Управление запасами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

В современном бизнесе менеджмент, связанный с управлением заказами, становится критическим с точки зрения потребительского сервиса. Многочисленными исследованиями установлено, что время на выполнение таких процедур как прием, подготовка, передача, обработка, мониторинг заказов составляет от 50 до 70 % общего цикла его выполнения для большинства предприятий. Поэтому для повышения качества обслуживания потребителей и скорейшего удовлетворения их ожиданий необходимо сокращать время и количество составляющих цикла за счет более эффективного менеджмента.

Содержание

Введение 3
1. Роль и значение запасов 4
2. Экономическая сущность запасов и их классификация 6
3. Цели, задачи и функции управления запасами 12
4. Системы управления запасами на фирмах 15
5. Основные системы управления запасами 24
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

логистика.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

     По  отношению к базисным логистическим активностям  запасы подразделяются на запасы в снабжении, производственные запасы, сбытовые (товарные) запасы в системе дистрибьюции и совокупные товарно-материальные запасы.

     Запасы  в снабжении –  это материальные ресурсы, находящиеся  в логистических  каналах (цепях) от поставщиков  до материальных складов  товаропроизводителя, предназначенные  для обеспечения  производства готовой продукции.

     Производственные  запасы – это запасы сырья, материалов и  незавершенного производства, предназначенные  для обеспечения  производственной программы  в пределах производственно-технологических  подразделений фирмы.

     Сбытовые (товарные) запасы – это запасы готовой продукции, находящиеся на складах фирмы-производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для удовлетворения спроса потребителей (продажи).

     Снабженческие, производственные и  сбытовые запасы составляют совокупные товарно-материальные запасы фирмы, являющиеся объектом оптимизации логистического менеджмента с позиции общих издержек.

     По  отношению к комплексным логистическим функциям можно выделить складские, транспортные и запасы грузопереработки.

     Складские запасы – это запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы как внутрифирменных, так и логистических посредников.

     Транспортные  запасы (запасы в  пути, транзитные запасы) – это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессии транспортировки от одного звена логистической системы к другому или в пределах одного из них.

     К специфическим складским  запасам относятся  запасы в процессе грузопереработки без  логистической операции хранения (например, перевалка в одном транспортном узле с одного вида транспорта на другой, консолидация, сортировка и др.)

     По  функциональному  назначению запасы подразделяются на текущие, страховые (гарантийные), подготовительные и  сезонные.

     Текущий запас – основная часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для обеспечения непрерывности процесса производства (сбыта) между двумя смежными поставками.

     Страховая, или гарантийная, часть запасов  производственных и  сбытовых предназначена для сведения к минимуму логистических и финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на выпускаемые товары, невыполнением договорных обязательств по поставкам сырья и материалов (нарушением сроков, объемов поставок, качества поставляемых ресурсов и т.п.), сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами.

     Подготовительный  запас – часть  производственного (сбытового) запаса, предназначенная  для подготовки сырья, материалов или готовой  продукции к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных функций по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, рихтовке и т.д.) к потреблению.

     Сезонные запасы – это запасы сырья, материалов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса и характера производства.

     Запасы  продвижения готовой  продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в СМИ. Эти запасы должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на товары фирмы.

     Спекулятивные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов обычно создаются фирмами в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.

     Устаревшие (неликвидные) запасы, как правило, образуются, когда товары не находят сбыта. Задачей логистического менеджмента является предотвращение возможности появления таких запасов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Цели, задачи и функции управления запасами 

     При управлении запасами в логистике  к формированию и поддержанию  запасов предъявляются следующие  требования:

  1. Размер запаса должен быть достаточным для обеспечения непрерывности процессов производства и обращения, т.е. непрерывности потока товарно-материальных ценностей.
  2. Запас должен быть максимально сокращен, а его мобильность должна быть максимально высокой, так как это равнозначно сокращению издержек как в сфере производства, так и в сфере обращения.
  3. Издержки, связанные с обретением и хранением запасов, должны стремиться к минимуму, что должно обеспечить снижение потерь от иммобилизации оборотных средств в запасах.

     Проблема  управления запасами конкретизируется в следующих вопросах:

    1. Какой уровень запасов нужно иметь на каждом предприятии для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителей?
    2. В чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и уровнем запасов в логистической системе?
    3. Какие объемы запасов должны быть созданы на каждой стадии логистического и производственного процесса?
    4. Должны ли товары отгружаться непосредственно с предприятия?
    5. Существует ли компромисс между выбранным способом транспортировки и запасом?
    6. Каковы общие уровни запасов на данном предприятии, связанные со специфическим уровнем обслуживания?
    7. Как изменяются затраты на поддержание запасов в зависимости от изменения количества складов?
    8. Как и где следует размещать страховые запасы?

     Управление  запасами в логистике  включает достижение следующих основных целей:

      1. Рационального размещения запасов в сфере производства и потребления.
      2. Формирования оптимального объема, структуры и уровня запасов.
      3. Оперативного учета и контроля над состоянием запасов.
      4. Оперативного регулирования запасов в различных звеньях логистической цепи.

