Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:50, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать и проанализировать характерные особенности американской модели управления., рассмотреть организацию управления в американских фирмах, особенности управления персоналом в фирмах США. В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
проанализировать основные идеи американского менеджмента
рассмотреть особенности управления корпорациями и тенденции развития ;
изучить особенности управления персоналом в американских организациях.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Основные идеи американского менеджмента 3
2. Корпоративное управление: особенности и тенденции развития 14
3.Особенности управления персоналом в американских организация 20
4.Заключение 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Для понимания механизма контроля над деятельностью менеджеров корпорации наиболее важными являются два фактора: структура владения корпорацией и наличие крупных акционеров. В структуре владения компаниями существуют заметные страновые различия.
Существуют также юридические и институциональные различия в отношении пределов, в которых инвесторам разрешается приобретать пакеты акций и долговых обязательств в одной и той же фирме. Приобретение одной компанией контрольного пакета акций другой часто рассматривается в качестве эффективного потенциального механизма обеспечения необходимой управленческой дисциплины. Если менеджеры не максимизируют стоимость активов компании, возникает угроза приобретения ее любым юридическим или даже физическим лицом с последующей сменой корпоративной политики.Рассмотренные тенденции представляют большой интерес для России, где идет формирование эффективной национальной модели корпоративного управления. Это является сегодня главным условием создания благоприятного инвестиционного климата в стране и важнейшим элементом конкурентоспособности российских компаний.[1]
Долгое время американская модель корпоративного управления, породившая наибольшее в мире количество транснациональных компаний, считалась доминирующей. Но недавние события поставили под сомнение отлаженность институтов американской модели. Сегодня мы являемся свидетелями скандалов, связанных с плохим корпоративным управлением. В настоящий момент система переживает кризис.
Концепция "человеческих ресурсов", подразумевает, что персонал - это такой же важный производственный ресурс, как и финансовые, материальные, технологические и другие ресурсы, участвующие в процессе производства, а следовательно, предприятие (организация) в процессе своего развития может либо накапливать, либо сокращать этот вид ресурса, в зависимости от выбора стратегии управления и рационализации хозяйственной деятельности. Американские ученые и руководители считают, что такой подход к управлению кадрами более гуманистичен, так как одной из важнейших функций управления персоналом в этих условиях становится развитие персонала (обучение, мотивация, карьерный рост), а не простое удовлетворение потребности в кадрах в соответствии с имеющимися вакансиями. Не случайно понятие "управление человеческими ресурсами" в США вытеснило из обихода термины "кадры", "персонал", "управление кадрами", "управление персоналом".[5]
На общем фоне существующих сегодня школ менеджмента персонала можно особенно выделить управленческую школу США,которая является ведущей в мире и выступает как бы эталоном для творческого развития менеджмента персонала в других Странах с учетом их специфики. Эта школа делает упор на активизацию человеческого фактора , постоянные инновации, диверсификацию выпускаемых товаров и услуг, разукрупнение крупных предприятий и умеренную децентрализацию производства, а также ориентируется на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития предприятия Именно в американской модели менеджмента возникает идея стратегического управления и планирования в организации, не менее важная мысль о привлечении работников к управлению – партисипативный менеджмент, именно в США впервые появляются крупные корпорации с наемными менеджерами, возникает и сама наука управления.
В основе американской системы управления персоналом лежит принцип индивидуализма, возникший в американском обществе в XVIII— XIX веках, когда в страну прибывали сотни тысяч переселенцев, порвавших со своей страной, культурой и языком. В процессе освоения огромных территорий среди американцев вырабатывались такие национальные черты характера, как инициативность и индивидуализм. Поэтому в США в процессе управления ставка делается на яркую личность, способную изменить организацию в лучшую сторону. К кадрам управления (персоналу управления) в США относят любого наемного работника, который должен для выполнения поставленных перед ним задач организовать, координировать и контролировать paботу других. Управление персоналом на предприятиях и в организациях включает в себя следующие взаимосвязанные направления деятельности: набор персонала, отбор претендентов, определение размеров зарплаты и системы услуг, профориентация и социальная адаптация работников, обучение работников, оценка их трудовой деятельности, карьерное перемещение, подготовка руководящих кадров, оценка работы руководителей и специалистов, служб управления персоналом и другие.[3] Кадровая политика в американских фирмах обычно строится на более или менее одинаковых принципах по следующим направлениям.Кратко рассмотрим эти направления.
Общими критериями по подбору кадров являются: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе. Руководящие кадры в фирме назначаются.
Особую трудность вызывает обеспечение квалифицированными рабочими кадрами по таким профессиям, как наладчики, инструментальщики, ремонтный персонал.
Существует нехватка квалифицированных младших управленческих кадров — мастеров и начальников участков. Это обусловлено высокими требованиями и ответственностью; недостаточным моральным и материальным стимулированием; нежеланием квалифицированных рабочих занимать должности мастера; повышением требований к этой работе в области техники и человеческого фактора.
• Условия труда.
Внедрение аьтоматизации в производство внесло существенные изменения в условия труда персонала:
замена жестких перечней профессий и должностных инструкций более широкими, более приемлемыми и удобными для работников;
уменьшение объема работы в центральных службах и сокращение административного аппарата;
переход на гибкие формы оплаты труда;
объединение инженеров, ученых и производственников в сквозные (от конструирования до изготовления изделий) коллективы — проектно-целевые группы.
Внедрение автоматизации в производство создает устойчивость, стабильность. Хотя ЭВМ и требуют творчества от немногих лиц, они означаю стандартизацию работы для многих работников.[14]
§ 2. Кадровая политика.
Набор персонала имеет своей целью обеспечить
привлечение кандидатов, которые хотели
бы получить работу в организации. Существуют
два пути набора персонала: внешний и внутренний .
Первый путь — это очень трудоемкий процесс
, поскольку сюда входят затраты на публикацию
объявлений, транспортные расходы претендентов,
оплата услуг посредников, лиц, занятых
приемом на работу и т. д.
Его положительный стороной является
то, что в организации появляются новые
люди нередко с оригинальными идеями.
Отрицательное состоит в том, что требуется
длительный этап адаптации новых работников
в организации, где сам новичок иногда
может проявить себя не с лучшей стороны.
Поэтому второй путь является более дешевым
для организации, повышает заинтересованность
своих работников в успехе фирмы, улучшает
социально-психологический климат в коллективе
и усиливает связь личных интересов работников
с интересами организации. С другой стороны,
второй путь может привести к зависти
коллег к более удачным работникам, угрозе
осложнения межличностных отношений.
Основными методами набора персонала
из своих работников являются: рассылка
внутри организации сведений об имеющихся
вакансиях, обращение к своим работникам
с просьбой порекомендовать на работу
их друзей или знакомых и т.д.
Существуют и эффективные способы набора
персонала извне. Практика фирм США показывает,
что самыми эффективными путями здесь
являются справочники-списки ищущих работу
с подробным описанием профессиональных
и деловых качеств работников, а такжe
рассмотрение заявлений лиц, обратившихся
в организацию в поисках работы. При этом
фирмы стремятся сформировать у претендентов
на вакантные должности положительный,
но и объективный образ своей организации,
так как это способствует правильным ожиданиям
о характере работы, снижает текучесть
кадров.
Отбор кадров.
Кадровая политика в фирмах
В американских фирмах при
приеме на работу потенциальные кандидаты
проходят тестирование для выявления
профессиональной подготовки. Обычно
каждая фирма разрабатывает свои критерии
отбора и порядок найма работников. После
приема на работу проводится процедура
введения в должность, когда работника
знакомят с его обязанностями в соответствии
с инструкциями, ограниченными его узкой
специализацией, и не знакомят с деятельностью
фирмы в целом и ее организационной культурой.
[4] На многих американских фирмах кадровые
службы начинают работу со специалистами,
когда они еще учатся в университетах.
Это происходит уже на 2 или 3 курсе. На
этом этапе выявляются молодые люди, проявляющий
определенные способности, которые могут
быть успешно использованы в деле дальнейшего
развития фирмы. Их приглашают на лекции,
которые читают специалисты и руководители
заинтересованных предприятий. Эти лекции
посвящаются истории предприятия динамике
развития продукции и самой фирмы, прогнозам
на будущее. На лекциях прививается студентам
чувство патриотизма в отношении той фирмы,
которая намеревается предоставить им
в дальнейшем работу.
Молодых людей приглашают на различные
мероприятия, например, на день качества,
на годовой отчет и т.д. Во время каникул
они работают в фирме на различных должностях.
Во-первых, это стажировка, во-вторых, —
возможность заработать деньги. После
окончания университета за каждым молодым
специалистом, приглашенным в фирму на
работу, закрепляется так называемый крестный
отец — это нечто вроде нашего наставника,
но с гораздо более широкими полномочиями.
"Крестный отец" — это обычный менеджер
среднего звена управления. Он, по возможности,
должен быть выпускником того же университета,
что и его подопечный. Наставник помогает
новичку адаптироваться на рабочем месте,
разрешать возможные конфликты, бывает
у своего подопечного дома, знает состав
семьи, круг друзей и знакомых, знает планы
молодого человека, его хобби. И если в
кадровой службе решается вопрос о перемещении
специалиста, то в этом случае мнение наставника
является решающим. При такой системе,
без тщательной проверки данных, необходимых
для исполнения функции какой-либо должности,
проскочить куда-либо невозможно. За свою
кураторскую работу наставник соответственно
стимулируется, но он несет персональную
ответственность за подопечного
Оплата и стимулирование
труда
В США система
оплаты труда предусматривает
В большинстве американских фирм системы оплаты труда отличаются негибкостью, не обладают достаточным мотивационным эффектом и слабо стимулируют повышение производительности труда.Система оплаты труда в США построена таким образом, что фиксированная зарплата может только расти и практически никогда не уменьшается.
Основные виды дополнительной оплаты труда в США:
Премии руководства фирмы зависят от того, как измеряются финансовые результаты деятельности фирмы. Обычно это достижение краткосрочных (квартальных или годовых) результатов, не учитывающих всех факторов, влияющих на эффективность деятельности компании.[6].
Профориентация и социальная
адаптация работников. Необходи
Социальная адаптация работников в коллективе
требует достаточно длительного времени,
т.к. любой человек — это личность, которая
должна вобрать в себя групповые ценности
и нормы поведения , занять определенный
социальный статус. Все фирмы США уделяют
этому вопросу большое внимание и каждая
в отдельности имеет свой набор социально
— психологических вариантов благоприятного
воздействия на новичка.
Подготовка кадров. Современный рынок с его
техническими и технологическими инновациями
требует постоянного переобучения кадров
с целью достижения высшей производительности
труда и прибыльности организации. [3] Обучение
персонала рассматривается в рамках мотивационного
управления человеческими ресурсами как
средство повышения индивидуальной трудовой
отдачи. В настоящее время в методах, применяемых
для управления трудовыми ресурсами в
США, действуют одновременно две стратегии.
Первая - стремление корпораций полностью
обеспечить потребности собственного
производства работниками высокой квалификации
и за счет этого добиться важных конкурентных
преимуществ.
Вторая стратегия предполагает
дополнительные вложения не только в подготовку
и развитие персонала, но и в создание
необходимых условий для более полного
ее использования. Это, в свою очередь,
создает заинтересованность фирм в сокращении
текучести персонала и закреплении работников
за фирмой.[7]Система переподготовки и
повышения квалификации в США может быть
представлена в следующем виде:краткосрочные
курсы ,вечерние курсы, внутрифирменные
курсы, обучение в центрах повышения квалификации,
переподготовка на основе долгосрочных
соглашений, переподготовка на рабочем
месте.
Карьерное передвижение, под которым обычно понимается
продвижение по службе. Большинство американских
фирм придерживаются "вертикальной
модели" развития карьеры для руководителей
и специалистов. Работник, который проработал
в одной фирме десяток лет и не добился
служебного роста, вчитается по американским
стандартам неудачником. В связи с этим
в США обычной практикой является отправка
на пенсию работников, проработавших в
компании 20—25 лет, хотя и не достигших
пенсионного возраста. Таким путем руководство
компаний стремится создать условия для
служебного роста молодых специалистов
и привязать их к своей организации.
Подготовка руководящих кадров. Она имеет
огромное значение для нормального функционирования
и развития организации. Подготовка руководящих
кадров обусловлена необходимостью подготовки
резерва взамен уходящих на пенсию, ростом
организации, усложнением ее задач в рыночной
ситуации. Практика менеджмента свидетельствует,
что далеко не каждый человек имеет
желание и способности к руководящей работе.
Как правило, деятельность по подготовке
руководящих кадров сосредоточена на
высших уровнях управления организацией.На
первые и вторые роли организаций сейчас
в США котируются лица, имеющие ученую
степень доктора или магистра. Лица, имеющие
высшее образование, могут претендовать
на должности среднего уровня управления.
Подготовка управленческих кадров требует
больших затрат времени и финансовых
расходов Поэтому особое значение
для подготовки будущих управленцев имеет
правильный выбор резерва и мотивации
его дальнейшей деятельности.
Оценка работников служб
управления персоналом. В настоящее время в экономически
развитых странах имеются сотни тысяч
специалистов по управлению персоналом.
Но несмотря на свои небольшие размеры,
отделы по работе с персоналом играют
все возрастающую роль в жизни своих организаций.В
большинстве организаций руководители
отделов по работе с персоналом отчитываются
только перед высшим руководством фирмы.
Как правило, за все направления деятельности
по управлению персоналом несет ответственность
вице-президент фирмы по персоналу.[3]