Анализ дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

При написании настоящей работы была поставлена следующая цель – исследовать причины возникновения, проблемы регулирования дебиторской задолженности и способы снижения ее величины.
При рассмотрении вопросов, освещаемых в работе, были изучены и использованы ряд нормативных документов: федеральные законы, гражданский кодекс, работы ведущих экономистов, материалы периодической печати и глобальная сеть Internet.

Содержание

Введение …………………………………………..…………………….….…..2
1. Современные проблемы управления дебиторской задолженностью………3
1.1 Экономическая сущность дебиторской задолженности………………...….3
1.2 Классификация дебиторской задолженности ………………………………..7
1.3 Источники дебиторской задолженности ……………………………………11
1.4 Основные проблемы управления дебиторской задолженностью ………..14
2. Анализ дебиторской задолженности …………………………………….…..16
2.1 Важнейшие характеристики дебиторской задолженности…………….….16
2.2 Характеристики кредитоспособности клиента…………………….…...…..23
2.3 Формы рефинансирования дебиторской задолженности……….………...28
Заключение ………………………………………………………………….……..33
Список использованных источников…………………………………………….35
Приложение ………………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом анализ.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

К важнейшим характеристикам  в процессе анализа дебиторской задолженности относятся:

  • средний период оборачиваемости (погашения);
  • анализ движения задолженности;
  • разбивка по контрагентам.

Важно также изучить  качество и ликвидность дебиторской  задолженности. Средняя продолжительность оборота (период инкассирования) дебиторской задолженности измеряется в днях и рассчитывается по следующей формуле:

Средняя за анализируемый  период балансовая величина остатков

          дебиторской   задолженности ×  Количество дней в периоде

 LДЗ =     -----------------------------------------------------------------------

      Выручка от продаж  за анализируемый период

 

Чем короче период погашения  дебиторской задолженности, тем  выше ее ликвидность. При этом условии  компания имеет возможность быстрее генерировать денежную массу и поддерживать высокий уровень платежеспособности. Кроме того, ускорение оборачиваемости способствует расширению масштабов производственно-хозяйственной деятельности.

Контроль дебиторской  задолженности должен осуществляться ежедневно (делать это реже целесообразно только при небольшом количестве операций по отгрузке продукции, когда их число не превышает двух-трех в день). Ежедневный отчет о так называемом возрасте дебиторской задолженности (Aging of Accounts) представляется, как правило, коммерческому и финансовому директору в табличной форме (Приложение 1), с разбивкой по клиентам и по срокам. Более укрупненные отчеты готовятся еженедельно. В результате такого оперативного контроля устанавливаются факты замедления оборачиваемости и конкретные причины этого. Своевременное выявление неплатежей клиентов становится сигналом приостановки очередной партии отгрузки продукции в адрес недобросовестного покупателя.

Средний «возраст» просроченной дебиторской задолженности ( ) определяется по формуле:

где просроч. — средний остаток просроченной дебиторской задолженности в анализируемом периоде; - сумма однодневной выручки в анализируемом периоде.

Для акцентирования внимания на наиболее важных сделках, связанных с дебиторской задолженностью, необходимо провести классификацию дебиторов, в основу которого можно заложить ABC-метод (Activity Based Costing). Параметры отбора должны быть легкодоступны, не требовать дополнительной обработки и легко контролироваться. Критерием для ранжирования контрагентов может стать объем просроченной дебиторской задолженности либо объем продаж и длительность коммерческих отношений, либо уровень доходности операций по реализации. На основании данных такого отчета можно в оперативном порядке принимать соответствующие меры по предотвращению неплатежей покупателями.

Анализ движения дебиторской  задолженности должен осуществляться оперативно с использованием аналитических  таблиц определенного формата, что создает условия для адекватного реагирования при своевременном установлении фактов задержки платежей покупателями.

Анализ состояния дебиторской  задолженности начинают с общей  оценки динамики ее объема в целом  и продолжают в разрезе отдельных статей; вычисляют долю дебиторской задолженности в оборотных активах, анализируют структуру; находят удельный вес дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение года по месяцам; оценивают динамику этого показателя и проводят последующий анализ качественного состояния дебиторской задолженности. По данным оперативной отчетности осуществляют ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов.

