Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:49, курсовая работа
Цель работы – определить, что такое сервис и его влияние на экономику, рассмотреть как формируется логистический сервис; критерии оценки сервиса, те показатели качества; что такое логистическое обслуживание и его уровни; определить взаимосвязь между конкурентоспособностью предприятия и предлагаемыми им услугами.
Стр.
Введение..................................................... 2
1. Проблема повышения конкурентоспособности............... 3
1.1. Конкуренция и сервис................................... 3
1.2. Экономическая эффективность............................ 6
2. Сервис в логистике..................................... 9
2.1. Понятие логистического сервиса......................... 9
2.2. Формирование системы логистического сервиса............ 12
2.3. Показатели качества.................................... 13
2.4. Логистическое обслуживание............................. 15
2.5. Целесообразный уровень обслуживания.................... 20
Заключение................................................... 23
Список литературы............................................ 2
Изучение психологии потребителей в зависимости от их интересов и склонностей за рубежом показало, что их можно разделить на три группы:
2.4. Логистическое обслуживание
Услуги, предоставляемые службами сервиса, весьма разнообразны и носят системный характер. Однако они в существенной степени связаны с экспедиторской деятельностью при обслуживании материальных потоков распределением продукции и доставки грузов «точно в срок», непосредственно с работой транспорта. Служба сервиса принимает активное участие в осуществлении горизонтальных экономических связей между производителями и потребителями продукции, включая транспорт и экспедиционное обслуживание.
Экспедиционная деятельность при обслуживании материальных потоков отличается большим разнообразием выполняемых услуг:
Принципами
логистики провозглашаются
Экспедиторские организации – это полномочные нейтральные посредники между отправителями, получателями и транспортом. Экспедиция выделяется из сферы производства и торговли и функционирует в качестве третьего юридического лица.
Развитие индивидуальных требований промышленности и торговли вынуждает предпринимателей прибегать к определенной защите и тогда возникает потребность обращаться к своеобразному маклеру, посреднику и организатору. Поэтому за рубежом все производители предлагают свои товары рынку через посредников. Каждый из них стремится сформировать собственный канал распределения. При этом предприниматели считают, что использование посредников, в том числе взаимоотношений с транспортными организациями, представляет определенные выгоды. Резко уменьшается число контрактов производителя с вероятными покупателями товара (рис.2).
А)
Рис.2.
Схема организации сервиса индивидуальная
(А), с посредником-экспедитором (Б): Пр
– производитель, К – клиент, П – посредник.
Дистрибьютор сокращает число контрактов. Кроме того, у многих производителей недостаточно ресурсов для осуществления прямого маркетинга. Обращение предпринимателя к посредникам также объясняется высокой эффективностью посреднических мер по повышению доступности товара на рынке сбыта. Все это обусловливает своеобразный ренессанс классической экспедиции. В экспедиторской деятельности необходимо тщательно учитывать ситуацию, когда перед ее клиентами стоит выбор, делать или покупать, так как от этого выбора зависят характер и масштабы сервиса. От этого выбора зависит активность предпринимательской деятельности. В последнее время в связи с созданием общего рынка активизируется международная деятельность службы сервиса, которая, также как и логистика, пересекает национальные границы.
В сфере обслуживания функционируют как крупные фирмы – центры сервиса, оснащенные современным электронным оборудованием, так и небольшие частные экспедиционные организации, которые обслуживают небольшие предприятия по принципу курьерской службы в короткое время и с высокой степенью надежности.
В рамках логистической системы при организации сервиса применяют индивидуальный, децентрализованный способ, когда каждое предприятие или фирма осуществляют сервис, транспортно-экспедиционное обслуживание самостоятельно, и централизованный, когда обслуживание осуществляется посредниками, специализированными транспортно-экспедиционными организациями, мощными центрами сервиса. Наиболее простая и экономичная схема обслуживания – один производитель – один потребитель. Такая схема реализуется в ограниченных секторах экономики. Чаще крупные фирмы и предприятия имеют более сложные схемы реализации сбыта и поставок. Для каждого обобщенного производителя на макроуровне решается задача идентификации величины торговых зон, сфер обслуживания. Иногда выделяют макро- и микроуровни логистического обслуживания.
При
макроуровне для отдельных
При
идентификации групп
При определении оптимальных зон обслуживания – торговых сегментов, - помимо классических методов решения производственно-транспортных задач, применяют эвристические подходы, например, теорию нечетких множеств.
Важным критерием, позволяющим оценить систему сервиса, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического обслуживания.
Расчет
данного показателя выполняют по
следующей формуле:
m
η = --- * 100% (1)
М
где: η – уровень логистического обслуживания;
m – количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса;
М – количественная оценка практически
возможного объема логистического сервиса.
Для оценки уровня логистического обслуживания выбираются наиболее значимые виды услуг, т.е. услуги, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а неоказание с существенными потерями на рынке.
Уровень обслуживания потребителей определяется эффективностью логистики, слагаемые которой следующие:
Рассмотрим 2 варианта расчета величины η.
Вариант 1. Допустим, что у оптового предприятия, торгующего запасными частями к автомобилям, общий список (номенклатура) содержит 2000 видов запасных частей, из которых на предприятии постоянно имеется 500 видов. Тогда уровень обслуживания составляет 25%. (η = 500/2000 * 100 = 25%).
Для того, чтобы увеличить показания, необходимо понести дополнительные расходы в связи с увеличением запаса, применением более современной системы управления, а также по ряду других причин.
Вариант
2. Уровень обслуживания можно оценивать
также и с помощью показателя η – целесообразный
уровень обслуживания, т.е. сопоставляя
время на выполнение фактически оказываемых
в процессе поставки логистических услуг
со временем, которое необходимо было
бы затратить в случае оказания всего
комплекса возможных услуг в процессе
той же поставки.
2.5.
Целесообразный уровень
обслуживания
Существенным
показателем сервиса является уровень
обслуживания η, который определяется
соотношением:
n
∑ ti
i=1
η = ------ (2)
N
∑ ti
i=1
где: n – фактичесмкое количество оказываемых услуг;
N – количество услуг, которое
теоретически может быть
ti – время на выполнение i-той услуги.
Таким образом, - суммарное время, фактически затрачи-
А - время, которое теоретически может быть затрачено
на выполнение всего комплекса возможных услуг
(рис.3)
Рис.3.
График зависимости затрат на обслуживание
от величины уровня обслуживания
Рис.3. График зависимости затрат на обслуживание от величины уровня обслуживания
Начиная от 70% и выше, затраты сервиса растут экспоненциально в зависимости от уровня обслуживания, а при уровне обслуживания 90% и выше сервис становится невыгодным. Специалисты подсчитали, что при повышении уровня обслуживания от 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы возрастают на 14%.
С другой стороны, снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса. Эта зависимость также может быть представлена графиком (рис.4).
Рис.4.
График зависимости потерь, вызванных
ухудшением обслуживания от величины
уровня обслуживания
Таким образом, рост конкурентоспособности компании, вызванный ростом уровня обслуживания, сопровождается, с одной стороны, снижением потерь на рынке, а с другой – повышением расходов на сервис. Задача логистической службы заключается в поиске оптимальной величины уровня обслуживания.