Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 20:36, курсовая работа
Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать) – это наука о планировании, организации, управлении,
контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Введение
1. Роль и значение логистики в организации товародвижения
2. Проблемы создания товаропроводящих логистических систем
3. Сравнительный анализ традиционного и логистических подходов к управлению материальными потоками в товародвижении
4. Создание условий к применению логистического подхода в организации процесса товародвижения
Заключение
Список использованных источников
Приложения
В последнее время очень важным условием для внедрения логистического подхода является разработка стратегий развития ориентированных на определение требований клиентов и собственных планов предприятия в условиях существующей рыночной политики. Такой подход называют «агрессивным», потому что он самым непосредственным образом связан с конкурентной борьбой.
4.2 Сфера планирования логистики
Уровни планирования
План логистической деятельности предприятия должен давать ответы на три главных вопроса: что, где и как. Процесс планирования логистики можно разделить на три уровня: стратегический, тактический и оперативный. Стратегическое планирование обычно охватывает довольно длительный период — больше одного года. Тактическое планирование касается более короткого периода - обычно до одного года, а оперативное планирование происходит в кратчайшие сроки и в его рамках обычно принимаются решения по какому-либо конкретному вопросу. Принятие таких решений может происходить ежедневно. Здесь главной задачей является определение по возможности наиболее эффективного и быстрого потока продукции/услуг по выбранному каналу снабжения/поставок.
В рамках каждого вышеупомянутого вида планирования используются различные подходы и методы. В стратегическом планировании часто применяются приблизительные данные, на основе которых строятся прогнозы. На этом уровне планирования результат считается успешно достигнутым, если он находится в определенных пределах. В свою очередь в оперативном планировании используются только точные данные, поэтому принятые решения тоже намного точнее. Здесь прогнозы играют меньшую роль, а решения основываются на конкретных данных. Так, например, если стратегической целью предприятия является обеспечение запасов в объеме, не превышающем определённый процент от оборота предприятия, то одной из оперативных целей может являться определение частоты обновления запасов.
Далее
я буду рассматривать преимущественно
стратегическое планирование, так как
в основе тактического и оперативного
планирования лежит решение конкретных
проблем, которые в каждом отдельном случае
требуют индивидуального подхода и совокупности
данных.
Важнейшей задачей стратегического планирования
является разработка общей модели логистической
системы предприятия.
Главные направления планирования
Планирование логистики включает в себя четыре основных направления: уровень обслуживания клиентов, размещение, запасы и транспортировка. Три последних направления (размещение, запасы, транспортировка) практически образуют первый. В мировой практике используются различные подходы к планированию логистической системы — и создание единой системы, и планирование каждого элемента по отдельности.
Планирование отдельных элементов
Уровень обслуживания клиентов
Именно от определения уровня обслуживания клиентов зависит всё дальнейшее построение и методы логистической системы. При сравнительно низком уровне обслуживания логистическая система предприятия, как правило, крайне централизована и неэластична — ее называют системой конвейерного типа. Высокий уровень обслуживания клиентов требует совсем иной модели логистики — со многими пунктами создания запасов или очень точной (и поэтому намного более дорогостоящей) системой транспортировки. Тем не менее, если уровень обслуживания клиентов будет слишком высоким, логистические затраты во много раз превысят доходы, которые будут получены благодаря высокому качеству. По этой причине определение оптимального уровня обслуживания клиентов является важным условием для применения логистического подхода в организации процесса товародвижения.
Стратегия размещения
Географическое расположение производства (заводов), мест сбыта (торговли), складов и т.д. образуют основу системы логистики. Число этих объектов, их местонахождение и величина в совокупности с уровнем спроса в соответствующем регионе и определяет характер каналов движения товаров. Самая сложная проблема при планировании размещения — оценка затрат на транспортировку товаров и других связанных с этим процессом расходов. Например, на общие расходы по транспортировке напрямую влияет способ доставки товара — либо товары доставляются непосредственно с места производства, либо с использованием всевозможных точек распределения и складов. Главной условием планирования размещения является нахождение по возможности наиболее эффективного решения (меньше расходов/больше доходов) для обеспечения потока товаров/услуг.
Управление запасами
Существуют
два различных способа
Транспортировка
Решения в этой области обычно касаются следующих вопросов: определение вида транспорта для каждого вида продукции, использование собственного или чужого транспорта, определение объёма партий товаров, планирование маршрута и т.д. Транспортировка самым прямом образом влияет на принятие решений по размещению.
Для того, чтобы принять решения по каждому из упомянутых вопросов, необходима информация из других областей (управление запасами — размещение, управление запасами — транспортировка, транспортировка — размещение).
Планирование системы
Иной подход в планировании логистической системы рассматривает ее как одно целое, которое состоит из узлов и каналов. По каналам осуществляется товаропоток между различными объектами логистической системы, где объекты являются узлами (склады, заводы, места торговли, пункты распределения и др.)
Однако кроме товаропотока существует и поток информации между любыми двумя объектами логистической системы. Информация обычно связана с доходами от продажи, затратами на продукцию, уровнем запасов, заполнением складов, прогнозами, расценками на транспортировку и т.д. В этом потоке каналами являются электронные средства связи или почта, а узлами — точки, где информация собирается и обрабатывается (к примеру, агентское бюро, где выписываются транспортные накладные или принимаются заказы клиентов).
Логистическая система рассматривает оба этих потока, потому что только вместе они образуют систему. Как правило, направления этих потоков противоположны — товаропоток идёт к потребителю, а поток информации обычно происходит в противоположном направлении. Однако это вовсе не исключает различных вариаций в направлениях этих потоков. Оба потока самым непосредственным образом влияют друг на друга: от потока информации зависит скорость оборота заказов, что в свою очередь влияет на уровень необходимых запасов. В свою очередь скорость товаропотока обуславливает модель информационного канала.
Отсутствие оптимального размещения узлов и их взаимосвязи с соответствующими каналами, способного обеспечить максимально эффективный поток товаров и информации и отвечать определённому уровню обслуживания клиентов является существенным условием для внедрения логистического подхода.
Когда заниматься планированием?
Первоочередной
вопрос всегда состоит в том, когда
заниматься планированием или
Спрос
На модель логистической системы влияет как объем спроса, так и его географическая структура и интенсивность. Предприятия часто сталкиваются со стремительным ростом спроса или, наоборот, с его снижением в определённом регионе государства. В такой ситуации может быть вполне достаточно перепланирования объемов товаропотока, но нередко, в случае значительного роста сбыта, нужно открывать новые склады либо же закрывать какой-то из существующих в случае сокращения сбыта. В зависимости от размера предприятия даже малейших процентных колебаний в сбыте продукции может быть достаточно для реструктуризации системы логистики.
Уровень обслуживания клиентов
Уровень обслуживания клиентов обычно характеризуется следующими показателями: доступность продукции, скорость доставки, скорость и точность исполнения заказов. Если растет какой-либо из этих показателей, увеличивается и скорость обслуживания клиентов и, соответственно, расходы. Чем выше уровень обслуживания клиентов, тем больше будет прирост расходов при его повышении.
Стратегия логистики может меняться в зависимости от уровня обслуживания, например, в результате конкуренции или изменения политики предприятия. Тем не менее не всегда относительно небольшие изменения с уровне обслуживания (особенно в случае относительно низкого уровня) являются основанием для перепланировки логистической системы.
Характеристики продукции
Логистические затраты крайне чувствительны к таким характеризующим продукцию свойствам, как вес, объём, стоимость и уровень риска. При прохождении по логистическим каналам эти характеристики могут меняться в результате использования соответствующей упаковки, комплектации товара на складах и т.д. Так, например, при транспортировке металлических стендов в сложенном виде они занимают большую площадь, поэтому и расходы на транспортировку и хранение будут более высокими. Но транспортируя эти стенды в разобранном виде и собирая их на месте торговли, расходы по транспортировке и хранению уменьшаются. Таким образом, в результате этих изменений можно перепланировать объём и другие характеристики товара. Поэтому, если характеристики продукции претерпевают существенные изменения, часто полезно вносить изменения и в систему логистики.
Логистические затраты
Объём логистических затрат, которые связаны с процессами снабжения и поставок, часто определяет, требует ли перепланирования система логистики. Так, к примеру, у предприятия, которое производит компьютеры, расходы на логистику составляют совсем незначительную часть от общих расходов. В таком случае, конечно, предприятие вряд ли станет уделять много внимания разработке оптимальной системы логистики. А вот для предприятий, у которых расходы на логистику составляют большую часть общих расходов, очень важно создать максимально эффективную систему логистики, так как в этом случае даже при относительно небольшом сокращении расходов доходы предприятия возрастут во много раз больше, чем в рассмотренном ранее примере.
Ценовая политика
Изменения ценовой политики в отношении покупки или продажи товаров напрямую влияют на логистическую стратегию предприятия. Главным образом это связано с распределением сфер ответственности за различные логистические действия. К примеру, поставщик, который решил перейти с цены продажи EXW или FOB (когда расходы на транспортировку не включены в цену) на DDU (расходы на транспортировку включены в цену), берёт на себя ответственность за транспортировку.
В зависимости от ценовой политики предприятие может нести и может не нести ответственность, к примеру, за транспортировку товаров. Обычно предприятие выбирает общую ценовую политику. Однако, если политика цен по тем или иным причинам изменилась, тогда обязательно нужно менять и логистическую систему предприятия.
Принципы формулирования стратегии
В
основе принципов планирования системы
логистики лежат отдельные
Принцип общих затрат
Основной идеей планирования системы логистики является поиск компромиссов. Тот же принцип лежит и в основе планирования общих затрат. Различные логистические действия связаны с появлением разного рода расходов. Очень часто встречается ситуация, когда затраты на какую-либо отдельную логистическую операцию уменьшаются, а расходы на другие в это же время увеличиваются. Так, к примеру, на приведенном ниже графике мы видим, как связаны между собой расходы на транспортировку и запасы в зависимости от используемого вида транспорта.
Выбирая вид транспорта, нельзя брать за основу только более низкие расходы на транспортировку или более быстрое время доставки. Необходимо тщательно проанализировать, как выбор того или иного вида транспорта повлияет на остальные логистические операции.
Поиск наиболее выгодного баланса затрат относится не только к выбору вида транспорта. На следующем графике мы видим, как взаимосвязаны затраты, необходимые для обеспечения определённого уровня обслуживания клиентов и расходы, которые появляются в результате потерянных доходов.
Чем выше уровень обслуживания клиентов, тем меньше клиентов (т.е. доходов) будет потеряно в результате медленной доставки, нехватки товаров на складе, неточного выполнения заказов и др. Но с другой стороны высокий уровень сервиса влечет за собой повышение затрат на обработку заказов, транспортировку и хранение. Поэтому стратегия идеального обслуживания клиентов отнюдь не является идеальным решением.
Информация о работе Создание условий для применения логистического подхода