Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: проанализировать управление сбытовой деятельностью на примере РУП «Могилевский завод «Электродвигатель» и выявив «слабые места» предложить меры по совершенствованию, снижению влияния или устранения слабых мест.
Таким образом, в данной курсовой работе предстоит рассмотреть следующие вопросы:
1) описать работу исследуемого предприятия, его структуру и место в логистической системе;
2) рассмотреть теоретические аспекты организации сбыта;
Введение…………………………………………………………………….….....
4
1 Описание структуры и параметров логистической системы……..……….....
6
1.1 История РУП «Могилевский завод «Электродвигатель»……......…..…...
6
1.2 Общая характеристика предприятия………………...……………...……..
8
1.3 Организационная структура управления производством……...….….......
10
1.4 Структура и номенклатура выпускаемой продукции……………….....…
11
1.5 Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия ……………………………………………..……………………..…
12
1.6 Место предприятия в макрологической системе…...………………....…
14
2 Теоретические основы организации сбытовой деятельности……………….
16
2.1 Понятие, задачи и функции сбытовой логистики………………………...
16
2.2 Логистические каналы и цепи распределения, их виды и основные характеристики……………………………………………………………………
17
3. Анализ и совершенствование сбытовой деятельности на РУП «Могилевский завод «Электродвигатель»……………………………………...
23
Заключение………………………………………………………………...……..
32
Список использованных источников……………………………………...……
Предприятие постоянно ищет пути более эффективного взаимодействия со своими потребителями помня, что работа должна быть нацелена во благо потребителя.
Наиболее крупными потребителями электродвигателей производства нашего завода являются предприятия машиностроительной отрасли РБ и стран СНГ, а также крупные посреднические фирмы внутреннего и внешнего рынков.
Анализ структуры продаж предприятия констатирует, что объем продаж по прямым поставкам составляет около 100 %, в том числе дилеров и дистрибьюторов 12 (1,27 %).
Дилеры и дистрибьюторы это крупные предприятия стран СНГ и дальнего зарубежья, имеющие постоянных потребителей и достаточную известность, как в своем регионе, так и на рынке вообще, и торгующие электродвигателями разных предприятий, в том числе и конкурентов МЭЗ.
2 Теоретические основы организации сбытовой деятельности
2.1 Понятие, задачи и функции сбытовой логистики
Определение распределительной логистики формулируется следующим образом: распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.
Распределительная логистика представляет собой науку (деятельность) о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:
- подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;
- системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);
- системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.
Состав задач распределительной логистики на микро- и макроуровне различен. На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:
- планирование процесса реализации;
- организация получения и обработки заказа;
- выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
- организация отгрузки продукции;
- организация доставки и контроль транспортирования;
- организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:
- выбор схемы распределения материального потока;
- определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
- определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.[3]
Функции распределительной логистики включают:
1 оценку платежеспособного спроса потребителей;
2 формирование рационального портфеля заказов товаропроизводителя;
3 оптимальную отгрузку производственных мощностей заказами потребителей;
4 разработку ассортиментного плана производства и организацию его исполнения;
5 проведение количественной и качественной приемки готовой продукции и предпродажной подготовки товаров;
6 установление хозяйственных связей по поставкам готовой продукции и выбор каналов распределения;
7 проектирование каналов распределения готовой продукции и их оптимизацию;
8 создание складского и тарного хозяйства, систем хранения, переработки и транспортировки готовой продукции;
9 планирование, анализ, контроль и регулирование сбытовой деятельности предприятий- производителей.[5]
2.2 Логистические каналы и цепи распределения, их виды и основные характеристики
Основная цель логистической системы распределения — доставить товар в нужное место, в нужное время с минимальными затратами.
Канал распределения - это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.
Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды: экономию финансовых средств на распределение продукции, возможность вложения сэкономленных средств в основное производство, продажу продукции более эффективными способами, высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков, сокращение объема работ по распределению продукции. Таким образом, решение о выборе каналов распределения — одно из важнейших, которое необходимо принять руководству организации. Канал распределения — это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю. При этом организации или лица, составляющие канал, выполняют ряд важных функций:
1. проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;
2. стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах;
3. устанавливают контакты с потенциальными покупателями;
4. приспосабливают товар к требованиям покупателей;
5. проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции;
6. организуют товародвижение (транспортировка и складирование);
7. финансируют движение товаров по каналу распределения;
8. принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.
