Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа
В социальных науках администрацией или бюрократией принято называть любую крупномасштабную организацию профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы осуществлять политику тех, кто принимает решения. В идеале государственная администрация – это рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного эффективного исполнения общественной политики. Она имеет достаточно строгую иерархию власти, посредством которой ответственность за выполнение государственных решений опускается сверху вниз.
Введение 3
Глава 1. Управленческая деятельность: основные черты и особенности 5
1.1. Постулаты теории управленческой деятельности 5
1.2. Экономические основы управления 12
Глава 2. Менеджмент и административное управление 16
2.1. Сущность и содержание менеджмента 16
2.2. Административное управление и его составляющие 18
Глава 3. Особенности современного процесса управления 24
3.1. Особенности Российского менеджмента 24
3.2. Управленческая деятельность в современном аспекте 30
Заключение 33
Список литературы 35
Основными задачами, решение которых необходимо в любом управленческом деле, является:
1) определение направлений
и целей изменений
2) указание путей для реализации поставленных целей;
3) обеспечение внедрения
достижений научно-
4) оперативное регулирование и координация деятельностью управляемого объекта;
5) самоконтроль субъекта
управления по
6) проведение контроля
за результатами
Для решения управленческих задач используются различные методы: административные, экономические, правовые, социально-психологические, экономико-математические.
Характерными особенностями административных методов управления являются: прямое воздействие на управляемый объект; обязательный характер выполнения указаний, распоряжений, приказов и других административных решений; строго определенная ответственность за невыполнение указаний и распоряжений.
Акты управления, осуществляемые управленческими органами, предстают в двух основных видах: нормативные и индивидуальные.
Нормативные акты не имеют конкретного адресата. Они включают в себя общие нормы действий применительно к определенным условиям. К ним можно отнести: положения о структурных единицах и их подразделениях управляемого объекта, должностные инструкции и др. Индивидуальные акты управления адресуются к определенным конкретным объектам управления. К таким актам относятся приказы, циркуляры, распоряжения, указания.
Оптимальное сочетание нормативных и индивидуальных актов управления является определенной основой эффективности управленческого труда. При этом, конечно, эффективность управленческого труда не может сводиться к составлению бумаг и оцениваться количеством принятых решений, а требует учета воздействия решений на показатели управляемого объекта. Непосредственные результаты управленческих решений выступают в виде тех изменений, которые они вносят в сложившуюся комбинацию отношений между людьми в процессе их совместной деятельности.
Измерение эффективности
управленческого труда
Не подлежит сомнению, что эффективность управления во многом предопределяется квалификационным и идейным уровнем управленческих кадров. Однако сам этот уровень определяется не способностями, а результатами. Поэтому на практике оценку эффективности следует осуществлять как по личным качествам управленческих кадров, так по стилю и методам работы отдельного руководителя и всего аппарата управления, а также по показателям работы управляемого объекта.
Можно выделить следующие показатели эффективности и действенности системы управления на отдельных последовательных стадиях управления:
1) обоснованность постановки задач перед управляемой системой;
2) количество и качество
выполняемых конкретных
3) количество и качество принимаемых решений;
4) степень воздействия
управленческих решений на
Обычно под показателем эффективности теоретики понимают конкретное свойство или признак, по которому оценивается эффективность.
Показатели, как правило, дают количественное выражение результативности затрат. Главный показатель из числа учитываемых, который оказывает решающее влияние на результат, можно принимать за критерий, мерило оценки. В принципе, различные стороны управленческой деятельности и различные стадии её организации проявляются в многообразных показателях. Так, деловитость руководителя характеризуется его компетентностью, собранностью, оперативностью, целеустремленностью, организованностью и других признаками.
Важным показателем эффективности управленческого труда является степень его воздействия на дисциплину труда, на установлении социально-психологического климата в коллективе, чуткости, внимательности, в умелом использовании различных мотивационных факторов.
Совершенствование всей
системы управления в современных
условиях неразрывно связано также
с применением технических
В целом проблема эффективности управленческого труда требует еще своей дальнейшей разработки. Анализ управленческой деятельности на современном этапе представляет собой анализ определённой системы организации сознательного поддержания и регулирования необходимых количественных и качественных взаимосвязей в совокупном (совместном) общественном труде в интересах выполнения определённой задачи.
