Анализ дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

При написании настоящей работы была поставлена следующая цель – исследовать причины возникновения, проблемы регулирования дебиторской задолженности и способы снижения ее величины.
При рассмотрении вопросов, освещаемых в работе, были изучены и использованы ряд нормативных документов: федеральные законы, гражданский кодекс, работы ведущих экономистов, материалы периодической печати и глобальная сеть Internet.

Содержание

Введение …………………………………………..…………………….….…..2
1. Современные проблемы управления дебиторской задолженностью………3
1.1 Экономическая сущность дебиторской задолженности………………...….3
1.2 Классификация дебиторской задолженности ………………………………..7
1.3 Источники дебиторской задолженности ……………………………………11
1.4 Основные проблемы управления дебиторской задолженностью ………..14
2. Анализ дебиторской задолженности …………………………………….…..16
2.1 Важнейшие характеристики дебиторской задолженности…………….….16
2.2 Характеристики кредитоспособности клиента…………………….…...…..23
2.3 Формы рефинансирования дебиторской задолженности……….………...28
Заключение ………………………………………………………………….……..33
Список использованных источников…………………………………………….35
Приложение ………………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом анализ.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

Внутренние факторы.

Взвешенность кредитной политики предприятия означает экономически оправданное установление сроков и условий предоставления кредитов, объективное определение критериев кредитоспособности и платежеспособности клиентов, умелое сочетание предоставления скидок при досрочной уплате ими счетов, учет других рисков, которые имеют практическое влияние на рост дебиторской задолженности предприятия.

Таким образом, неправильное установление сроков и условий кредитования (предоставления кредитов), непредоставление скидок при досрочной уплате клиентами (покупателями, потребителями) счетов, неучет других рисков могут привести к резкому росту дебиторской задолженности.

Наличие системы контроля за дебиторской задолженностью.

Профессиональные и  деловые качества менеджмента компании, занимающегося управлением дебиторской задолженностью предприятия.

Внешние факторы не зависят  от организации деятельности предприятия  и ограничить их влияние менее  возможно или в отдельных случаях  практически невозможно.

Внутренние факторы  целиком и полностью зависят от профессионализма финансового менеджмента компании, от владения им искусством управления дебиторской задолженностью.

Актив «дебиторская задолженность» имеет три существенных характеристики:

1) он воплощает будущую  выгоду, обеспечивающую прирост  денежных средств;

2) представляет собой  ресурсы, которыми управляет хозяйствующий  субъект.

3) права на выгоду или потенциальные  услуги должны быть законные  или иметь юридическое доказательство  возможности их получения. Например, при отражении факта продажи  актива, у продавца образуется дебиторская задолженность. Договор продажи позволяет определить вероятную будущую выгоду.

Неплатежи, экономический кризис, являются первоначальной причиной проблемы ликвидности дебиторской задолженности. Но и это далеко не все предпосылки, создающие проблему роста дебиторской задолженности.

Показатель качества дебиторской  задолженности определяет вероятность  получения задолженности в полной сумме, которая зависит от срока  образования задолженности. Практика показывает, что чем больше срок дебиторской задолженности, тем ниже вероятность ее получения. Согласно статье 96 ГК РФ установлен общий срок исковой давности в три года. Следует иметь в виду, что законодательство предусматривает и специальные сроки исковой давности, как сокращенные, так и длительные по сравнению с общим сроком (например, статья 797 и статья 966 ГК РФ).

 

1.3 Источники дебиторской задолженности

 

Теоретически, осуществление предпринимательской  деятельности участниками имущественного оборота предполагает, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвращают вложенные средства, но и получают доходы. Однако, на практике, не редко возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятия не имеют возможности взыскать долги с дебиторов. В этом случае дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда и годы. Источниками дебиторской задолженности, а следовательно и факторами ее роста могут являться:

1) несоответствие объема денежной  массы, находящейся в обращении,  стоимостному объему выпускаемой продукции, оказываемых услуг и платежей в бюджетной сфере;

2)    падение производства  при росте доходов;

3) снижение инвестиционных накоплений  и других остатков денежных  средств у предприятий;

4) значительное опережение процентных  банковских ставок по сравнению с темпами инфляции (в несколько раз) и практическая недоступность получения кредитов, особенно долгосрочных, для большинства предприятий;

5)  отвлечение платежных средств  для закупки валюты и дальнейшее  обесценивание рубля;

6) почти полное отсутствие практики факторинга (торговли долгами);

7) сохранение психологии государственных  иждивенцев у многих отраслей  и предприятий;

8) отсутствие государственной политики  цен, отсутствие у государства  реальных экономических рычагов  регулирования цен на рынке (за исключением налогов и других фискальных методов).

Основной причиной роста дебиторской  задолженности является отсутствие средств на расчетных счетах предприятий  в основном из-за неплатежей за поставленную ими готовую продукцию, выполненные  работы и оказанные услуги.

Очень тревожным показателем, также  напрямую связанным с платежами  и уменьшением средств у предприятий, является сокращение инвестиций. Значительную роль здесь играет кредитная политика Центрального банка России, который  долгое время устанавливал ставку процента при прямом кредитовании и выдаче коммерческим банкам межбанковского кредита по своему усмотрению, без прямой привязки к темпам инфляции.

В деятельности многих предприятий  укоренилась порочная практика злоупотребления  заемными средствами. Парадоксом жизни стала ситуация, когда предприятие, которое считается безнадежным должником, в то же время имеет солидный валютный счет, осуществляет активные финансовые вложения в акции и другие ценные бумаги, в уставные капиталы других предприятий и банков. Используя механизм беспроцентной товарной ссуды, предприятия-партнеры получают продукцию без предоплаты, превращают ее в деньги и задействуют в качестве оборотных средств. Если на протяжении длительного времени стороны не проявляют стремления к взысканию (погашению) задолженности, то в их действиях можно усмотреть признаки сознательного умысла не расплачиваться. Так, феномен массовых неплатежей обращается в аморальную выгоду некоторых хозяйствующих субъектов, совершающих ничтожные сделки.

Как правило, причиной роста дебиторской задолженности является неплатежеспособность должника, что приводит к неэффективной работе предприятия. Ухудшается финансовое состояние предприятия, так как «зависшая» дебиторская задолженность – это денежные средства, которые выпадают из оборота и, естественно, не только не дают дохода, но и ставят очень часто предприятие в трудное положение при расчетах с другими предприятиями, что в свою очередь влечет за собой непредвиденные расходы в виде штрафов, пени, неустоек за нарушение договорных обязательств перед кредитором. Как следствие, наличие у предприятия просроченной дебиторской задолженности порождает проблему неплатежей, но уже по его вине.

В широком смысле слова неплатежи  в экономике включают в себя совокупную просроченную задолженность предприятий другим предприятиям (поставщикам), государству (по платежам в бюджет и внебюджетные фонды), работникам (по средствам, направляемым на потребление), банковскому сектору (по банковским кредитам).

“Классическим” видом неплатежей в узком смысле этого слова является просроченная задолженность предприятий своим поставщикам. При этом большая часть неплатежей нефинансового сектора России приходится на промышленность, примерно 30% - на сельское хозяйство, строительство и транспорт.

 

1.4 Основные проблемы управления дебиторской задолженностью.

 

Большое влияние на оборачиваемость  капитала, вложенного в оборотные  активы, и на финансовое состояние  предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности. Искусство управления дебиторской задолженностью заключается в оптимизации ее общего размера и обеспечении своевременной инкассации. Значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе текущих активов определяет особое ее место в оценке оборачиваемости текущих активов (оборотных средств). Замедление оборачиваемости дебиторской задолженности влечет за собой сокращение притока денежных средств.

Управление дебиторской  задолженностью представляет собой  часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:

  • учета дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;
  • диагностического анализа состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;
  • разработки адекватной состоянию дел фирмы кредитной политики и внедрения в практику современных методов управления дебиторской задолженностью;
  • контроля за текущим состоянием дебиторской задолженности.

Резкое увеличение дебиторской  задолженности и ее доли в оборотных  активах может говорить о неосмотрительной кредитной политике предприятия  по отношению к покупателям либо об увеличении объема продаж, либо неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. Дебиторская задолженность может уменьшиться, с одной стороны за счет ускорения расчетов, а с другой из-за сокращения отгрузки продукции покупателям. Наличие просроченной задолженности создает финансовые затруднения, так как предприятие будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и др. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Просроченная дебиторская задолженность означает рост риска непогашения долгов и уменьшения прибыли. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей.

Ускорить платежи можно  путем совершенствования расчетов, своевременного оформления расчетных  документов, предварительной оплаты, применение вексельной формы расчетов и др. Основным видом расчетов является продажа с непосредственной оплатой. В условиях экономической нестабильности и кризиса доверия преобладающей формой расчетов является предоплата. Принятая на предприятии система расчетов особенно важна для финансового менеджера, несущего ответственность за эффективное управление дебиторской задолженностью.

 

  1. Анализ дебиторской задолженности

 

2.1 Важнейшие характеристики  дебиторской задолженности

 

Для управления дебиторской  задолженностью на предприятии необходим  всесторонний анализ дебиторской задолженности.

Анализ (от греческого-analisis) буквально означает разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние, присущие этому объекту, составляющие. Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием «синтез» - соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

В процессе анализа, прежде всего, нужно оценить динамику, состав, причины и сроки образования  дебиторской задолженности, установить: нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания, или таких, по которым  истекают сроки исковой давности. Если они есть, то необходимо срочно принять меры по их взысканию. Работник, занимающийся управлением дебиторской задолженностью, должен сосредоточить внимание на наиболее старых долгах и уделить больше внимания крупным суммам задолженности.

Значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных активов определяет их особое место в оценке оборачиваемости оборотных средств. На величину дебиторской задолженности влияют:

1. Объем продаж и  доля в них реализации на  условиях последующей оплаты. С  ростом выручки (объема продаж), как правило, растут и остатки дебиторской задолженности.

2. Условия расчетов  с покупателями и заказчиками.  Чем более льготные условия  расчетов предоставляются покупателям  (увеличение сроков, снижение требований  по оценке надежности дебиторов), тем выше остатки дебиторской задолженности.

3. Политика взыскания  дебиторской задолженности. Чем  активнее предприятие во взыскании  дебиторской задолженности, тем  меньше ее остатки и тем  выше «качество» дебиторской  задолженности.

4. Платежная дисциплина покупателей. Объективной причиной, определяющей платежную дисциплину покупателей и заказчиков, следует назвать общее экономическое состояние тех отраслей, к которым они относятся. Кризисное состояние экономики, массовые неплатежи значительно затрудняют своевременность расчетов, приводят к росту остатков неоплаченной продукции, вместо денежных средств в качестве платежных средств используют суррогаты. Субъективные причины определяются условиями предоставления кредита и мерами, которые предпринимает предприятие по взысканию дебиторской задолженности: чем более льготные условия предоставления кредита, тем ниже платежная дисциплина дебиторов.

5. Качество анализа  дебиторской задолженности и  последовательность в использовании  его результатов. При удовлетворительном состоянии аналитической работы на предприятии должна быть сформирована информация о величине и возрастной структуре дебиторской задолженности, наличии и объемах просроченной задолженности, а также о конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью предприятия.

В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью лежит принятие финансовых решений относительно:

  • оценки реальной (ликвидной) стоимости дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;
  • ранжирования дебиторской задолженности покупателей по срокам оплаты;
  • оценки оборачиваемости (инкассирования) дебиторской задолженности в целом, а также по каждому покупателю;
  • учета временного фактора для дифференциации уровня цен на реализуемую продукцию с условием отсрочки платежа, предоставляемой покупателю;
  • диагностики состояния и причин негативного положения с ликвидностью4 дебиторской задолженности;
  • разработки адекватной политики кредитования клиентов и внедрения в практику современных методов управления дебиторской задолженностью;
  • осуществления контроля текущего состояния дебиторской задолженности;
  • формирования обоснованной резервной политики с учетом возможных потерь по сомнительным долгам.

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности