Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:27, курсовая работа
Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.
Для реализации поставленной цели в работе реализуем следующие задачи:
• изучить теоретическую литературу по вопросам управления торгово-технологического процесса;
• охарактеризовать составные элементы торгово-технологического процесса ;
• проанализировать материально-техническую базу конкретного предприятия розничной торговли «Магнит»;
• охарактеризовать технологическую планировку его помещений;
• выявить требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы
торгово-технологического процесса в магазине;
• изучить оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале
предприятия.
Объектом исследования является торгово-технологический процесс в розничном торговом предприятии.
Предмет исследования выбран магазин розничной торговли супермаркета «Магнит».
Введение………………………………………………………………….2
1. Теоретические аспекты планирования и организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии
1.1 Сущность организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии……………………………………………5
1.2 Составные элементы торгово-технологического процесса………11
2. Применение аспектов планирования и организации торгово-технологического процесса в магазине «Магнит»
2.1 Технико-экономическая характеристика магазина……………….19
2.2 Организация торгово-технологического процесса………………...22
Заключение……………………………………………………………...31
Список используемой литературы……………………………………32
Второй
вариант технологического процесса
включает хранение товаров, для чего
требуются специальные
В
торговом зале продовольственных товаров
супермаркета «Магнит» используется линейная
поперечная расстановка оборудования.
Она позволяет четко
Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Она осуществляется материально ответственными лицами по количеству и качеству – заведующими отделами, секциями, товароведами – на основании сопроводительных документов.
Приемка товаров по количеству и качеству в супермаркете «Магнит» осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», если в договорах поставки не предусмотрен другой порядок приемки товаров.
Приемка
товаров по количеству – это сверка
массы, числа мест, единиц фактически
поступивших товаров с
Приемка товаров по качеству – это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт.
Размещение ассортимента товаров должно обеспечивать рациональную организацию продажи, создавать благоприятные условия для закупки товаров и организации работы магазина; отвечать требованиям психологии торговли, создавать активный показ и предложение спроса на товары; способствовать рациональному направлению потока покупателей. Физическая нагрузка на работников магазина должна быть сведена до минимума.
В супермаркете «Магнит» при
размещении ассортиментных
Размещение и выкладка товаров с учетом частоты совместных покупок способствуют росту товарооборота. С учетом частоты приобретения различных товаров, напряженности покупательского потока в зоне их размещения, габаритных размеров и потребительских свойств.
Так как в данном магазине для выкладки товаров широко применяют контейнеры, необходимо учитывать не только площадь выкладки, но и ее объем. Применение контейнеров значительно увеличивает количество выкладываемых в торговом зале товаров.
При размещении и выкладке товаров очень важно избежать монотонности рядов оборудования. Необходимо учитывать различные цвета упаковки товаров, их размеры, изменять расстояние между полками горок в одном ряду, использовать различные средства рекламы. Покупатель обращает особое внимание на цветовые пятна в товарных рядах, на те места, где изменена высота полок.
Из всех способов выкладки в «Магните» чаще всего применяют горизонтальный и вертикальный. При горизонтальном способе выкладки каждой группе или подгруппе товаров отводится одна полка, например: верхняя – для одного наименования печенья, средняя – для другого, нижняя – для третьего. Так как покупатели прежде всего обращают внимание на товары, размещенные на оптимальной высоте, то товары, пользующиеся наибольшим спросом, размещают на нижних полках. На уровне глаз помещают товары, пользующиеся незначительным спросом. На самые нижние полки или в передвижные контейнеры, которые устанавливают под рядами полок, выкладывают крупные и грузоемкие товары.
При вертикальном способе выкладки плоскость горки делят на три-четыре части и заполняют различными товарами. Одноименные товары, таким образом, располагают друг под другом. Вертикальная выкладка является более эффективной. При таком расположении товара покупатель затрачивает значительно меньше времени на осмотр, торговый зал приобретает более привлекательный вид. Широкое применение в супермаркете «Магнит» получила также выкладка товаров навалом в корзинах, на полках, открытых холодильных прилавках.
При выборе товара надо предоставить покупателю возможность ознакомиться с содержанием коробки, пачки, пакета. Для этого на полке рядом с товарами в непрозрачной упаковке в данном магазине помещают одну - две открытые коробки, затянутые сверху целлофаном или полиэтиленовой пленкой.
Все образцы товаров в торговом зале супермаркета «Магнит» снабжены хорошо оформленным указателем цен, напечатанным четким и крупным шрифтом, или ценниками с наборными цифрами. На всех ценах обязательно указывают наименование товара. Ценники часто снабжают фирменными знаками, марками.
