Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:27, курсовая работа
Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.
Для реализации поставленной цели в работе реализуем следующие задачи:
• изучить теоретическую литературу по вопросам управления торгово-технологического процесса;
• охарактеризовать составные элементы торгово-технологического процесса ;
• проанализировать материально-техническую базу конкретного предприятия розничной торговли «Магнит»;
• охарактеризовать технологическую планировку его помещений;
• выявить требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы
торгово-технологического процесса в магазине;
• изучить оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале
предприятия.
Объектом исследования является торгово-технологический процесс в розничном торговом предприятии.
Предмет исследования выбран магазин розничной торговли супермаркета «Магнит».
Введение………………………………………………………………….2
1. Теоретические аспекты планирования и организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии
1.1 Сущность организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии……………………………………………5
1.2 Составные элементы торгово-технологического процесса………11
2. Применение аспектов планирования и организации торгово-технологического процесса в магазине «Магнит»
2.1 Технико-экономическая характеристика магазина……………….19
2.2 Организация торгово-технологического процесса………………...22
Заключение……………………………………………………………...31
Список используемой литературы……………………………………32
В связи с этим, если позволяют условия, целесообразно использовать метод самообслуживания.
Самообслуживание - метод розничной продажи, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.
Самообслуживание
позволяет ускорить операции по продаже
товаров, увеличить пропускную способность
магазинов, расширить объем реализации
товаров. Этот метод предусматривает
свободный доступ покупателей к
выложенным в торговом зале товарам,
возможность самостоятельно осматривать
и отбирать их без помощи продавца,
что позволяет более
В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. [7, c.187]
Продажа товаров по образцам - это метод розничной продажи, основанный на свободном доступе и выборе товаров покупателем по образцам, выставленным в торговом зале, их оплате и получении соответствующих образцам товаров с возможной доставкой на дом (по желанию покупателя).
Этот метод позволяет на сравнительно небольшой площади торгового зала представить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Рабочий запас может формироваться на рабочем месте продавца, в кладовых магазина, складах производителя или оптового продавца. Этот метод широко используется при реализации мебели, холодильников, телевизоров, тканей, осветительных приборов, музыкальных инструментов и технически сложных товаров. [7, c. 191]
Широкое распространение в розничной торговле получила продажа товаров с открытой выкладкой. Это метод, при котором товары открыто выложены в торговом зале и к ним обеспечен свободный доступ, но окончательное обслуживание требует "вмешательства" продавца. Следовательно, ознакомление покупателей с имеющимся ассортиментом, выбор и отбор товаров осуществляется покупателем самостоятельно (как и при самообслуживании), а далее следуют операции по проверке качества, консультации, взвешивание и отмеривание, упаковка и отпуск товаров продавцом.
Данный метод используется при продаже чулочно-носочных изделий, парфюмерии, сувениров, тканей и некоторых продовольственных товаров (овощей, фруктов и пр.) [10, c. 25]
При рациональной организации продажи методом открытой выкладки ускоряются операции по продаже товаров, увеличивается пропускная способность магазина и повышается производительность труда продавцов.
Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т.д.) [5, c. 132]
Услуга
розничной торговли - результат непосредственного
воздействия продавца и покупателя,
а также собственной
Услуги,
оказываемые розничной
2.1 Экономическая характеристика хозяйственной деятельности супермаркета «Магнит»
Сеть магазинов «Магнит» — крупнейшая (по числу магазинов на июль 2010 года) российская сеть продовольственных магазинов-дискаунтеров. Головная компания сети — Закрытое акционерное общество «Тандер». ЗАО «Тандер» (управляющая компания сети магазинов «Магнит») основана в 1994 г. как оптовый поставщик бытовой химии и косметики, а с 1997 г. приступила к освоению продовольственного сегмента рынка, став одним из пяти крупнейших дистрибьюторов в России.
В 1998 году начата работа по развитию розничного рынка: открыт первый магазин самообслуживания. В течение года компания вышла на лидирующие позиции на юге России, после чего началось продвижение компании в другие регионы.
Следует
сказать, что 2000 год – знаменательный
год в истории компании. Руководство
принимает решение о
В период с 2001 – 2005 гг. сеть показала стремительный региональный рост и заняла первое место в России по количеству магазинов – 1500 и стала второй по объему выручки в стране.
В начале 2006 года была завершена реорганизация группы компаний «Магнит», в результате которой ОАО «Магнит» стало холдинговой компанией группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит».
В апреле 2006 года компания провела IPO, большая часть вырученных средств направлена на развитие сети магазинов «Магнит» и разработку формата супермаркетов под тем же брендом. В апреле 2008 года в рамках вторичного размещения Компания вышла на Лондонскую Фондовую Биржу.
