Роль логистики возвратных потоков в управлении цепочкой поставок и процесс ее построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение роли возвратных потоков в цепочке поставок и рассмотрения процесса построения как в теории, так и на практике.
Предметов исследования курсовой работы будут являться возвратные потоки в цепочке поставок.
Объектом исследования будет являться рассмотрение процесса управления возвратными потоками.
К основным методам, используемым в данной работе для решения научных и практических задач, относятся:
- метод математической статистики;
- методы системного анализа;
- сбор и группировка статистических данных;
- метод нормирования запасов и управления ими.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЛОГИСТИКА.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

      -Утилизация. На сегодняшний день  существует три основных варианта  использования возвращаемой продукции:  продажа товара в том виде, в каком его возвратили; продажа (полностью или частично) после ремонта, модернизации и восстановления; ликвидация продукта.

   Более подробно эти варианты можно описать  так:

   1) Продажа в текущем состоянии:

   - перепродажа, как нового

   - перепродажа через дисконтные  магазины

   - выставление на интернет-аукцион

   - продажа на вторичном рынке

   2) Ремонт и повторное использование:

   - ремонт

   - восстановление или переделка  в другой продукт

   - модификация продукта

   - переработка

   3) Ликвидация:

   - отправка в утиль

   - пожертвование (благотворительность).

         Из всего уже прочитанного  вами можно прийти к пониманию,  что процесс возврата продукции  является не чем иным, как новым  центром прибыли для любой  компании. Компании, которые подходят  к этому процессу разумно, извлекают  дополнительную прибыль и снижают процент возвращаемой продукции. Выставление возвращаемой продукции на интернет-аукцион, повторная продажа через свои и сторонние торговые точки (в т.ч. дисконтные), использование такого товара для проведения благотворительных акций и даже правильная ликвидация продукции позволяют компаниям повышать не только свою прибыль, но и положительный имидж. И, если при этом, проводится грамотная ценовая политика, то выгода достигает максимального уровня. По сути, возвратная логистика – отдельное направление бизнеса, которое может использоваться компаниями очень эффективно. Для некоторых компаний даже иногда выгодно иметь большой процент возвращаемой продукции, впрочем, это уже из области близкой к мошенничеству.

       Итак, чтобы организовать в компании  возвратную логистику, ей надо сделать выбор: делать это самой или передать на аутсорсинг.

       В первом случае лучшим способом  для организации процесса возвратной  логистики является разделение  цепи товародвижения отдельно  на прямой и возвратный сегмент.  В распределительных центрах должно быть организованы отдельные места, отдельные операции, отдельные люди и т.д., которые будут направлены только на работу с возвращаемой продукцией. Если вы будете заниматься одновременно прямыми и возвратными потоками и, при этом будете использовать одних и тех же людей, то при одновременной необходимости производить отгрузку (приемку) новых товаров и обрабатывать возвращаемый товар, предпочтение всегда будет отдаваться прямому каналу, а работа с возвратной продукцией постепенно будет запущена, что приведет к дополнительным убыткам и неудобствам. Как уже указывалось ранее, хорошим способом для компании при организации возвратной логистики будет создание централизованного пункта сбора, сортировки и утилизации возвращаемой продукции, независимого от распределительного центра.

        Препятствием для передачи функций  и процессов возвратной логистики  на аутсорсинг является то, что  в России отсутствует широкое  представительство специализированных  компаний, способных брать на  себя такие функции. А те, что есть, пока работают очень неэффективно при реализации этих процессов. В этом случае можно посоветовать создать собственную специализированную организацию (если объем возвратов довольно высокий).

   Современные информационные технологии и автоматизация с их помощью всего процесса возвратной логистики должны использоваться на всех этапах процесса возвратной логистики от местной фильтрации до утилизации продукции. Необходимо использовать единое информационное пространство для того, чтобы все участники цепи: производители, поставщики, продавцы и потребители имели возможность входить в специальные закрытые разделы для клиентов на своих сайтах или серверах, производить электронную обработку возвращаемого товара на всех этапах, получать возвратные характеристики, правила и особенности возврата, общаться друг с другом и контролировать движение возвращаемой продукции от начала и до конца. Информационные технологии в купе с правильной политикой возвратов, правильными решениями по использованию возвращаемой продукции, гибкой ценовой политикой значительно ускорят все операции возвратной логистики и конечно же, сократят затраты. И еще очень важно, что информационные технологии также успешно можно использовать для анализа причин возвратов и предотвращения будущих возвратов. Важно выбирать правильное программное обеспечение, что является большой редкостью в российских компаниях.

        
 
 
 
 
 
 
 

Вывод. 

     Таким образом, чтобы организовать в компании возвратную логистику, ей надо сделать выбор: делать это самой или передать на аутсорсинг

   Так же, необходимо особо остановиться на роли анализа данных возвращаемой продукции, которая должна быть направлена на выявление причин возврата, последствий возврата и предотвращения возврата продукции. Концентрироваться только на совершенствовании самих процессов возвратной логистики не совсем правильно. Правильная система управления возвратной логистикой включает в себя непрерывный сбор данных и эффективную отчетность. Чтобы понять причины возврата продукции потребителями, компании должны собирать данные об этом постоянно и структурировано, выявлять причины возвратов, виды возвращаемой продукции и их состояние, и т.д. Имея такую информацию, компания не только снизит количество возвращаемой продукции, но и повысит уровень удовлетворенности потребителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Возвратные материальные потоки на примере Библиотечной лавки.

     

     Рассмотрим схему возвратных потоков на примере торговли книгами. Практически на всех этапах движения книжной продукции к покупателю (от издательства к оптовому предприятию, от оптового предприятия к розничному, от розничного предприятия к конечному покупателю) бывают случаи, когда покупатели возвращают товары продавцам.

   Существенной  проблемой является очистка розничной  торговой сети от непроданных товаров: не пользующихся спросом, бракованных, устаревших, использованных. При организации обратного движения материального потока участники логистической цепи должны решать массу проблем, связанных с установлением дефектов, финансовыми расчетами, транспортировкой, утилизацией некачественной продукции и т.д. Таким образом, важное значение приобретает  логистика возвратных потоков.

   Можно выделить следующие виды  возвратных товарных потоков:

   • возврат продукции, поставленной с нарушением условий договора, ошибочно, в ненадлежащем количестве;

   • возврат розничным книготорговцем товаров поставщику, если они не были проданы в течение срока, установленного в договоре;

   • возврат некачественной (бракованной) продукции продавцу;

   • возврат книжных товаров в повторное обращение из личных библиотек.

   Все виды возвратных потоков, за исключением  последнего, являются следствием недостатков  в логистической цепи товародвижения от производителя к потребителю. Возврат товаров требует дополнительных затрат, которые включают:

   • затраты на выявление книг, подлежащих возврату;

   • затраты на связь с поставщиками;

   • затраты на документальное оформление возвратов;

   • затраты на упаковку и транспортировку книг.

   Пожалуй, самым нерациональным и дорогостоящим  является возвратный поток некачественной продукции. Кроме всех указанных выше видов затрат для производителя бракованная продукция является его убытками, так как в основной своей массе она не может быть продана. Лишь часть бракованной продукции может быть реализована после ее уценки.

   Существуют следующие виды брака: полиграфический, брак упаковки, брак складирования и хранения, брак транспортировки, брак, возникший в ходе продажи. Мешает своевременному и быстрому выявлению некачественных товаров то, что в книжном деле нет четких нормативных документов, в которых были бы определены критерии видов брака, требования к сохранению товарного вида книжной продукции и ответственность за их несоблюдение. Наиболее эффективным направлением сокращения непроизводительных затрат на бракованную продукцию и ее возврат производителю является внедрение системы всеобщего управления качеством на всех этапах производства и распространения книжных товаров. Внедрение ее на предприятиях книжного бизнеса является все более насущным, так как потребители становятся более требовательными к качеству книжных товаров.

   Разнообразие  книжных товаров по тематике, читательскому  назначению, оформлению, жанру литературных произведений и другим признакам  значительно усложняет установление оптимального тиража каждого издания  и правильное его размещение по торговым предприятиям. В связи с этим основная часть книжных магазинов берет у поставщиков книжные товары на реализацию с условием оплаты по мере продажи и правом возврата непроданной продукции по истечении оговоренного периода.

   Этот  вид возвратных потоков также требует затрат, но возвращенная продукция еще может быть продана в других книготорговых точках, за исключением той ее части, которая не отвечает спросу покупателей или устарела.

   Сложной проблемой является продажа книжных  товаров по сниженным ценам, т.е. организация распродаж. Здесь требуется с помощью концепций общих затрат и компромиссов вовремя найти оптимальное решение о целесообразности продажи книг с минимальной прибылью или даже с убытком для предприятия, чтобы не оказаться впоследствии перед необходимостью нести еще большие убытки в связи с образованием запасов товаров, которые не могут быть проданы.

   Особой  и очень сложной областью книжного дела является  антикварно-букинистическая  торговля, т.е. возврат книг из сферы  потребления и их повторная продажа. Эта часть книжной торговли тесно связана с логистикой домашнего хозяйства. В последнее время появляются публикации, посвященные материальным, информационным, покупательским и другим потокам, существующим в сфере потребления.

   До недавнего времени считалось, что к организации домашнего хозяйства принципы логистики не применимы, что здесь люди руководствуются лишь житейским подходом. Однако последние исследования показали, что производители и торговцы, принимая логистические решения в сфере производства и распределения, должны ориентироваться на движение потоков в сфере потребления. Так, например, выявлена тенденция снижения в будущем запасов в домашних хозяйствах. Улучшение обеспечения населения собственными транспортными средствами существенно изменяет привычки посещения магазинов. Проникновение компьютерных средств передачи и обработки информации расширяет возможности поиска товаров, не выходя из дома. Кроме того, влияние компьютерной техники на книжное дело гораздо глубже, так как электронные книги и информация могут существенно влиять на книжный рынок.

   Особенностью  книжных товаров является возможность  их длительного хранения в личных собраниях и многократного использования. Собирание личных библиотек и  чтение книг из них - один из самых распространенных способов проведения досуга, повышения образовательного и культурного уровня.

   До  недавнего времени существенную роль в книжной торговле играла букинистическая  торговля, занимавшаяся покупкой бывших в употреблении книг у населения  и их продажей новым владельцам. В последние годы в связи с отсутствием неудовлетворенного спроса на книжном рынке, изменением читательских потребностей и другими экономическими обстоятельствами интерес к букинистической торговле ослаб. Однако вполне возможно ее новое возрождение, в том числе и путем нахождения своих ниш, новых форм и методов торговли подержанной книгой. Об одном из них мы расскажем в конце данного раздела, но сначала приведем некоторые общие положения, характерные для логистики вторичного рынка (в нашей отрасли антикварно-букинистического).

   Комплекс  работ с вторичными товарами с  целью максимально возможной  замены первичных ресурсов получил  название рециркуляция (recycling) материальных потоков. В тех товарных группах, где рециркуляция возможна, она считается важным направлением, способствующим экономии ресурсов, охране окружающей среды. В книжном деле повторное обращение книжных товаров способствует снижению потребности в бумаге и, таким образом, сохранению лесных богатств. Здесь необходимо упомянуть проблему сбора и переработки бумажной массы (макулатуры), уже не подлежащей вторичному использованию. В ее решении могли бы участвовать некоторые книготорговые предприятия, однако при этом не захламляя дорогостоящие торговые площади и выстраивая оптимальные пути движения бумажного сырья.

   Логистическая схема вторичных товарных потоков  имеет две составляющие:

  • организация  входных товарных потоков. Сюда относится не только сбор, но и восстановление (реставрация) вторичных материальных ресурсов от остаточной до максимально возможной (восстановленной) полезности;
  • организация выходных потоков - продажа вторичных материальных ресурсов как товаров в торговых предприятиях.
  • Места образования вторичных продуктов, которые могут вновь поступить на рынок (т.е. личные библиотеки), рассредоточены в пространстве. Исходя из этого, в логистике возвратных потоков возникает проблема  сбора вторичных товаров. Различают два метода сбора:
  •               -    пассивный - когда сдатчик приходит в пункт сдачи;

Информация о работе Роль логистики возвратных потоков в управлении цепочкой поставок и процесс ее построения