Наличие сомнительной дебиторской  задолженности свидетельствует  о нерациональной политике организации по предоставлению отсрочки в расчетах с покупателями, создает реальную угрозу платежеспособности самой организации-кредитора и ослабляет ликвидность ее баланса. Для определения конкретных причин образования сомнительной дебиторской задолженности проводится внутренний анализ ее суммы по дебиторам и срокам возникновения на основании оперативных данных бухгалтерского учета.

Ухудшение состояния  расчетов с покупателями и рост неоправданной задолженности подтверждаются удлинением среднего срока инкассирования дебиторской задолженности.

Увеличение средств, отвлекаемых  в расчеты с покупателями (т. е. рост абсолютной величины дебиторской  задолженности), может быть обусловлено объективными процессами: высокими темпами наращивания объема продаж. При этом важно не допускать, чтобы темп роста дебиторской задолженности превышал темп роста продаж. Опаснее, когда рост дебиторской задолженности обусловлен неосмотрительной кредитной политикой организации по отношению к покупателям, необоснованным с финансовой точки зрения выбором партнеров; трудностями в реализации продукции.

Резкое сокращение дебиторской  задолженности может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях с клиентами (сокращение продаж в кредит, потеря потребителей продукции).

Для оценки дебиторской задолженности также рассчитывается:

Доля дебиторской       Балансовая величина дебиторской

задолженности         задолженности (стр. 240 баланса)

     =    ------------------------------------------

в общей величине        Балансовая величина оборотных

оборотных активов            активов (стр. 290 баланса)

Поскольку краткосрочная  дебиторская задолженность считается  более ликвидной статьей оборотных  активов, чем материально-производственные запасы (МПЗ), то рост этого показателя будет означать мобильность структуры оборотных активов, повышение ликвидности.

Важным оценочным критерием  в анализе дебиторской задолженности является доля сомнительной дебиторской задолженности в ее обшей величине, которая вычисляется следующим образом:

Доля сомнительной  Величина сомнительной  дебиторской

дебиторской задол-  задолженности (по оценочным данным)

женности в  общей             =        ---------------------------------------------

величине дебиторс-    Балансовая величина дебиторской

кой задолженности                  задолженности (стр. 240 баланса)

  

Этот показатель характеризует  качество дебиторской задолженности. Тенденция его к росту свидетельствует о снижении ликвидности активов.

Создание эффективно действующей системы контроля дебиторской задолженности начинается еще до ее возникновения. Этому факту должна предшествовать кропотливая предварительная аналитическая работа по сбору и обобщению информации о потенциальном клиенте до момента заключения с ним контракта на поставку продукции на условиях отсрочки платежа.

Для проведения такого анализа  может использоваться:

  • информация, получаемая от самого потенциального клиента (подтвержденная аудиторским заключением бухгалтерская отчетность за последние два-три года, прогноз закупок на определенный период);
  • собственная база данных, включающая результаты уже имевших место сделок с клиентом (объем продаж, их стабильность, имевшие место нарушения сроков погашения задолженности и т. п.);
  • информация из внешних источников (публикации в средствах массовой информации, коммерческих справочниках, данные государственной статотчетности, базы данных компаний, специализирующихся на сборе и анализе информации о юридических лицах, информация банка, обслуживающего потенциального клиента, информация от других поставщиков и деловых партнеров. При торговле с зарубежными партнерами необходимо учесть страновой риск (политический, экономический, валютный).

 

2.2 Характеристики кредитоспособности  клиента

 

В основе оценки качества потенциального дебитора лежит оценка его кредитоспособности, методика которой разрабатывается самой компанией-поставщиком, представляющая собой своеобразные нормативы кредитоспособности (Credit Standard).

Это позволяет установить разумные пределы таких параметров, как объем одной поставки, срок кредита (погашения задолженности дебитором), скидки и надбавки к цене.

Определение системы  характеристик для оценки кредитоспособности отдельных групп покупателей осуществляется обычно по следующим критериям:

  • объем и стабильность осуществления хозяйственных операций с покупателем;
  • репутация покупателя в деловом мире;
  • платежеспособность;
  • показатели собственного капитала и ликвидность;
  • результативность его хозяйственной деятельности;
  • финансовая устойчивость;
  • объем и состав его активов, которые могут выступать в качестве обеспечения кредита при возникновении неплатежеспособности.