Организационная структура ОАО «Магнит» построена по функциональному принципу (см. Приложение А). Функциональный принцип построения организаций предполагает, что группировка отделений (отделов) в них происходит в соответствии с функциями, отражающими основные направления и сферы их деятельности предприятия.
Управляет
магазином генеральный
Начальник отдела продаж отвечает непосредственно за весь процесс товародвижения в магазине, логистику, заключает с договора с поставщиками. Администратор торгового зала несет ответственность за экстерьер и интерьер магазина, наличие товара на полках и их ротацию по срокам хранения. В должностные обязанности администратора входят: осуществление контроля в торговом зале магазина, координация и контроль деятельности продавцов.
Продавцы, работа которых заключается
в непосредственном контакте
с покупателями реализуемой
Организационная
структура магазина достаточно гибкая
и постоянно совершенствуется с
учётом изменения конъюнктуры рынка.
Такие четкие рамки подчинения в
ОАО «Магнит» прослеживаются во всей
организационной структуре, от этого
работа предприятия становится более
слаженной и эффективной. Данная
организационная структура
По
состоянию на 30 июня 2010 года было открыто
28 супермаркетов. Сейчас в строительстве
находится более 18 объектов. Торговая
площадь супермаркетов
На
сегодняшний день в компании действуют
63 филиала, в которых по состоянию
на 30 июня 2010 года работает около 83 тысяч
сотрудников.
Благодаря использованию региональных
распределительных центров ОАО «Магнит»
удалось наладить эффективную систему
логистики. В составе компании действуют
10 собственных распределительных центров,
на которые приходится порядка 79 % всего
товарооборота.
Также
компания располагает и собственным
автопарком из 1713 машин, что позволяет
снижать транспортные издержки и
практически полностью
В ассортименте ОАО «Магнит» насчитывалось около 570 наименований товаров под собственной торговой маркой, что составляет 11,00 % в ассортименте и 11,93 % в общем объеме продаж. Внедрена в компании и автоматизированная система управления товарными запасами, благодаря чему повышается их оборачиваемость.
ОАО «Магнит» является владельцем крупнейшей по числу магазинов и территории их покрытия сети в России, что позволяет осуществлять закупки на специальных условиях.
Большое внимание уделяется сотрудничеству с местными производителями и поставщиками, что позволяет оперативно решать вопросы обеспечения сетей магазинов свежими товарами местного производства. [15]
2.2 Организация торгово-технологического процесса в супермаркете «Магнит»
Торгово-технологический
процесс в магазине представляет
собой комплекс взаимосвязанных
торговых (коммерческих) и технологических
операций и является завершающей
стадией всего торгово-
Большую
роль в торгово-технологическом
процессе играют коммерческие операции.
Их своевременность и качество выполнения
влияют на широту и глубину ассортимента
предлагаемых товаров, бесперебойность
торговли ими и в целом на качество
обслуживания покупателей. К числу
таких операций относят: изучение спроса
покупателей, составление заявок на
завоз товаров, формирование оптимального
ассортимента, организация рекламы
и информации. Естественно, что в
самостоятельных торговых предприятиях
характер коммерческих операций более
сложный, чем в магазинах, не обладающих
хозяйственной
К числу основных принципов организации торгового процесса супермаркета «Магнит» необходимо отнести следующие:
Организация торгового и технологического процессов в супермаркете «Магнит» представлена на рисунке 1.
Рисунок
1 -
Организация торгового и технологического
процессов в супермаркете «Магнит»
Погрузо-разгрузочные
работы в супермаркете «Магнит» осуществляются
вручную, без использования
После этого производится приемка товара по количеству и качеству, а далее товары доставляют в помещение для хранения. Все продовольственные товары, нуждающиеся в охлаждении, немедленно поступают в холодильный зал.
Перед
подачей товаров в торговый зал
товары готовят к продаже.
Подготовка товаров к продаже заключается
в их распаковке, сортировке, очистке,
фасовке, упаковке, утюжке, маркировке.
Перед доставкой в торговый зал товары
маркируют и укладывают в лотки, корзины,
ящики, тележки.
Так
как в супермаркете «Магнит» имеется
очень большой ассортимент
Во-первых, это наиболее сложный вариант технологического процесса, который используется при продаже товаров, требующих хранения и предварительной доработки перед подачей их в торговый зал. Для продовольственных товаров – это фасовка, упаковка, разделка отдельных товаров. Для непродовольственных товаров – освобождение от тары, чистка и утюжка швейных изделий, сборка и регулировка технически сложных товаров.
Информация о работе Торгово-технологический процесс в магазине