации  (системы);

     2) объяснение поведения, целей,  свойств системы в целом;

     3) объяснение поведения (функций)  объекта исследования с точки  зрения системы в целом.

     Как видно, синтез предшествует анализу.

     С анализом и синтезом неразрывно связаны  индукция и дедукция – движение мысли от частного к общему и от общего к частному.

     Индукция  позволяет на основе единичных фактов, полученных в процессе анализа, выйти  на закономерности, сформулированные менеджментов, и тем самым спрогнозировать  развитие событий. Дедукция служит основой  определения того, какой закон (техники, технологии, биологии, экономики) будет  оказывать влияние на динамику факторов и их взаимодействие.

     В современных условиях необходимым  субъективным условием является уровень  компьютерной грамотности, владение ПЭВМ. 
 

2.2. Личностные черты  субъекта

     К субъективным факторам также относятся  личностные черты ЛПР, влияющие на процесс принятия решений. Их можно представить в виде трех уровней, соответствующих традиционной психической структуре личности. К ним относятся психические процессы, психические состояния и психические свойства.

     Психические процессы.

     Психические процессы обычно разделяют на три  основных вида: познавательные, волевые  и эмоциональные. Наиболее важную роль среди них в процессе принятия решений играют познавательные, или  когнитивные, процессы, к которым  относят ощущение, восприятие, память, мышление, представление, воображение  и внимание.

     Кроме того, в отдельную группу можно  выделить мотивационные процессы, которые  предопределяют направленность, интересы, предпочтения, притязания личности и  влияют на формирование целей деятельности человека. Эти процессы оказывают  значительное влияние на принятие решений, которое рассматривается как  регулятивный психический процесс, включающий все «базовые» или  частные психические процессы —  познавательные, волевые, эмоциональные, мотивационные.

     Психические состояния.

     В современной психологии под психическим  состоянием понимается целостная реакция  личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение некоторого полезного результата. Психические  состояния очень изменчивы и  мало подвластны человеку. Они полностью  характеризуют содержание психики  людей, но в различные моменты  и периоды времени. Из данного  определения следует вывод, что  психические состояния зависят  как от конкретной ситуации, в которой  находится человек, так и от его  индивидуальных психологических особенностей.

     Можно привести такие примеры психических  состояний, как бодрость, усталость, утомление, психическое пресыщение, информационная перегрузка, апатия, депрессия, эйфория, отчуждение, скука, стресс, фрустрация, тревога, истощение и многие другие. Под их влиянием находятся психические процессы. Человек в состоянии тревоги, апатии, стресса сосредоточен на себе и своих проблемах, невнимателен, хуже мыслит, плохо помнит. В таком состоянии он может не воспринять необходимой информации и выбрать не самый эффективный способ принятия решения, что скажется на его качестве. Таким образом, серьезное воздействие психических состояний на принимаемые решения требует от руководителя заботы о своем физическом и психическом состоянии.

     Психические свойства.

     Всю совокупность психических свойств, или качеств, можно разделить  на два класса: общие и индивидуальные. К общим свойствам относятся  наиболее типичные и фундаментальные  особенности психики, присущие всем людям, и прежде всего, ограничения индивидуальных возможностей, вынуждающие человека для удовлетворения своих потребностей становиться членом организации, принимать ее условия, нормы и ценности.

     Индивидуальные  свойства – степень ограничения  возможностей по сравнению с другими, уровень развития степень выраженности у отдельного человека психических свойств, темперамент, характер, система предпочтений и уровень притязаний личности. Под системой предпочтений понимают совокупность взглядов, ценностей, убеждений, интересов, с помощью которых человек сравнивает альтернативы и принимает решение. Каждый человек обладает уникальными предпочтениями, которые складываются под влиянием его воспитания, обучения, жизненного опыта, а также индивидуальных психических свойств. Предпочтения незримо присутствуют внутри каждого из нас, они скрыты в глубинах человеческой психики и «срабатывают» только тогда, когда перед человеком встает проблема выбора. Поскольку принятие решений непрерывно сопровождает деятельность людей, то система предпочтений — это активный и постоянно «включенный» механизм, используемый людьми для сравнения и выбора альтернатив.

     Другой  важнейший фактор, влияющий на принятие решений и непосредственно связанный  с индивидуальными психическими свойствами, носит название уровень  притязаний личности. Это понятие  характеризует стремление человека к достижению целей такой степени  сложности, на которую он сам считает  себя способным. В основе уровня притязаний лежит оценка человеком своих  собственных возможностей, причем сохранение этой оценки стало для него потребностью. Уровень притязаний может быть частным, т.е. относиться к определенным областям (например, бизнесу, политике, науке, искусству), либо он может носить общий характер, т.е. относиться сразу ко многим областям жизни и деятельности человека, и  прежде всего к таким, в которых  проявляются его умственные и  нравственные качества. В этом случае уровень притязаний основан на общей  самооценке человеком себя как личности. В процессе принятия решений уровень  притязаний влияет, прежде всего, на формулирование целей деятельности и выбор таких  альтернатив, которые в наибольшей мере этим целям соответствуют.

     Уровень притязаний не является врожденной характеристикой, а формируется постепенно под  влиянием предпочтений, способностей, опыта человека и, прежде всего, его  личных переживаний своих достижений как успешных или неуспешных. В  результате воздействия этих факторов уровень притязаний может повышаться или снижаться, оставаясь в целом  адекватным возможностям человека. Однако дальнейшие изменения могут привести к формированию неадекватного, т.е. завышенного или заниженного, уровня притязаний. В частности, завышенный уровень притязаний часто служит причиной так называемого аффекта неадекватности. Он проявляется в том, что человек находится в устойчивом и отрицательном по своей природе эмоциональном состоянии, которое возникает у него в связи с неуспехом в деятельности. При этом человек либо игнорирует сам факт неуспеха, либо отказывается признать себя его виновником. Это происходит потому, что таким образом он стремится сохранить сложившуюся у себя завышенную самооценку и завышенный уровень притязаний, отвергая при этом сомнения относительно своих способностей и состоятельности. По этой причине аффект неадекватности, можно рассматривать как своеобразную защитную реакцию человека, позволяющую ему снять внутренний конфликт (диссонанс) ценой отказа от адекватного отношения к действительности. Разумеется, что устойчивое пребывание человека в подобном состоянии, поддерживающем завышенный уровень притязаний, приводит к постановке нереальных целей и принятию ошибочных решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Ситуационные  факторы
 

     Принятие  решений зависит не только от психологических  особенностей ЛПР, но также от ситуационных факторов, т.е. конкретных обстоятельств, в которых принимается управленческое решение. Эта группа включает в себя факторы внешней и внутренней среды организации, которые влияют на разработку, оценивание, выбор и  реализацию альтернатив. Рассмотрим их более подробно. 

    1. Внешняя среда

     Можно выделить две составляющие внешней  среды, по-разному влияющие на деятельность организации и принятие управленческих решений. Они носят названия макроокружение и непосредственное окружение (или деловая среда) организации.

     Макроокружение включает факторы, оказывающие опосредованное влияние на организацию. К ним относятся экономические условия, политика, право, социокультурные, технологические, природно-географические факторы.

     Экономические условия — это общий уровень развития экономики, рыночных отношений и конкуренции. О состоянии экономики обычно судят по значениям макроэкономических показателей, таких как размер валового национального продукта, темпы инфляции, дефицит бюджета, уровень безработицы, нормы налогообложения, производительность труда, величина заработной платы и другим. Изменение экономических условий влияет на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, уровень цен, инвестиционную политику и, как следствие, на прибыльность и успешность организаций.

     Политика — это деятельность органов государственной власти, политических партий, общественных организаций. Политика оказывает сильное влияние на деловую активность организаций. Принимая важные управленческие решения, руководители организаций должны иметь четкое представление о том, насколько стабильна политическая ситуация, предстоит ли смена власти и политических лидеров, какие направления деятельности и отрасли хозяйства они будут поддерживать. Понимание этих и многих других вопросов помогает разрабатывать верные сценарии развития событий и принимать адекватные решения, позволяющие воспользоваться благоприятной политической ситуацией или, напротив, избежать крупных потерь вследствие ее ухудшения.

     Право — это законы и другие правовые акты, которые устанавливают допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, обязанности и ответственность организаций. В процессе принятия управленческих решений правовые факторы выступают в роли юридических ограничений, регулирующих деятельность организаций. В частности, это могут быть ограничения на отдельные виды деятельности, условия заключения и выполнения контрактов, проведение деловых операций, формы и методы защиты интересов и другие. В большинстве организаций используют такие правовые документы, как: Трудовой кодекс, коллективный договор, договор найма, стандарты, должностные инструкции, регламенты на каждый цех, приказы, указания, распоряжения и т.д.

     Социокультурные факторы — это социальные явления и процессы, происходящие в обществе и влияющие на деятельность организаций. К этой группе факторов относятся социальная структура общества, демографические характеристики (например, уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни и темпы роста населения, миграция, общий уровень образования и культуры), а также общественные традиции, ценности, моральные нормы, стиль жизни, привычки, отношение к труду, предпочтения и психология потребителей. Например, на химических предприятиях уходят на пенсию раньше по вредности; во вредных цехах сокращенный рабочий день; комбинату принадлежат профилактории, туристические базы отдыха, лагеря и т.д.

     Технология — это общий уровень развития и современное состояние науки и техники, достигнутые в обществе. Технологические факторы неизбежно влияют на принятие важных решений, связанных с развитием организаций, разработкой новых видов товаров, совершенствованием функциональных процессов, внедрением новых технологий управления. Руководители организаций должны знать перспективные направления фундаментальной и прикладной науки, отслеживать все изменения, происходящие на рынке новых технологий, чтобы своевременно использовать их в своей деятельности для получения конкурентных преимуществ. Так, например, в связи с усовершенствованием технологий на многих предприятиях идет закупка нового оборудования, вводится система баз данных ORACLE.

     Природно-географические факторы — это климатические условия, запасы природных ресурсов, экологическая обстановка, катастрофические явления природы. Влияние этих факторов нельзя недооценивать. Они играют значительную роль в процессах принятия решений о размещении предприятий, технологиях производства, качестве продукции, способах доставки товаров. Решение этих и других проблем связано с большими затратами ресурсов и поэтому требует тщательного анализа природных условий, в которых осуществляется деятельность организации.

     Деловая среда включает такие внешние факторы, которые оказывают на организацию наиболее сильное и непосредственное влияние. К ним обычно относят потребителей продукции и услуг, поставщиков материальных и природных ресурсов, конкурентов, инфраструктуру, государственные и муниципальные организации, международный сектор.

     Потребители продукции и услуг. В этой роли могут выступать торговые фирмы, фирмы — производители, официальные дистрибьюторы, магазины, торговые агенты, частные покупатели и клиенты. Кроме непосредственных покупателей в эту группу можно включить общества потребителей, экологической защиты и другие организации, влияющие на качество и объем производимых товаров или услуг.

Информация о работе Анализ факторов, влияющих на процесс принятия решений