В американских компаниях  широкое распространение получила оценка кредитоспособности клиента  по методу «6С» (в упрощенном варианте «ЗС»), разработанному коммерческими  банками США (табл. 5.11.)

По результатам анализа  кредитоспособности осуществляется группировка  покупателей по категориям, на основании  которой определяются возможные суммы и сроки кредитования для каждого клиента в соответствии с кредитной политикой компании.

Таблица 5.11

Характеристики кредитоспособности клиента (метод «6С»)

 

Критерий

Описание

1. Характер (Character)

Кредитная история клиента. Опыт других кредиторов, связанных с данным клиентом. Цель кредита, опыт клиента в составлении прогнозов. Кредитный рейтинг, наличие лиц, ставящих вторую подпись, или гарантов по испрашиваемому кредиту

2. Способность (Capacity)

Подлинность клиента  и гарантов. Копия устава, решений  и других документов о юридическом статусе заемщика. Описание историй юридического статуса владельца, осуществляемые операции, продукция, основные клиенты и поставщики заемщика

3. Денежные

средства

(Cash)

Прибыль, дивиденды и  объемы продаж в прошлом. Достаточность планируемого денежного потока и наличие ликвидных резервов. Сроки погашения дебиторской и кредиторской задолженности. Оборачиваемость товарно-материальных запасов. Структура капитала. Контроль над расходами, показатели покрытия. Динамика цен на акции, качество управления. Содержание аудиторского заключения. Последние изменения в бухгалтерском учете

4. Обеспечение (Collateral)

Право собственности  на активы, срок их службы. Вероятность  морального старения активов. Их остаточная стоимость. Степень специализации по активам. Право ареста, долги и ограничения. Обязательства по лизингу и закладные. Страхование клиента, гарантии, относительные позиции банка как кредитора, судебные иски и положение с налогообложением. Возможные будущие потребности в финансировании

5. Условия (Conditions)

Положение клиента в  отрасли и ожидаемая доля рынка. Сопоставление деятельности клиента с результатами деятельности других фирм данной отрасли. Конкурентоспособность продукции, чувствительность клиента и отрасли к смене стадий делового цикла и изменение технологии. Условия на рынке рабочей силы. Влияние инфляции на баланс и денежные потоки фирмы. Долгосрочные отраслевые прогнозы. Правовые, политические факторы, факторы, связанные с окружающей средой

6. Контроль (Control)

Соответствующие законы в банковской деятельности и правила  относительно характера и качества кредитов. Соответствующая документация для контролеров. Подписанные документы о признании долга и правильно составленные документы на получение кредита. Соответствие кредитной заявки описанию кредитной политики банка. Информация от сторонних лиц (экономистов, политических экспертов) относительно факторов, воздействующих на процесс погашения кредита.


 

В процессе формирования принципов кредитной политики необходимо достижение компромисса между риском предоставления кредита (следствием чего является увеличение продаж) и ликвидностью (которая может быть обеспечена ужесточением требований при кредитовании и как следствие отказом от некредитоспособных покупателей).

Тип кредитной политики неразрывно связан с политикой управления оборотными активами в целом. Различают следующие типы комплексного управления оборотными активами: консервативный, умеренный и агрессивный. Такую же градацию можно использовать в отношении кредитной политики компании.

Консервативный  тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Если «консерватизм» считать залогом ликвидности, то при этом фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции в кредит. Проводя такую политику, компания существенно сокращает круг покупателей, требующих отсрочки платежа за счет групп повышенного риска; минимизирует сроки предоставления кредита и его размера; ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость; использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной политики фирмы характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т. е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения продаж в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа служит распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление дебиторам возможности пролонгации задолженности.

При принятии решения  о типе кредитной деятельности фирмы  стратегические направления в области  кредитной политики можно выявить  с помощью матричного метода (табл. 5.12).

 

 

Таблица 5.12 Матрица стратегии кредитной политики фирмы

Показатель

 

Тип политики

агрессивная

умеренная

консервативная

Рентабельность

Высокая

Средняя

Низкая

Ликвидность

Низкая

Средняя

Высокая

Риск

Максимальный

Средний

Минимальный

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности