Анализ факторов, влияющих на процесс принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 11:19, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе я постараюсь проанализировать факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Для этого необходимо:
- определить понятие управленческого решения;
- рассмотреть процесс принятия решения;
- изучить различные факторы, оказывающие влияние на принятие решения.

Содержание

Введение 2
1. Понятие управленческого решения. Процесс принятия решения. 4
2. Личностные факторы
2.1. Анализ и синтез
2.2. Личностные черты субъекта
3. Ситуационные факторы
3.1. Внешняя среда
3.2. Внутренняя среда
4. Среда принятия решений 19
5. Иные факторы, влияющие на процесс принятия решений 24
Заключение 27
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 58.03 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение  2
1. Понятие управленческого решения.  Процесс принятия решения. 4
2. Личностные факторы

2.1. Анализ  и синтез

2.2. Личностные черты субъекта

8

8

9

3. Ситуационные факторы

3.1. Внешняя среда

3.2. Внутренняя  среда

13

13

16

4. Среда принятия решений 19
5. Иные факторы, влияющие на процесс  принятия решений 24
Заключение 27
Список  литературы 28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В процессе управления производственной системой  непрерывно возникают ситуации, когда руководители различных уровней сталкиваются с необходимостью выбора какого-либо одного из нескольких возможных вариантов действий. Выработка и принятие решения  – узловая процедура в деятельности руководителя, которая определяет весь дальнейший ход процесса управления, в особенности конечный результат управленческой деятельности.

     Процесс принятия определенных управленческих решений в современном менеджменте занимает  вою исключительную нишу. Среди множества проблем управленческих дисциплин, и менеджмента в частности, важнейшими являются разработка, принятие и осуществление управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия.

     В управлении принятие решения более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников. Что еще важнее — управленческие решения могут сильно влиять на поведение и жизнь многих людей.

     Решение относится к числу творческих операций в технологии управленческих работ. С одной стороны, по содержанию – это логико-мыслительная деятельность, выполняемая преимущественно руководящим персоналом. С другой стороны, решение – это эмоционально-психологический акт. Как никакой другой вид управленческой работы, решение обусловлено психофизиологическими чертами личности руководителя. Наконец решение выступает как управленческая процедура, следовательно, должна быть тщательно организована, регламентирована с помощью правовых норм.

     Проблема  выбора не является чисто академической. Она имеет весьма серьезное прикладное значение, которое неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих решения. Об этом свидетельствуют и возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении.

     Эффективное принятие решений необходимо для  выполнения управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений – центральный пункт теории управления. Поскольку управленческие решения принимаются людьми и влияют на них, то при принятии решений необходимо учитывать целый ряд разнообразных факторов, как со стороны внешней изменяющейся среды, так и со стороны самой организации. 

     В контрольной работе я постараюсь проанализировать факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Для этого необходимо:

     - определить понятие управленческого  решения;

     - рассмотреть процесс принятия  решения;

     - изучить различные факторы, оказывающие влияние на принятие решения.

     При проведении анализа использовалась литература, посвященная сущности управленческих решений, влияющих на них факторам, принципам классификации, методам принятия решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие управленческого решения. Процесс принятия решения. 

     В литературе, посвященной менеджменту или теории принятия решения, можно найти десятки самых разнообразных определений понятия «решение». Авторы работ по менеджменту понятие «управленческое решение» формулируют как:

     - продукт управленческого труда, организационная реакция на проблему;

     - выбор определенного курса действий из возможных вариантов (альтернатив);

     - выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов её достижения;

     - выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции.

     Обязательным  условием определения термина «решение»  является выбор предпочтительной альтернативы.

     Е.В.Троцкая  определяет решение как «последовательность  действий, сознательно выбранных  для достижения желаемого результата».1

     Американская  научно-техническая литература понимает под решением «средство заполнения промежутка между существующей и предполагаемой (желаемой) ситуациями. Причем решение описывает различие, существующее между двумя состояниями, в терминах объектов, свойств и связей. Оно, далее определяет способ, которым должно быть введено заполнение, чтобы получить предполагаемое состояние».

     Э.А.Смирнов  рассматривает решение как «результат мыслительной деятельности человека, приводящей к какому-либо выводу или  к необходимым действиям. Например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор из набора альтернатив  и его реализация»2.