1.2. Экономические основы управления
Управление и экономика неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку человек трудился и трудится, вообще говоря, всегда в коллективе (община, семья и т.д.), а, как известно, любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление как наука возникло позже, чем экономика, и экономическая теория правомерно считается основой управленческих научных дисциплин.
В современных условиях термин "экономика" используется в нескольких значениях, как:
- хозяйство района, страны, группы стран или всего мира;
- комплекс наук, занимающихся изучением народного хозяйства в целом, отдельных отраслей или экономических субъектов, а также некоторых условий и элементов производства (народонаселения, труда, управления и т.д.);
- исторически определенная совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена, потребления и образующих определенную экономическую систему.
Из приведенных значений понятия "экономика" со всей очевидностью следует, что в нее входят вопросы управления.
Производственные отношения принято делить на социально-экономические (отношения собственности) и организационно-экономические (разделение и кооперация труда, управление и др.).
Управленческие отношения и управление производством как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления, имеющие самое непосредственное отношение к любой экономической системе, восходят и к главной проблеме любой экономики (натуральному хозяйству, рыночной, плановой), отраженной в основных вопросах экономики или видах экономического выбора:
1. что следует производить и в каком количестве?
2. как, каким образом следует производить; кто и какую работу должен при этом выполнять?
3. для кого должны быть предназначены результаты производства или кто будет покупать товары и услуги?
Любой из этих вопросов можно
отнести к сфере управленческой
деятельности. Почему же эти вопросы
считаются фундаментальными вопросами
экономики и экономической
В рыночной экономике
ответы на эти вопросы даются, прежде
всего, объективными законами развития,
выражающимися действием
Предмет экономической теории составляет изучение закономерностей поведения людей и их отношений в производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Очевидно, что закономерности и законы экономики познаются апостериорно, т. е. с временным лагом между происходящими явлениями и их теоретическим осмыслением.
Однако организационно-
Поэтому менеджмент (управление) особенно стал развиваться и как сфера деятельности, и как наука на определенной ступени развития производительных сил и обострившихся при этом противоречий с производственными отношениями рынка совершенной (свободной) конкуренции. Научное осознание роли менеджмента совпадает, по-видимому, по времени с выделением предпринимательской способности как важного объединяющего и управляющего фактора производства.
Именно предприниматели в рыночной экономике решают на свой страх и риск главные вопросы, заключающиеся в выборе сферы, направлений и методов деятельности, и принимают наиболее ответственные решения.
Экономические основы управления,
таким образом, заключаются в
использовании познанных объект
Понятно, что производство материальных благ, их распределение и потребление осуществляются не стихийно, а подчиняются как объективным, не зависящим от людей, так и установленным (правильно или неправильно) людьми законам. В числе этих законов и прав особенно важны те, которые проявляются в отношении собственности.
Глава 2. Менеджмент и административное управление
2.1. Сущность и содержание менеджмента
Употребляя понятие "менеджмент" мы следуем давно установившейся традиции в мировой литературе по управлению, дающей ему очень широкую трактовку. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как
- способ, манера обращения с людьми;
- власть и искусство управления;
- особого рода умение и административные навыки;
- орган управления, административная единица.
В других словарях иностранных
слов менеджмент переводится на русский
язык как совокупность принципов, методов,
средств и форм управления производством
с целью повышения его
Сущность и содержание менеджмента представлена на рис.1.1.
Менеджмент как функция (вид деятельности) – это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др., создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям.
Рис. 1.1. Графическое представление сущности и содержание понятия "Менеджмент"
Менеджмент как процесс определяет собой интеграционное событие, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, мотивации и контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.
Менеджмент как орган или аппарат управления современных организаций является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием ее менеджмента. Главная задача людей, занятых в этом аппарате - эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения ее целей.
Менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Чтобы люди, работающие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.
Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Они служат опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Менеджмент как искусство
Информация о работе Административное управление и менеджмент, основные черты и особенности