Анализ дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

При написании настоящей работы была поставлена следующая цель – исследовать причины возникновения, проблемы регулирования дебиторской задолженности и способы снижения ее величины.
При рассмотрении вопросов, освещаемых в работе, были изучены и использованы ряд нормативных документов: федеральные законы, гражданский кодекс, работы ведущих экономистов, материалы периодической печати и глобальная сеть Internet.

Содержание

Введение …………………………………………..…………………….….…..2
1. Современные проблемы управления дебиторской задолженностью………3
1.1 Экономическая сущность дебиторской задолженности………………...….3
1.2 Классификация дебиторской задолженности ………………………………..7
1.3 Источники дебиторской задолженности ……………………………………11
1.4 Основные проблемы управления дебиторской задолженностью ………..14
2. Анализ дебиторской задолженности …………………………………….…..16
2.1 Важнейшие характеристики дебиторской задолженности…………….….16
2.2 Характеристики кредитоспособности клиента…………………….…...…..23
2.3 Формы рефинансирования дебиторской задолженности……….………...28
Заключение ………………………………………………………………….……..33
Список использованных источников…………………………………………….35
Приложение ………………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом анализ.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

Кредитная политика фирмы  состоит из блоков, которые характеризуются следующими компонентами:

  • агрессивная политика характеризуется высоким уровнем рентабельности и риска;
  • консервативная политика характеризуется высокой ликвидностью, низким уровнем риска и рентабельности.

Система кредитных условий  включает следующие элементы:

  • срок кредита (Credit Period) — промежуток времени, на который предоставляется коммерческий кредит;
  • скидки (Discount), предоставляемые в качестве поощрения за быстрые платежи;
  • политика взимания платы, отражающая жесткость или мягкость подхода предприятия к клиентам, задерживающим платежи.

Следует отметить, что  срок кредита является ключевым в  управлении дебиторской задолженностью. Предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж, но также они имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но при этом рискует увеличить долю безнадежных долгов. Либерализация сроков кредита возможна лишь в условиях накопления избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции.

Влияние срока кредита  на реально полученную от заказчика  сумму по контракту можно посмотреть на примере исходя из 1,67% помесячной процентной ставки дисконтирования (табл. 5.13.)

 

Таблица 5.13 Зависимость реальной стоимости дебиторской задолженности от срока кредита

Сумма контракта,

тыс. руб.

Срок кредита, дней

30

60

90

120

180

100

200

300

400

500

98,360

196,721

295,082

393,442

491,803

96,748 193,496 295,082 393,442 491,803

95,162 190,324 285,486 380,648 475,810

93,602

187,204 280,806 374,408 468.010

90,558 181,116 271,675 362,233 452,791

Увеличение  цены при ежемесячном уровне дисконтирования 1,67%

1,67%

3,36%

5,08%

6,84%

10,43%


 

При разработке кредитной  политики необходимо использовать обычные  приемы снижения риска, к числу которых  можно отнести наличие достаточно большого числа контрагентов и ограничение  риска на одного партнера.

 

2.3 Формы рефинансирования дебиторской  задолженности

 

В определенных условиях компания должна решить вопрос об ускорении  инкассирования средств, отвлеченных  в дебиторскую задолженность. Для этого существуют различные способы ее рефинансирования. К ним относятся основные формы рефинансирования дебиторской задолженности:

1)  учет векселей;

2)  факторинг;

3) форфейтинг.

Учет векселей — операция банка (как правило) по выкупу векселей (только переводных) у их владельцев по определенной (дисконтной) цене в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки (при сомнительной платежеспособности векселедателя учетная ставка может включать премию за риск).

Учетная вексельная ставка (УВС) состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя:

где УДЦв — учетная дисконтная цена векселя на момент его продажи; Вном — номинальная сумма векселя, подлежащая погашению в указанный в нем срок;

Дн — количество дней от момента продажи (учета) векселя до момента его погашения векселедателем;

УВС — годовая учетная вексельная ставка, по которой осуществляется дисконтирование суммы векселя, %.

Факторинг — финансовая операция5, в соответствии с которой предприятие-продавец уступает банку (или специализированной компании — «фактор-фирме») право получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию (как правило, текущие поставки продукции). При этом банк («фактор-фирма») в срок до трех дней возмещает предприятию-продавцу основную часть (как правило, 70—90%) суммы долга (т. е. осуществляет операцию кредитования продавца). Остальные 10—30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем). За это он взимает с продавца комиссионные (обычно в процентах от суммы долга). Ставки комиссионных дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и сроков ее оплаты.

Преимущества факторинга — предприятие-продавец сокращает  срок отвлечения денежных средств из оборота, рефинансируя дебиторскую  задолженность покупателя, тем самым  сокращается срок операционного цикла. Недостатки факторинга — дополнительные расходы продавца, связанные с продажей продукции, а также утрата прямых контактов с покупателем по поводу полного погашения им суммы долга.

Эффективность факторинговой  операции для продавца достигается при условии:

К примеру, если предприятие-продавец продало банку право взыскания  дебиторской задолженности за сумму 6000 тыс. руб.за 90 дней до его погашения при условиях, что комиссионная плата взимается банком в размере 2% суммы долга,банк предоставляет продавцу кредит в форме предварительной оплаты его долговых требований в размере 75% суммы долга; процентная ставка за предоставляемый банком кредит — 20% годовых; средний уровень процентной ставки на денежном кредитном рынке — 22% годовых, то эффективность факторинговой операции будет рассчитана следующим образом.

1.Дополнительные расходы предприятия по осуществлению факторинговой операции:

а)  комиссионная плата  = = 120 тыс. руб.;

б)    плата   за   пользование   кредитом  =   225 тыс. руб.

Итого расходы: 120 + 225 = 345 тыс. руб.

2.С учетом суммы  дополнительных расходов определяется  их уровень по отношению к  дополнительно полученным денежным  активам: 

= 7,67%

3. Плата за пользование денежным кредитом (альтернативное финансирование) для отвлечения средств в дебиторскую задолженность:

= 330 тыс. руб.

4. Уровень платы за пользование денежным кредитом по отношению к дополнительно полученным денежным активам:

= 5,50%

Следовательно, факторинговая  операция менее выгодна предприятию-продавцу, чем финансирование денежными кредитными поступлениями, так как уровень  затрат по факторинговой операции (7,67%) выше, чем уровень затрат по денежному  кредитованию дебиторской задолженности (5,50%). Кроме того, уровень финансовых рисков по банковским кредитам, как правило, выше, поскольку необходимо предоставление залогового имущества, и т. п.

Форфейтинг — финансовая операция по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи переводного векселя (индоссамента) исключительно в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой ему комиссионных (рис. 5.1).

Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля6 банка страны-импортера. В результате задолженность дебитора по товарному кредиту трансформируется в финансовую задолженность в пользу банка.

 



 

Наиболее распространены подобные операции в системе внешнеэкономической деятельности по операциям многолетних экспортных поставок. Преимущество для продавца — немедленное получение денег. Недостаток — высокая стоимость, так как расходы по финансированию такой операции значительно увеличивают цену продукции. Форфейтинг аналогичен факторингу, но используется при операциях с предоставлением товарного кредита, а не по расчетам за текущие поставки продукции, а также аналогичен операциям по учету векселей, но с их индоссаментом только в пользу банка.

Этап I. Предприятие-экспортер и предприятие-импортер заключают соглашение о поставке продукции, формах и сроках платежа (как правило, по мере выполнения отдельных этапов сделки). Предприятие-импортер обязуется осуществить платежи путем предоставления коммерческих векселей, авалированных (гарантированных) банком его страны (или индоссированных у этого банка).

Этап II. Предприятие-экспортер заключает соглашение с банком (факторинговой компанией) своей страны, который обязуется за комиссионное вознаграждение финансировать поставки продукции путем выплат по учтенным им векселям.