Все или часть этих функций может быть взята на себя производителем. При этом издержки производителя возрастают. Из-за специализации посреднических организаций они нередко выполняют перечисленные функции каналов распределения товаров эффективнее. Для покрытия своих издержек посредники взимают с производителя дополнительную плату. Таким образом, вопрос о том, кому следует выполнять различные функции канала распределения, — это вопрос относительной эффективности. При появлении возможности более результативно выполнять функции канал перестраивается.
Каналы распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала — это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем, которые, как и уровни канала, являются членами канала распределения.
Канал нулевого уровня
Одноуровневый канал
Двухуровневый канал
Трехуровневый канал
Рисунок 1 – Каналы распределения товаров
Каналы распределения, как показано на рисунке 1, представляют собой традиционные каналы. Они состоят из независимого производителя и одного или нескольких независимых посредников. Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально возможная прибыль отдельного члена канала может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так как ни один из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных членов. Такие каналы распределения называются горизонтальными.
Вертикальные каналы распределения - это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система. Один из членов канала, как правило, либо является собственником остальных, либо предоставляет им определенные привилегии.
Вертикальные каналы возникли как средство контроля за поведением канала. Они экономичны и исключают дублирование членами канала исполняемых функций.
При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается решение о структуре канала, т.е. о количестве уровней канала и о конкретном составе членов канала. При выявлении возможных вариантов каналов распределения необходимо определиться с типом используемых посредников. Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков: от чьего имени работает посредник и за чей счет посредник ведет свои операции, таким образом, возможно выделение четырех типов посредников (таблица 3).
Таблица 3- Типы посредников в каналах распределения [6]
Тип посредника | Признак классификации |
Дилер | От своего имени и за свой счет |
Дистрибьютор | От чужого имени и за свой счет |
Комиссионер | От своего имени и за чужой счет |
Агент, брокер | От чужого имени и за чужой счет |
Дилеры представляют собой, как правило, оптовых посредников, наиболее близких к потребителю. Они проводят все операции от своего имени и за собственный счет. Товар приобретается ими у производителя по договору. После оплаты конкретной поставки дилер становится ее полным собственником, а его отношения с производителем по соответствующему договору прекращаются. Как организуются в дальнейшем отношения дилера с потенциальными покупателями, как и на каких условиях он обеспечит сбыт приобретенного им товара — это его собственное дело и его собственный риск. Для продления своих отношений с производителем дилер должен заключить новый договор поставки. В связи с разным характером отношений с производителями различают два типа дилеров: Эксклюзивные дилеры обладают исключительными правами по реализации продукции производителя и являются его единственными представителями в объявленном регионе. Авторизованные дилеры отвечают перед потребителем за проданную ими продукцию, но не являются единственными представителями производителя и работают обычно по принципам. Это значит, что такой дилер заключает с производителем договор коммерческой концессии.
Дистрибьютор действует за собственный счет, но от имени компании-производителя. Дистрибьютор, вступая в договорные отношения с производителем, приобретает право продажи продукции производителя в течение оговоренного срока и в пределах определенного региона. Эта продукция не становится собственностью дистрибьютора, и он продвигает ее дальше по каналу распределения от имени производителя, хотя и за свой счет. Для снижения финансового риска дистрибьюторы стремятся работать в условиях более или менее стабильного спроса. Поэтому в канале распределения дистрибьюторы обычно занимают промежуточное положение между производителем и дилерами.
Комиссионер, так же как и дилер, совершает различные операции по сбыту продукции от своего имени. Но, в отличие от дилера, он совершает эти операции за счет компании-производителя. Поэтому производитель, который в данном случае называется комитент, передавая комиссионеру права на продажу своей продукции (сдавая ее «на комиссию»), сохраняет права собственности на эту продукцию вплоть до момента ее оплаты потребителем. Следовательно, для производителя комиссионер выполняет роль посредника, а для потребителя посредником не является, поскольку операции и оплаты, и получения товара потребитель совершает с одним и тем же лицом. Вознаграждение за услуги комиссионер обычно получает в виде процента от стоимости выполненной им операции либо в виде разницы между ценой, назначенной комитентом, и ценой, за которую данный товар фактически удалось продать.