5 сил конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:29, реферат

Описание работы

За последнее десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще недавно она отсутствовала во многих странах. Рынки были защищены и главенствующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Когда сопоставляют конкуренцию с развивающейся экономикой, забывают, как много изменений произошло в государствах, занимающих ведущее положение в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усилением конкуренции с другой, связаны с экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны, Южной Кореи и Китая с развитием электроники и машиностроения на современном этапе.
Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

Содержание

Введение 3.
Конкуренция и стратегия: основные концепции. 5.
Пять сил конкуренции по М. Портеру. 6.
Модель М. Портера. 11.
Заключение. 16.
Список использованной литературы. 18.

Работа содержит 1 файл

конкуренция.docx

— 111.19 Кб (Скачать)

Это обстоятельство, в свою очередь, порождает необходимость  изучения структуры соответствующих  рынков и ее учета при формировании мер

государственной конкурентной политики.

Во-вторых, в  условиях конкуренции необходимо существование  имущественно и организационно независимых покупателей товаров в количестве, достаточном для формирования некоторого уровня платежеспособного

спроса. Независимые  покупатели могут быть конечными  потребителями того

или иного товара либо посредниками при его реализации. Для осуществления реальной независимости  посредников необходимо, чтобы они  поставляли свой товар имущественно и организационно независимым потребителям.

Количество покупателей  на рынке, достаточное для создания конкурентной

среды, зависит  от вида товара, характера его потребления  и уровня спроса.

Число независимых  потребителей может увеличиваться  с помощью:

выделения самостоятельных  субъектов-потребителей из состава  юридического лица; выделения самостоятельных  каналов товародвижения;

использования для продажи товаров различных  публичных форм реализации продукции (аукционы, биржи, тендеры, торги, ярмарки).

Данные проблемы также нуждаются в детальной  проработке и решении

в рамках государственной  конкурентной политики.

В-третьих, конкуренция  предполагает, что поставщики и потребите-

ли действуют  экономически независимо (без сговоров и горизонтальных

соглашений). Противоправные сговоры необходимо пресекать на основе

эффективного  антимонопольного законодательства с  учетом особенностей

как материально-правовых, так и процессуальных (процедурных) норм.

И, наконец, в-четвертых, в условиях действительной конкуренции  отсутствуют экономические и  другие препятствия в доступе  к сырью, мате-

риалам, капиталам, трудовым ресурсам, технологиям, информационному

обеспечению рыночных отношений и другим производственным ресурсам.

Для входа на рынок не должно быть барьеров в  виде территориальных, правовых, имущественных  и других экономических ограничений. Современная

государственная конкурентная политика должна способствовать сокращению таких барьеров.

Однако реализация всех этих требований к добросовестной и эффективной конкуренции встречает  в России существенные препятствия  и поэтому

протекает весьма вяло, о чем свидетельствуют и  независимые международные оценки индекса экономической свободы  в России. Так, по данным авторитетной международной организации Heritage Fоundation, российская экономика свободна лишь на 54%3. В силу такого скромного результата, Россия в 2007 г. занимает в мировом рейтинге экономической свободы лишь 120-е место (из 157 позиций), отставая по этому показателю даже от таких стран, как Эфиопия, Эквадор, Танзания и Доминиканская Республика. Особое беспокойство вызывает угрожающе низкая степень предпринимательской свободы (речь идет о свободе открытия / закрытия бизнеса и свободе получения различных лицензий и разрешений), а также свободы от коррупции, которые тесно связаны с уровнем входных барьеров на рынке.

Для изменения  ситуации в лучшую сторону в самое  ближайшее время

необходимо: выработать, нормативно закрепить и провести в жизнь активную и

стимулирующую конкурентную политику государства;

осуществить реформирование в сторону либерализации рынков электроэнергетики, железнодорожного и водного транспорта, гражданской  авиации и связи;

усовершенствовать и создать эффективный правовой судебно-административный механизм охраны и защиты конкуренции.

Конкуренция, как  объект государственной конкурентной политики,

нуждается в  тщательном изучении. Сама конкурентная политика также

должна стать  предметом пристального внимания ученых и практиков.

При этом главным  недостатком современной конкурентной политики в России

(если исходить  из того, что такая политика  вообще существует) является

ее бессистемность и оторванность от контекста, ценностей  и целей общей

экономической политики государства. Кроме того, нет  ясности и относительно правовых оснований, границ и инструментов осуществления  такой

государственной политики. С учетом вступления России в ВТО, предстоит

также определить роль и место набирающего силу и эффективность отечественного антимонопольного органа в разработке и реализации как государственной конкурентной политики, так и общей экономической политики в целом, а также антимонопольного законодательства.

В 2006 г. Федеральная  антимонопольная служба России была впервые включена в Рейтинг эффективности  конкурентных ведомств, составленный авторитетным международным изданием «Всемирный обзор конкуренции», что свидетельствует о повышении эффективности деятельности этого ведомства.

С точки зрения объекта правовой защиты, конкуренция  также имеет

свои особенности5, которые необходимо учесть как в  процессе проведения

государственной конкурентной политики, так и при  совершенствовании

российского конкурентного  права. В этом смысле конкуренция  должна соответствовать требованиям  добросовестности и свободы. Добросовестность и

свободу экономической  конкуренции обеспечивают активная и адекватная

государственная конкурентная политика и конкурентное (антитрестовское,

антимонопольное) право.

В России первый антимонопольный закон появился в 1991 г., послужив

основой для  издания других нормативных правовых актов в сфере конкуренции. Будучи одним из самых стабильных законов, этот акт неоднократно

претерпевал существенные изменения и дополнения. С 1995 г. в  нашей стране законодательно урегулирована  деятельность субъектов естественных

монополий. Процесс  формирования и развития законодательства о конкуренции будет продолжаться и далее. Постепенно нарабатывается административная и судебная практика применения этого законодательства. В вузах

ведется обучение будущих юристов и экономистов, способных реализовать

потенциал в  сфере антимонопольной защиты общества. Все это диктует необходимость  всестороннего изучения, активной пропаганды и дальнейшего

совершенствования конкурентного права Российской Федерации.

Существенным  шагом в направлении такого совершенствования  стал

Федеральный закон  «О защите конкуренции», вступивший в  силу в октябре 2006г. Данный закон  оформил унификацию российского  антимонопольного законодательства, развил процедурные и охранительные  нормы, скорректировал сущностные институты  отечественного конкурентного права  и

сократил сферу  государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией (с 90% хозяйствующих субъектов до 10%). 
 

Однако и в  нем (спустя 15 лет после принятия первого российского антимонопольного закона) не удалось преодолеть все  имеющиеся недостатки российского  антимонопольного законодательства.

Перечисленные выше корректировки не прошли бесследно  для формы

и содержания норм права о конкуренции. В результате, сегодня антимонопольное законодательство России вбирает в себя различные (зачастую противоречивые) ценности, цели и тенденции. Реализация многих из этих

ценностей и  целевых установок способствует устранению барьеров в сфере

правового регулирования  конкуренции и усиливает его  эффективность. Но

одновременно  с этим в практике реализации обновленного и усовершенствованного антимонопольного законодательства России возникают  и разнообразные юридические проблемы. Так, например, несмотря на применение единообразных правовых категорий, законодателю не удалось достичь

полной унификации понятийного аппарата российского  антимонопольного законодательства. Причиной этому послужили как объективные  обстоятельства (особые условия функционирования отдельных разновидностей рынков и  специальные цели регулирования  конкуренции на них), так и

субъективные (лоббирование особых корпоративно-групповых интересов).

Все они выразились в противоположном по отношению  к унификации явлении — дифференциации правовых норм о защите конкуренции (конкурентно-правовых норм). В дальнейшем предстоит исключить необоснованную дифференциацию антимонопольного регулирования. При этом одним из способов решения  проблем современного конкурентного  права России может стать принятие в обозримой перспективе системного и всесторонне проработанного нормативно-правового  акта — Конкурентного кодекса  Российской Федерации.

Еще одной настоятельной  необходимостью в сфере развития конкурентного права России является изучение и обдуманное применение зарубежного  опыта в этой сфере. В настоящее  время законы о защите конкуренции  приняты более чем в 90 государствах — членах ООН. Поэтому этот опыт обладает значительной ценностью и  его необходимо учитывать при  формировании конкурентной политики Российского  государства, выполняющего свою конституционную  функцию обеспечения добросовестной конкуренции.

Кроме того, при  совершенствовании отечественного конкурентного

права необходимо учесть многогранный опыт развитых стран  по использованию института саморегулирования  профессиональной и предпринимательской  деятельности. Прежде всего речь идет об использовании

корпоративных стандартов и отработанной системы  корпоративной ответственности  предпринимательского и профессионального  сообщества.

По поводу применения подобных стандартов в отношении  защиты интересов участников таких  сообществ сложилась устойчивая международная

судебная практика, использование которой целесообразно  и в Российской

Федерации. Разумное сочетание систем государственного регулирования

и саморегулирования  предпринимательской и профессиональной деятельности, основанное на высоком  профессионализме сторон, взаимной (в  том

числе финансовой) ответственности, применении современных стандартов,

механизмов и  технологий регулирования, позволит создать  условия для

добросовестной  конкуренции и снижения уровня коррупции. Особым образом следует учитывать, что изучение и выбор подходящих для российской экономической действительности правовых конструкций (моделей) реализации антимонопольной политики должны строиться, прежде всего, на выявлении общих  понятий и категорий, установлении правил их сопоставимости и допустимости сравнения. Это сложная и многогранная задача, т. к. она предполагает изучение таких параметров, как содержание правовых норм и понятий, их взаимосвязь  с другими правовыми категориями  и экономическими реалиями, правовые механизмы реализации отдельных принципов и правил обеспечения добросовестной конкуренции, социально-экономические условия реализации изучаемых экономико-правовых моделей. Необходимо также учесть, что законодательные акты и практика их применения в разных странах отличаются большим разнообразием, что осложняет их сравнение, а также получение обобщающих выводов. Кроме того, затруднительной становится выработка унифицированных и нейтральных с точки зрения экономической политики государства правил добросовестной конкуренции. При этом сравнительный анализ для антимонопольного законодательства России актуален вдвойне, поскольку в настоящее время в нашей стране ощущается недостаток современных фундаментальных сравнительно-правовых исследований по проблеме регулирования конкуренции. Все эти проблемы свидетельствуют о необходимости: проведения комплексных экономико-правовых исследований в области конкуренции; разработки научно-обоснованной концепции государственной конкурентной политики; выработки предложений по совершенствованию норм российского конкурентного права с учетом зарубежного опыта и современных тенденций развития этой отрасли правового регулирования в зарубежных странах.

Информация о работе 5 сил конкуренции