Этап III. Предприятие-импортер индоссирует (или авалирует) свои векселя в банке своей страны.

Этап IV. Банк страны-импортера пересылает индоссированные (авалированные) им векселя предприятия-импортера в адрес предприятия-экспортера.

Этап V. Предприятие-экспортер продает векселя банку (факторинговой компании) своей страны и получает за это соответствующие денежные средства.

Этап VI. Банк (факторинговая компания) страны-экспортера индоссирует векселя, перепродавая их на рынке ценных бумаг.

Особую актуальность проблема дебиторской задолженности  приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание  денег. Чтобы подсчитать убытки предприятия от несвоевременной оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности вычесть ее сумму, скорректированную на индекс инфляции за этот срок.

 

 

 

   Заключение

 

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

Дебиторская задолженность  – задолженность, возникшая в  ходе хозяйственной деятельности или  суммы, которые покупатели должны предприятию.

Источниками дебиторской  задолженности могут являться: несоблюдение договорных отношений; злоупотребление  заемными средствами; банкротство предприятий; инфляция; хронические неплатежи потребителя; сокращение инвестиций; отсутствие управления дебиторской задолженностью.

Управление дебиторской  задолженностью – это процесс  реализации управленческих функций, включающий анализ состояния дебиторской задолженности (оценка объема, оборачиваемости и качества), разработку адекватной кредитной политики и обеспечение использования форм рефинансирования.

Для управления дебиторской  задолженностью, необходимо выделить ее современные проблемы с учетом специфики производства предприятия и активизировать работу в следующих направлениях:

1. формирование и удовлетворительное  состояние аналитической работы  для глубокого и всестороннего  анализа качества и степени  ликвидности задолженности;

2. ускорение платежей;

3. совершенствование  расчетов;

4. формирование резерва  по сомнительным долгам;

5. применение факторинговых  операций;

6. жесткая и грамотная  политика взыскания дебиторской  задолженности;

7. рассмотрение гибкой  системы оплаты в договорах;

8. проведение инвентаризации  состояния расчетов с дебиторами;

9. автоматизация расчетов.

Эффективное управление дебиторской задолженностью оказывает  большое влияние на ликвидность, а, ледовательно, и на укрепление финансового  положения фирмы в целом.

Эффективное управление дебиторской задолженностью относится  к необходимым условиям успешной работы фирмы, т. к. оно создает предпосылки  для быстрого роста бизнеса и  увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые счета.

 

 

Список литературы

Источники:

  1. Гражданский кодекс РФ, часть I, II

2. Федеральный закон  "О бухгалтерском учете"  от 21.11.1996 г. № 129 - ФЗ (в ред. Федерального  закона)

3. Положения по бухгалтерскому  учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н и зарегистрированного в Минюсте РФ 31.12.1998 г., регистрационный № 1673.

Литература:

  1. Пласкова Н.С. Экономический анализ: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 704 с. – (Высшее экономическое образование)

Интернет-ресурсы:

  1. www.ocenchik.ru

Оценка дебиторской  задолженности. Зимин В.С. к.э.н., доцент кафедры правового и  методического  обеспечения оценочной деятельности  Государственной академии инноваций  

Приложение 1

 

Пример ранжирования дебиторской задолженности по срокам инкассирования7

Менеджер по продажам

Дебитор

Задолженность на 01.11.08 - всего

В том числе

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

текущая

просроченная

тыс. руб.

удельный вес, %

тыс. руб.

удельный вес, %

всего, в том числе на количество дней

менее 30

31-60

61-90

91-180

более 180

Иванов

ЗАО «Мир»

150

25,00

100

16,67

50

8,33

50

-

-

-

-

Петров

ОАО «Сет»

400

66,67

300

50,00

100

16,67

50

30

10

10

-

Сидоров

ООО «Лидер»

50

8,33

50

8,33

-

-

-

-

-

-

-

Итого

-

600

100,00

50

75,00

50

25,00

100

30

10

10

-

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности