Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:17, курсовая работа
Цель работы: изучить политику управления запасами на предприятии, проанализировать эффективность данной политики, выявить ее основные недостатки и разработать предложения для их устранения.
Введение………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы управления запасами на предприятии…………..6
1.1 Запасы: понятие, классификация, функции………………..…………….6
1.2 Основные системы управления запасами……………………………..…8
1.3 Понятие и определение экономического объема запаса………………..12
2 Основные аспекты управления запасами на производственном предприятии ОАО «КП»………………...……….15
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………15
2.2 Анализ применяемого на предприятии метода управления запасами ....17
3 Оптимизация существующего метода расчета объема заказа на предприятии …………………..………………….20
3.1 Расчет экономичного объема заказа с использованием формулы Уилсона …………………………20
3.2 Модификация расчета экономичного размера заказа с учетом дефицита запаса …………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованных источников………………………………………..28
Приложение А Основные технико-экономические показатели работы предприятия за 2010-2012 годы………………………………………………..29
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Белорусский государственный экономический университет»
Кафедра логистики и ценовой политики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Управление запасами
на тему: Управление запасами на производственном
предприятии
(на примере ОАО «Красный пищевик»)
Студент
ФМк, 4 курс, ДМЛ-2 ______________ К.О. Сердюк
Руководитель
МИНСК 2012
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 30 с., 7 рис., 2 табл., 13 источников, 1 прил.
ЛОГИСТИКА, ЗАПАСЫ, ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КОНСОЛИДАЦИЯ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, НОРМИРОВАНИЕ, ДЕФИЦИТ, ЭФЕКТИВНОСТЬ, ОПТИМИЗАЦИЯ
Объект исследования - производственные запасы предприятия ОАО «Красный пищевик».
Предмет изучения – система управления производственными запасами на предприятии ОАО «Красный пищевик».
Цель работы: изучить политику управления запасами на предприятии, проанализировать эффективность данной политики, выявить ее основные недостатки и разработать предложения для их устранения.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, графический, табличный.
Исследования и разработки: изучена существующая методика управления запасами предприятия, выявлены недостатки, разработаны конкретные предложения по повышению эффективности управления запасами.
Область возможного практического применения: применение логистического подхода при управлении запасами на ОАО «Красный пищевик» и других предприятиях, выпускающих аналогичную продукцию.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
___________________
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
4 |
1 Теоретические основы управления запасами на предприятии………….. |
6 |
1.1 Запасы: понятие, классификация, функции………………..……………. |
6 |
1.2 Основные системы управления запасами……………………………..… |
8 |
1.3 Понятие и определение экономического объема запаса……………….. |
12 |
2 Основные аспекты управления запасами на производственном предприятии ОАО «КП»………………...……………………………….. |
15 |
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………… |
15 |
2.2 Анализ применяемого на предприятии метода управления запасами .... |
17 |
3 Оптимизация существующего
метода расчета объема заказа на предприятии
…………………..…………………..………………………….. |
20 |
3.1 Расчет экономичного объема заказа с использованием формулы Уилсона ………………………………………………………………………… |
20 |
3.2 Модификация расчета экономичного размера заказа с учетом дефицита запаса …………………………………………………..…………… |
22 |
Заключение…………………………………………………… |
26 |
Список использованных источников……………………………………….. |
28 |
Приложение А Основные технико-экономические показатели работы предприятия за 2010-2012 годы……………………………………………….. |
29 |
ВВЕДЕНИЕ
При любом процессе производства и распределения материальных ценностей неизбежно возникают запасы. Это правило относится ко всякой отрасли экономики и сфере бизнеса, причем в настоящее время стоимость «производства» продукта иногда составляет всего 30 % от его конечной цены, а в остальных 70 % значительную долю занимают запасы и все связанное с ними. От политики управления запасами зависит объём затрат, а соответственно и прибыли предприятия. Вот почему запасам на любом предприятии должно уделяться значительное внимание.
Запасы – экономическая
категория, под которой понимается
часть предметов труда, промежуточных
и конечных продуктов, находящихся
на различных стадиях
Основными причинами создания запасов являются следующие:
Целью создания запасов является обеспечение непрерывности поступления материальных ресурсов в производственный процесс, а также возможность непрерывной реализации готовой продукции.
«Эффективное управление
запасами позволяет
Управление запасами является
ключевым звеном, которое способно
как увеличить прибыль, так и
свести на нет все достижения успешного
предприятия. Данная часть управления,
как правило, имеет значительные
резервы повышения
В вышесказанном выражается актуальность данной темы.
В качестве объекта исследования выступают производственные запасы ОАО «Красный пищевик», предмета – система управления производственными запасами на этом предприятии.
Цель курсовой работы – изучить политику управления запасами на предприятии, проанализировать эффективность данной политики, выявить ее основные недостатки и разработать предложения для их устранения.
Задачами в достижении поставленной цели являются:
- раскрыть сущность понятия
запасов, основных систем
- проанализировать существующую политику управления запасами на предприятии;
- сделать оценку эффективности
существующей политики
Для решения этих задач была изучена и проанализирована различная литература. В качестве использованных источников выступали периодические издания, в них наиболее полно описывается актуальность этой темы, а также рассматривается управление запасами в контексте отдельных предприятий. Так же в качестве информационной базы были использованы учебные пособия, научные издания, словари, работы отечественных и зарубежных экономистов, данные статистической отчетности и практические материалы работы предприятия, электронные ресурсы.
В данной работе применялись методы сравнительного анализа, сбора и группировки статистических данных, математической статистики, сравнения данных, экономико-математические, анализа и синтеза.
1 Теоретические основы управления запасами на предприятии
Запасы – экономическая
категория, под которой понимается
часть предметов труда, промежуточных
и конечных продуктов, находящихся
на различных стадиях
Имеется ряд классификаций запасов, которые помогают детализировать решения в сфере управления запасами. Выделяют следующие основные признаки классификации [2, тема 3, с. 1].
По месту нахождения запасы делятся на:
- производственные (формируются в промышленных предприятиях, предназначены для производственного потребления и должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса);
- товарные (находятся у предприятий-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения у производителей и торговых компаний; необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией).
По видам товарно-материальных ценностей запасы могут включать:
- сырье и материалы;
- производственные запасы (запасы незавершенного производства) и комплектующие;
- готовую продукцию;
- вспомогательные материалы и т.п.
По исполняемым функциям подразделяются на:
- Текущие
Текущие запасы обеспечивают непрерывность поступления материальных ресурсов в производственный процесс, а также возможность непрерывной реализации готовой продукции предприятиями–изготовителями и организациями торговли в период между поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется.
- Подготовительные
Подготовительные (буферные) запасы требуют дополнительной подготовки перед использованием в производстве (сушка древесины, например). Подготовительные запасы готовой продукции вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям.
- Гарантийные (страховые и резервные)
Гарантийные (страховые или резервные) запасы предназначены для непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае непредвиденных обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть, например, отклонения в периодичности и в величине поставок от запланированных, задержки поставок в пути, изменения интенсивности потребления и др. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов является постоянной величиной. При нормальных условиях работы эти запасы являются неприкосновенными.
- Сезонные
Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке.
- Рекламные
Рекламные запасы (для продвижения) создаются и поддерживаются в каналах распределения для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику. Они связаны с широкомасштабными рекламными мероприятиями.
- Спекулятивные
Спекулятивные запасы создаются в целях защиты от возможного повышения цен или введения протекционистских квот или тарифов, а также, чтобы использовать конъюнктуру рынка для получения дополнительной прибыли.
Запасы – это крупнейшая область «занятости» активов, которая при этом вроде бы приносит минимальную отдачу от вложенного капитала. Корпоративные отчеты о прибылях и убытках никогда не показывают истинной величины издержек и выгод от вложений в запасы. Каждый доллар, вложенный в запасы, нужно соотносить с другими ресурсами логистики, дабы убедиться в их эффективном влиянии на общие издержки. Чтобы понять смысл значимости запасов, нужно проанализировать четыре их главные функции [3, с. 234]:
Запасы обеспечивают географическую
специализацию отдельных
Вторая функция реализуется
путем накопления запасов незавершенной
продукции «на границе» между
разными стадиями производственного
процесса и тем самым обеспечивают
максимальную эффективность производства
на отдельном предприятии. Эта функция
позволяет выпускать и
Связана с существованием разрыва во времени между производством и потреблением. Наиболее явным примером является сезонная продукция. Накопление запасов позволяет устранить зависимость массового производства и потребления от фактора сезонности. Уравновешивающая функция предполагает вложение средств в создание запасов, которые должны полностью распределиться в течении сезона.
Функция страховых, или буферных,
запасов заключается в
Таким образом, перечисленные функции предопределяют величину инвестиций в запасы, необходимую для выполнения планов предприятия. При любой конкретной стратегии производства и маркетинга объем запасов можно сократить только до уровня, обеспечивающего реализацию четырех функций запасов. Запасы сверх этого минимального уровня являются избыточными.