     Наиболее удачным представляется определение, данное Р.А.Фатхутдиновым: управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента3.

     Управленческие решения можно классифицировать по разным признакам:

  1. По уровню управления:

     - заведующий секцией;

     - начальник отдела;

     - заместитель директора;

     - директор.

     2. По масштабу воздействия:

     - общие;

     - частные.

     3. По содержанию:

     - научно-технические (установка оборудования);

     - экономические (оплата труда работников);

     - организационные (создание или  сокращение новых отделов в  организации).

     4. По характеру:

     - оперативно-распорядительные (принимаются  в одном отделе);

     - хозяйственно-руководящие (принимаются на уровне всей организации директором);

     - нормативные (принимаются центральным  органом государственной власти).

     5. По форме подготовки:

     - индивидуальные (принимаются одним руководителем);

     - коллегиальные (принимаются специальными  группами, коллегией);

     - коллективные (принимаются всем  составом).

     6. По степени полноты и достоверности  информации:

     - детерминированные (решение принимается  при наличии полной, достоверной  и точной информации);

     - вероятностные (принимается решение  при неточной, неполной, невероятной  информации).

     Классический  подход к принятию управленческого  решения состоит из следующих  этапов:

     1.  Постановка проблемы. У истоков  любого решения находится проблемная  ситуация, требующая своего разрешения. Задача менеджера на этом этапе  состоит в анализе проблемной  ситуации, то есть в определении  симптома "болезни", изучении положения  дел и целей, предварительной  формулировке критериев решения.  Таким образом, процесс постановки  проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.

     Обнаружение проблемы — это осознание того, что возникло отклонение от первоначально  установленных планов. Источники, из которых менеджер может узнать о  существовании проблемы, включают в  себя личный обзор и анализ информации, общественное мнение, мнение других менеджеров и подчиненных.

     Оценка  проблемы — это установление её масштабов и природы тогда, когда  проблема обнаружена. Определение масштабов  проблемы не обязательно означает нахождения ее причины и источника. Часто  речь идет лишь об оценке размеров средств, необходимых для ее решения и  степени ее серьезности.

     2. Выявление ограничений и определение  альтернатив. Причиной проблемы  могут быть находящиеся вне  организации силы (то есть внешняя  среда), которые менеджер не в  силах изменить. Ограничения такого  рода снижают возможность принятия  оптимальных решений. Поэтому  необходимо определить источник  и суть ограничений и наметить  возможные альтернативы. Другими  словами, целесообразно выявить  все возможные действия, могущие  устранить причины негативных  последствий.

     3. Принятие решения. На этой стадии  разрабатываются альтернативные варианты решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.

     4. Реализация решения. Процесс не  заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются  меры для конкретизации решения  и доведения его до исполнителей. Необходимо понимать, что ценность  решения состоит в том, что  оно осуществлено (реализовано).

     5. Контроль исполнения решения.  В процессе контроля выявляются  отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение  полностью. С помощью контроля  устанавливается своего рода  обратная связь между управляющей  и управляемой системами.

     Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и  операций. Вопросы о том, сколько  и какие стадии должен пройти процесс  принятия решения, каково содержание каждой из них — спорные и неодинаково  решаются различными менеджерами. Это  зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и  культуры организации. Важно, чтобы  каждый менеджер понимал сильные  стороны и ограничения любого подхода и процедуры принятия решения и умел выбрать лучший вариант с учетом ситуации и собственного стиля управления.

     Принятие решений зависит как от личности лица, принимающего решение (далее – ЛПР), его психологических особенностей, так и от объективных условий, в которых он находится. Все факторы, влияющие на этот процесс, можно разделить на две большие группы — личностные (субъективные) и ситуационные (объективные). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Личностные факторы 

     Субъективными являются факторы, связанные с лицом, принимающим решения, и влияющие на адекватность его восприятия объективного положения системы. Наиболее важными из субъективных факторов являются способности менеджера, умение творчески отнестись к разрешению проблем, способность оценить ситуацию, решиться на разумный риск.  

2.1. Анализ и синтез

     Немаловажным  субъективным условием принятия правильного  управленческого решения является наличие логического мышления –  способность к анализу поступающей  информации и синтезу полученных результатов.

Информация о работе Анализ факторов, влияющих на процесс принятия решений