     Следовательно, проблема оптимизации  запасов в логистике  заключается в  нахождении компромисса  между двумя разноплановыми требованиями: сокращением  размеров запасов, недопущение дефицита и бесперебойным товароснабжением.

     Достижение  указанных целей  предполагает решение  следующих задач:

    1. Совершенствования нормирования расхода материальных ресурсов и запасов в сфере производства и обращения.
    2. Ускорения продвижения ресурсов от места производства до места потребления.
    3. Ускорения оборачиваемости запасов во всех звеньях товародвижения.
    4. Доведения уровня запасов до необходимого минимума и ограничения времени их нахождения на складах минимальными сроками.
    5. Минимизации запасов сырья, материалов и готовой продукции.
    6. Вовлечения в хозяйственный оборот и максимального использования сверхнормативных, неликвидных материальных ресурсов.
    7. Разработки и внедрения автоматизированных логистических систем управления запасами.

     Функции логистического управления запасами укрупненно образуют две группы:

      • Оперативные функции;
      • Координационные функции.

     Оперативные функции логистического управления запасами связаны с непосредственным управлением движением  материальных потоков  в сфере снабжения, производства и распределения и включают в себя:

  • управление движением сырья и материалов;
  • управление движением отдельных частей;
  • управление движением комплектующих;
  • управление движением готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.

     Функции логистической координации  включают в себя:

  • Выявление и анализ потребности в материальных ресурсах для осуществления хозяйственной деятельности предприятия.
  • Анализ рынков поставок и сбыта товаров, на которых действует предприятие, прогнозирование поведения участников этих рынков.
  • Обработку данных, касающихся заказов и потребностей клиентов.

     Все вышеперечисленные функции координации  невозможны без оптимизации величины материальных и товарных запасов, что, в свою очередь, подразумевает планирование их величины, анализ и оценку их фактического состояния, контроль и только затем приведение фактического состояния к желаемому, то есть координацию. 
 
 
 
 
 
 
 

       4. Системы управления запасами на фирмах

       В условиях обострившейся конкуренции среди мер, с помощью которых можно обеспечить рационализацию производства и усовершенствовать его технологию, следует выделить снижение времени на прохождение изделий и запасов в цехах и на складах. Применяемые сегодня для этого системы управления производством всегда удовлетворяют требованиям рынка. К их основным недостаткам следует отнести:

       слишком большие отклонения сметного планирования от реального положения дел, несмотря на значительные затраты на электронную  обработку данных и систему в целом;

       отсутствие  возможностей эффективно влиять на производительность, сроки прохождения цикла и  необходимый уровень запасов;

       - недостаточная свобода действий  планирующих структур и связанных  с планированием сотрудников.

       Как показывает зарубежный опыт, в промышленно развитых странах эффективное время обработки детали составляет максимально 20% от времени прохождения цикла. Это свидетельствует о весьма длительном нахождении детали в производстве в полу готовом виде и приводит к созданию больших запасов, а соответственно и росту затрат на них. Исследования, проводимые в ряде западных стран, дают основания утверждать, что ожидаемая прибыль от каждого процента сокращения уровня запасов может быть приравнена к 10-процентному росту оборота.

       В настоящее время значительно  возросли требования рынка к параметрам изделий, и, прежде всего к их качеству. Произошло это вследствие преобладания предложения над спросом, наличии  избыточных производственных мощностей  и т.д. Отсюда следует, что успеха в конкурентной борьбе может достигнуть тот, кто наиболее рациональным образом построил свое производство, так что его экономические показатели находятся на оптимальном уровне. Эта цель достигается, кроме прочих мер, путем:

       а) снижения затрат, связанных с созданием и хранением запасов;

       б) сокращения времени поставок;

       в) более четкого соблюдения сроков поставки;

       г) увеличения гибкости производства, его  приспособленности к условиям рынка;

       д) повышения качества изделий;

       е) увеличения производительности.

       В последние годы произошло заметное усовершенствование методов производства, что позволило снизить производственные расходы. Дальнейшая экономия средств, как уже отмечалось выше, может быть достигнута, если будут реализованы резервы, заложенные в рационализации обеспечивающих процессов. Прежде всего, это относится к оптимизации запасов. Решения, принимаемые руководством фирм в этой области, в конечном счете касаются каждого отдельного вида товара или предмета хранения, конкретная единица которых, подлежащая контролю, называется «единицей учета запасов» (е.у.з.).

       Изучение  реально действующих систем управления запасами, состоящих из многих е.у.з., показало, что существует статистическая закономерность, определяющая размеры  потребности в видах товаров, представленных в запасах. Типично положение, когда на примерно 20% е.у.з. приходится 80% объема спроса в денежном выражении. При этом для запасов товаров широкого потребления характерна меньшая концентрация е.у.з. высокой стоимости, чем для запасов товаров промышленного назначения. Отсюда следуете что все е.у.з., составляющие запасы фирмы, не должны контролироваться на одном уровне.

Информация о работе Управление запасами