Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:37, курсовая работа
Существует большое количество определений понятия «менеджмент». И это справедливо, так как на любой стадии развития мы имеем дело с менеджментом различного типа - технологическим, финансовым, корпоративным, функциональным и т.д.
Менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Целенаправленное воздействие на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу и составляет предмет курса «Управление персоналом».
Введение…………………………………………………………...…………..….2
Глава 1. Теоретические основы подготовки менеджера по персоналу..…5
1.1.Функции менеджера по персоналу…………………..…...………........7
1.2.Привлечение и отбор как функция менеджера по персоналу……........9
1.3. Роль менеджера в управлении персоналом…………………..…….12
Глава 2. Актуальные проблемы подготовки менеджеров по персоналу………………………………………………………………………...17
2.1.Этика и социальная ответственность менеджера по персоналу…......17
2.2.Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе.....................................................................................................................22
2.3. Проблемы подготовки менеджеров по персоналу инновационного типа……………………………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………….…..31
Библиографический список…………………………………………………..34
Сегодня в круг этических норм менеджмента входят:
– нетерпимость к классовому, расовому или национальному антагонизму;
– уважение к женщине, признание ее равноправия с мужчиной;
– уважение к ветеранам и старикам;
– уважение к властям и руководителям;
– уважение к результатам чужого труда;
– уважение к чужому горю;
– стремление к чистоте и порядку;
– опрятность в одежде.
Нарушением этических норм считается:
– неуважение к чужим физическим недостаткам;
– неуважение к чужому мнению (если оно не совпадает с твоим);
– неуважение к науке, образованности, чужому опыту;
– нарушение правил общественного поведения;
– обсуждение качеств и поступков человека в его отсутствие;
– невыдержанность, грубость, брань.
Прямой обязанностью менеджера является приобщение персонала организации (и прежде всего самого себя) к этическому поведению. Для этого должна планироваться и систематически проводиться работа по изучению этики менеджмента, нравственному воспитанию коллектива, контролю за соблюдением этических норм9. Для проведения указанной работы в организации могут создаваться специальные комиссии по этике с соответствующими полномочиями. В некоторых организациях функции такой комиссии возлагаются на особое должностное лицо – адвоката по этике. О нем говорят, что он является как бы «этической совестью организации». Комиссии по этике создаются также при объединениях предпринимателей и менеджеров, общественных организациях, работающих в экономической сфере, и т. д. Роль этих комиссий весьма велика, а авторитет непререкаем. В состав комиссий входят наиболее уважаемые, авторитетные бизнесмены, менеджеры, адвокаты. Решение комиссии по этике, содержащее осуждение менеджера за неэтичное поведение, равносильно приговору, не подлежащему обжалованию. Оно способно навсегда подорвать деловую репутацию и поставить крест на карьере менеджера.
Наряду с необходимостью соблюдения этических норм важнейшей нравственной задачей, решаемой менеджером, является проблема его социальной ответственности.
Социальная
ответственность менеджера (менеджмента)
предполагает выполнение его организацией
определенных обязанностей перед обществом,
необходимость добровольно
1.
Сложность. Поскольку
2.
Неясные последствия. Многие
3.
Потеря конкурентоспособности.
4.
Отступление от главной цели
менеджмента. Занимаясь
5.
Моральное давление. Реализация
социальной ответственности
6.
Дополнительный маневр
7.
Возможность получения
8.
Благоприятный
9.
Возможность выбора программ. Будучи
добровольной, социальная деятельность
предоставляет менеджеру
2.2.
Подготовка руководящих
кадров, управление
продвижением по
службе
Подготовка означает обучение навыкам, которые работник должен будет использовать в будущем. Обычно подготовка руководящих кадров осуществляется для продвижения работника по служебной лестнице. При подготовке руководящих кадров, как и другом обучении, очень важную роль играют анализ и планирование.
Перед началом обучения руководящих кадров нужно проанализировать возможности и способности наличных менеджеров. Нужно проанализировать, какими навыками должен обладать человек, занимая то или иное место в организации. Нужно определить должностные обязанности на каждом месте. Затем уже подбираются кандидаты, согласно их соответствию.
Если в процессе анализа выявляются недостатки подготовленности руководящих кадров для выполнения своих будущих обязанностей, тогда разрабатываются планы обучения и повышения квалификации работников.
К методам обучения руководящих кадров относятся: проведение лекций, дискуссий в составе небольших групп, разборы конкретных деловых ситуаций, чтение литературы, деловые игры, ролевой тренинг, ротация по службе.
Во многих фирмах
Формирование кадрового резерва. Кадровый резерв – это группа специалистов, отвечающих требованиям, которые предъявляются к той или иной должности. Эта группа специалистов уже прошла отбор, целевую и квалификационную подготовку. Как и большинство операций по работе с персоналом, работа с кадровым резервом является комплексной (рисунок 3).
Рис. 3 Взаимосвязь кадрового менеджмента и направлений работы с резервом
Резерв развития – группа специалистов, которые готовятся к работе в рамках новых направлений (разработка новых видов деятельности, производство новых видов продукции, расширение производства)11. Такие специалисты имеют выбор: профессиональная или управленческая карьера.
Резерв функционирования – сотрудники ориентированы на управленческую карьеру и должны будут в будущем обеспечить эффективную работу предприятия, т. е. прийти на смену уже существующим руководителям в случае их перевода или увольнения по какой-либо причине.
Существуют и другие классификации кадрового резерва.
Принципы формирования и источники кадрового резерва.
Принцип актуальности резерва – потребность в замещении должностей должна быть реальной.
Принцип соответствия кандидата должности и типу резерва – требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности.
Принцип перспективности кандидата – ориентация на профессиональный рост, уровень образования, возраст, стаж и опыт работы, предшествующий карьерный рост, здоровье (хоть законодательство и запрещает сортировать кандидатов по признаку здоровья). Также следует учитывать и профессиональные требования, особенности личности кандидата.
Источники кадрового резерва на руководящие должности могут стать:
- руководящие работники аппарата, дочерних предприятий;
- главные и ведущие специалисты;
- специалисты, имеющие соответствующее образование и положительную профессиональную репутацию;
- молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.
Наиболее весомыми факторами и критериями, подлежащими учету при формировании системы качеств руководителя в резервируемой должности, являются:
На стадии формирования списка резерва решаются такие задачи, как:
По результатам оценки и сравнения кандидатов уточняется и корректируется предварительный список резерва.
Для
формирования резерва, как правило,
недостаточно отобрать способных к
продвижению сотрудников –
Для профессиональной подготовки могут быть использованы следующие методы:
2.3.
Проблемы подготовки
менеджеров по
персоналу инновационного
типа.
Состояние и уровень развития науки, новых технологий и образования определяют развитие национальных инновационных систем, конкурентоспособность стран, их положение в мировом экономическом сообществе. Оперативное внедрение результатов фундаментальных исследований в новые технологии, производство высококачественных товаров, их диффузия и реализация невозможно без специалистов, грамотно управляющих инновационными разработками, и здесь нужна система обучения внедрению инноваций. Сегодня мы уже сталкиваемся с серьезной нехваткой профессиональных специалистов и менеджеров инновационного типа, способных в полной мере не только использовать достижения науки и техники, но и ориентированных на создание новшеств, внедрение их во все сферы общественной жизни. Наличие таких современных специалистов является необходимой предпосылкой для формирования эффективной национальной инновационной системы13.
Как
известно, в инновационном процессе
уязвимым звеном является переход от
научно-исследовательских
Информация о работе Актуальные проблемы подготовки менеджеров по персоналу