Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:48, курсовая работа
В данной курсовой работе исследовано розничное предприятие «Союз GSM», которое занимается реализацией средств связи. Данное предприятие имеет широкий и глубокий товарный ассортимент.
Цель – анализ роли логистики на предприятии «Союз GSM». Данная цель актуализирует следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты анализа роли логистики на предприятии;
2. Проанализировать деятельность «Союза GSM» на потребительском рынке;
3. Предложить мероприятия по улучшению розничного товарооборота и путей увеличения продажи товаров предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1 Этапы развития логистики 5
1.2 Цели задачи и функции логистики 9
1.3 Концепция и принципы логистики 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЮЗ GSM» НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ 14
2.1. Общая характеристика предприятия 14
2.2. Организация товарооборота в «Союзе GSM» 16
2.3. Рекомендации по улучшению торгово-закупочной деятельности «Союз GSM» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
«Союз GSM» часто обращается к транспортным компаниям, так как это выходит дешевле, чем приобретать собственные машины, выплачивать заработную плату водителям, экспедитору. Так же транспортные компании всегда без особого сопротивления компенсируют повреждённый товар именно во время транспортировки. Так, если на коробке написано «вверх», а при разгрузке она лежит, то претензии предъявляются к транспортной компании. Данная претензия оформляется на месте в накладной и о ней немедленно сообщается в транспортную компанию. Такие недоразумения бывают редко.
Для любого предприятия очень важно иметь широкий и глубокий ассортимент. «Союз GSM» обладает им, но также очень важно, чтобы данный ассортимент удовлетворял потребностям потребителей и соответственно приносил прибыль.
В приложении приведен ассортимент сотовых телефонов. В основном ставка делается на телефоны стоимостью от 4 до 10 тыс. рублей.
Для углубленного анализа выполнения плана товарооборота рассмотрим его в поквартальном разрезе, используя информацию таблицы 2.1.
Таблица 2.1
Информация о доле квартала в годовом товарообороте магазина ООО «Союз GSM» за 2010 год
Квартал | Факт за прошлый год, тыс. руб. | Отчетный год | Отклонение | ||||
план, тыс. руб. | факт, тыс. руб. | абсолютное, тыс. руб. | относительное, % | ||||
от плана | от 2007г. | от плана | от 2007г. | ||||
1 квартал | 102,3 | 150,0 | 150,5 | 0,5 | 48,2 | 100,36 | 147,15 |
2 квартал | 74,4 | 120,0 | 89,3 | -30,7 | 14,9 | 74,41 | 119,95 |
3 квартал | 89,0 | 138,0 | 117,3 | -20,7 | 28,4 | 85,03 | 131,85 |
4 квартал | 150,1 | 192,0 | 215,2 | 23,2 | 65,1 | 112,09 | 143,36 |
Всего за год | 415,9 | 600,0 | 572,4 | -27,6 | 156,5 | 95,40 | 137,64 |
Магазин не выполнил план товарооборота за 2-й и 3-й кварталы. В связи с чем, потери товарооборота составили 27,6 тыс. руб., или 4,6% планового годового оборота. Наибольшее отставание от плана наблюдается во втором квартале на 25,6%, а если рассмотреть по месяцам этого квартала, то это январь (30%) и февраль (20%). В марте происходит превышение плана на 46%, что реально в 2008 году по сравнению с 2007 годом равно 71%. Наибольшее отклонение от плана в сторону невыполнения наблюдается в июне (41%) и в апреле (33%), а в сторону перевыполнения март (46%) и сентябрь (28%).
Основными причинами недовыполнения плана являются недостатки в изучении покупательского спроса на рынке товара. На второй квартал запланировано снижение товарооборота от первого на 30 тыс. руб., так как во втором квартале наблюдается наибольшее снижение покупательской активности в течение года. В третьем задано повышение товарооборота по плану на 18 тыс. руб. Наибольший всплеск покупательской активности приходится на четвертый квартал, в связи с этим на него приходится 192 тыс. руб. или 32,0 % от годового плана.
Исчислим и проанализируем коэффициенты ритмичности и равномерности продаж. Используя информацию представленную в приложении 1 видно, что план был выполнен в марте, сентябре, октябре, ноябре и декабре отчетного года. Отсюда коэффициент ритмичности (соотношение числа месяцев, в которых выполнен план к общему числу месяцев) равен 0,4167 (5/12) или 41,66%. Данный показатель характеризует низкую ритмичность, менее 50%.
Представим на (рис. 2.2 и 2.3) структуру розничного товарооборота по месяцам исследуемых периодов
Рисунок 2.2. Структура розничного товарооборота магазина ООО «Союз GSM» по месяцам 2009 года, (%)
Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает оборот декабря, 15,2% в 2009 году, 17,1 % в 2010 году, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на апрель, в апреле 2009 года – 5,2%, а в 2010 года 4,7%.
Рисунок 2.3. Структура розничного товарооборота магазина ООО «Союз GSM» по месяцам 2010 года, (%)
Ритмичность развития розничного товарооборота магазина по месяцам рассмотрим на основе данных. Данные свидетельствуют о резкой смене ритмов развития товарооборота магазина по месяцам: наиболее напряженным является первое полугодие (с января по апрель включительно), кроме марта, где происходит резкий скачок, особенно в 2008 году, затем товарооборот постепенно нарастает с небольшими волнообразными спадами (без резких колебаний) вплоть до декабря.
Лучшими являются последние 3-4 месяца года с сентября по декабрь. Такое развитие розничного товарооборота по месяцам, влечет за собой сложности в долгосрочном планировании, и как следствие затрудняет процесс планирования закупок таким образом, чтобы они обеспечивали оптимальные остатки каждого вида товаров на складах, для удовлетворения покупательского спроса. Эта напряженность в работе ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого могут являться недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.
Анализ деятельности предприятия позволил выявить следующие проблемы:
- для компании «Союз GSM» характерна недостаточная обеспеченность оборотными средствами для своевременного погашения краткосрочных обязательств за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, а также для бесперебойного ведения хозяйственной деятельности;
- ассортимент товаров отвечает требованиям потребителей, но в других фирмах он больше.
Предложим мероприятия по улучшению торгово-закупочной деятельности «Союз GSM».
Для успешной реализации важна не только цена поставляемой продукции. Важную роль в деятельности любой фирмы играет её сотрудники. У предприятия «Союз GSM» очень острой проблемой является проблема кадров, что в значительной мере влияет на товарооборот.
Для разрешения данной проблемы у предприятия есть два выхода: обратиться к рекрутскому агентству или включить в свой штат такого сотрудника как менеджер по персоналу.
«Союз GSM» предпочло второй вариант. Этот выбор является наиболее подходящим, так как пока в нашем городе не существует эффективных рекрутских агентств. Также менеджер по персоналу будет лучше отбирать нужных кандидатов, поскольку он может лучше понять потребности организации и желания руководителя. Предприятие «Союз GSM» предпринимало попытки найти менеджера по персоналу, но, к сожалению пока этого сделать не удалось. Были предприняты попытки, но найденный кандидат не устраивал своей квалификацией.
Данный кандидат очень грубо высказывался с коллективом и допускал профессиональные ошибки. Предприятие требует от специалиста: обучение продавцов, проведение тестирований, сплочение коллектива, отбор персонала, работу по делопроизводству. Менеджер по персоналу должен работать полный рабочий день, который будет оговорён. Создать у продавцов нематериальную мотивацию, а психологически всем коллективом стремится к какой-либо общей задаче. Например, не просто продавать, а развивать в масштабах города активный образ жизни. Помогать людям, поддерживать своё здоровье. На словах благодарить своих работников за успешную работу.
Предприятию необходимо сделать объявления в местах обучения специалистов с данной квалификации, с целью привлечения специалистов с хорошей теоретической базой. Этот способ имеет небольшие финансовые расходы на распечатку раздаточного материала, который фирма сама может напечатать. Или дать объявления в газету «Работа для вас». Данные затраты можно покрыть за счёт заработной платы менеджеру по персоналу за первый месяц.
На предприятии продавцы-консультанты не очень хорошо разбираются в телефонах. Поэтому следует повышать их культурный уровень, для того, чтобы у покупателей не создавалось никаких отрицательных впечатлений о предприятии. Для этого менеджер по персоналу также должен проводить беседы по повышению их культурного уровня и следить, чтобы персонал нравственно развивался.
Предприятию необходимо:
проводить изучение спроса покупателей на конкретные виды товаров;
определять товары, пользующиеся наибольшим спросом по видам товаров и в ассортиментном разрезе в пределах одного вида и модели;
анализировать рынок поставщиков, оценивая их по категориям «цена-качество», торговая марка, «дополнительные услуги», способы оплаты и др. характеристики, влияющие на затраты и спрос продукции;
проводить оперативный анализ выполнения товарооборота и определять причины изменений, с целью их своевременного устранения.
Повышение товарооборачиваемости в 2010 году по сравнению с 2009 годом связано с тем, что товары стали меньше находиться в виде товарных запасов, в результате чего увеличилась скорость превращения их в денежную форму. Повышение товарооборачиваемости положительно сказалось на величине товарооборота магазина. Тем не менее, для его повышения в следующих периодах и выполнения плановых показателей следует:
планировать более рациональную структуру товарооборота;
исключить из ассортимента, неходовые товары, а так же товары, не пользующиеся спросом;
осуществлять организацию рекламных мероприятий – сообщения о новинках, информирование об изменении цены;
стимулировать покупательскую активность, используя для этого скидки, проведение лотерей.
Немаловажное значение в данной ситуации имеет организация торговли и культура обслуживания покупателей: обеспечение удобства пребывания в магазине, рекламно-художественное оформление интерьера, одежда работников торгового зала и их доброжелательное отношение.
Для оценки успеха или неудач многих форм стимулирования сбыта достаточно просты, поскольку они тесно связаны с показателями деятельности или сбыта.
Анализируя данные до и после, легко определить полезность стимулирования.
Например, эффективность торговой выставки можно измерить с помощью подсчета:
числа контактов, которые были осуществлены в ходе проведения выставки;
объема продаж, который был достигнут с помощью этих контактов;
издержек на один контакт; с помощью обратной связи с потребителями через торговый персонал или определения, количества рекламных проспектов розданных на выставке.
В зависимости от широты и глубины ассортимента зависит то, как успешно продавцы-консультанты смогут реализовать товар. Предприятие стремится к расширению и углублению товарного ассортимента. Но не всегда удаётся предугадать запросы потребителей.
Зачастую на запросы потребителей влияют средства массовой информации и выдающиеся личности страны (например, увлечения президента). Таким образом, руководство «Союз GSM» должны отслеживать, как пропагандируется новые средства связи в стране.
Предприятию необходимо учитывать такие принципы формирования торгового ассортимента как:
- обеспечение достаточного количества товаров частого спроса простого ассортимента,
- обеспечение достаточной широты видов по каждой товарной группе и подгруппе,
- установление определённого количества разновидностей по каждому виду товаров в зависимости от товарного профиля и зон деятельности в магазине,
- учёт и отражение в ассортименте товаров особенностей спроса в данной зоне деятельности.
Рассчитаем затратную эффективность «Союз GSM» в 2010 году, используя данные таблицы 2.2
Таблица 2.2
Мероприятия по улучшению торгово-закупочной деятельности
Мероприятия | Стоимость |
Реклама в газете | 5000 |
Обеспечение достаточного количества товаров частого спроса простого ассортимента | 41000 |
Найм менеджера по персоналу | 110000 |
Затраты на увеличение ассортимента | 281400 |
Итого | 437400 |