В торговом зале супермаркета «Магнит» товар, предварительно взвешенный, расфасованный и промаркированный, выкладывают на стеллажах, в открытых холодильных прилавках, контейнерах и другой таре-оборудовании.
Покупатели отбирают товары самостоятельно. По просьбе покупателей им может быть оказана помощь в выборе товаров или дана консультация находящимся в торговом зале контролером.
Следует отметить, что движение покупателей в торговом зале данного магазина осуществляется против часовой стрелки, что создает им лучшие условия для отбора товаров, а работникам для их обслуживания.
При распределении площади между товарами при их экспонировании полностью учитывается частота их приобретения. В частности, в супермаркете «Магнит» используется оптимальная последовательность размещения товаров в торговом зале: в начале пути перед мясным и рыбным отделами расположены фрукты и овощи; мясной и рыбный отделы размещены в глубине торгового зала; кондитерские изделия расположены в конце линии по продаже хлебобулочных изделий; непродовольственные товары расположены в конце пути покупателя (см. Приложение Б).
Несколько лет назад руководство супермаркета «Магнит» начало использовать идею компании «Кного корпорейшн», выпускающей ярлыки с невидимой магнитной проволочкой. Эта проволочка дезактивируется при оплате в расчетных узлах. Такой ярлык дает сигнал тревоги на выходе, если он не прошел через расчетный узел. Также расчетные узлы рассматриваемого магазина были оборудованы сканирующими устройствами, которые считывают всю необходимую информацию со штрихового машиночитаемого кода на упаковке товара или этикетке и используют ее для расчета с покупателем.
При
сканировании регистрируется огромное
количество оперативной информации,
которую руководство
Процесс продажи в супермаркете «Магнит» организуется следующим образом. Данный супермаркет строился именно из расчета системы самообслуживания покупателей. Значительный экономический эффект при самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его товарооборота и валового дохода, ощутимого сокращения численности торговых работников и повышения производительности их труда, снижения уровня издержек обращения. К числу преимуществ метода самообслуживания следует отметить его универсальность. Методом самообслуживания можно продавать подавляющее большинство продовольственных и непродовольственных товаров.
При
входе в магазин покупатель берет
инвентарную корзину или
Согласно основным правилам работы данного магазина работникам магазина самообслуживания не разрешается при входе покупателей в зал обязывать их оставлять свои личные вещи. Не разрешается также требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретенных в других магазинах, ставить на них штампы или делать другие отметки.
Если покупатель не выполняет правила, обязывающие его отбирать товары в инвентарную корзину (тележку), контролеры-кассиры не должны обслуживать такого покупателя.
При расчете покупатель ставит инвентарную корзину с отобранными товарами на кассовый прилавок. Контролер-кассир проверяет их цену и стоимость, перекладывает товар в пустую корзину, постоянно находящуюся на кассовом прилавке, регистрирует на кассовой машине стоимость покупки, четко называет ее стоимость и сумму полученных денег, которые кладет на виду у покупателя, выдает сдачу и чек одновременно и после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в денежный ящик.
Расчет за все товары, приобретаемые в супермаркете «Магнит», в том числе и за отпущенные через прилавки обслуживания, производится только в едином узле расчета. Не разрешается требовать от покупателей предварительной оплаты товаров, продаваемых через прилавки обслуживания (с продавцами).
Работникам магазина запрещается применять двойной контроль при выходе покупателей (проверку правильности оплаты покупки), а также проверять их личные вещи (сумки, портфели и т. п.).
Одно
из важнейших принципов
Заключение
Эффективное и устойчивое развитие торговых предприятий невозможно без выполнения комплексных мер по планированию и организации торгово-технологического процесса.
Рассматривая вопросы планирования и организации торгово-технологического процесса на уровне торгового предприятия можно сформулировать ряд вопросов.
Организация является основой эффективной деятельности предприятия, выявляет сильные и слабые стороны деятельности предприятия, позволяет объективно оценить свой потенциал и соотнести его с поставленными целями.
Опыт показывает, что планирование и организация устанавливают оптимальные показатели хозяйственной деятельности.
Необходимо
отметить, что организация торгово-
Создавая максимальные удобства для покупателей и условия для сохранности товаров обеспечивается эффективность работы магазина.
Изучая материал по данной теме можно отметить, что данное торговое предприятие (ОАО «Магнит») тщательно планирует и организует свою деятельность. Ведется эффективная финансово-хозяйственная деятельность, улучшается использование имущественного и трудового потенциала.
Таким
образом, внедряя современные методы
продажи товаров, внедряя передовой
опыт, происходит обеспечение перспективных
потребностей покупателей.
Список используемой литературы
Информация о работе Торгово-технологический процесс в магазине