Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:02, доклад
Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е. в процессе оптовой продажи товаров. Процесс розничной продажи в логистике, как правило, не рассматривается.
На микроуровне решаются следующие задачи:
планирование процесса реализации;
выбор упаковки продукции, ее комплектация и консервирование;
организация отгрузки продукции;
контроль за транспортировкой к месту потребления и доставка продукции потребителю;
организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относятся:
выбор схемы распределения материальных потоков;
формирование каналов распределения;
размещение распределительных центров.
2.3.2. Каналы распределения товаров
Канал распределения и его функции
Поставщик и потребитель товаров представляют собой две микрологистические системы, связанные между собой логистическим каналом или каналом распределения.
Канал распределения – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя (или помогают передать другому) право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Логистический канал – упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до потребителя.
Использование каналов распределения приносит производителю определенные выгоды, так как обеспечивает продажу продукции наиболее эффективными способами, позволяет доводить продукцию до целевых рынков, экономит затраты на распределение.
Организации или лица, составляющие канал, выполняют ряд функций. В период заключения сделок – сбор информации, необходимой для обеспечения движения товаров по каналу, принятие на себя рисков, связанных с функционированием канала. В период завершения сделок – организация товародвижения (транспортировка и складирование), изыскание и использование финансовых средств для обеспечения движения товаров по каналу, принятие на себя рисков, связанных с функционированием канала.
Непосредственно процесс распределения
осуществляется путем реализации следующих
видов работ: обработка заказов,
складирование продукции и
Обработка заказов включает в себя: получение заказа от потребителя, рассылку информации о заказе заинтересованным подразделениям предприятия, принятие решения о производстве продукции. Если нужные потребителю товары имеются на складе, то производится их отгрузка. Если товары на складе отсутствуют – производству передается заказ на их изготовление.
Складирование. После завершения производственного процесса предприятие вынуждено хранить товар до его отгрузки. Это обусловлено тем, что циклы производства и потребления редко совпадают.
Предприятие может выбрать разные формы хранения готовой продукции:
часть товара может храниться на складе предприятия, часть – на складах в районах потребления продукции;
вся изготовленная продукция может храниться на складах предприятия;
предприятие может арендовать место на складах общественного пользования;
для хранения товаров могут использоваться склады длительного хранения или транзитные склады.
Поддержание товарно-материальных запасов. Для бесперебойного обеспечения потребителя необходимыми ему товарами предприятие-изготовитель создает запасы товарно-материальных ценностей, которые хранятся на складах предприятия или в районах потребления. Запасы поддерживаются на уровне, предусмотренном специальными нормативами.
Завершающим этапом процесса реализации является транспортировка товара к месту потребления и доставка его потребителю на предусмотренных договором (контрактом) условиях.
Структура распределительных каналов
Каналы распределения имеют различную структуру, которая может быть охарактеризована количеством составляющих канал уровней.
Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственника на него к конечному потребителю.
В системах с прямыми связями
в составе каналов нет каких-
Рис. 2.3.1. Схемы построения каналов распределения
При формировании канала распределения
на первое место выдвигается решение
о структуре канала, т.е. о количестве
уровней и о конкретном составе
членов канала. При выявлении возможных
вариантов каналов
Выделяют четыре типа посредников.
Дилеры – оптовые, реже розничные, посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Они приобретают товар по договору поставки, становятся собственниками товара после оплаты доставки и реализуют эти товары потребителям.
Дистрибьюторы – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного времени. Дистрибьютор не является собственником продукции. По договору он приобретает право ее продажи.
Комиссионеры – оптовые
и розничные посредники, ведущие
операции от своего имени и за счет
производителя. Комиссионер не является
собственником продукции. За оказанные
услуги ему выплачивается
Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Брокеры не являются собственниками продукции, не распоряжаются продукцией. Они действуют на основе поручений и содействуют совершению сделки. Вознаграждаются только за проданную продукцию.
После того как из множества различных посредников сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю, логистический канал преобразуется в логистическую цепь.
2.3.3. Формы доведения товара до потребителя
Разнообразие форм доведения товара до потребителя
Формы доведения товара до потребителя определяются прежде всего характером самого товара, местом и условиями его производства, потребления и возможностями транспорта.
Прямые связи по системе «от двери до двери», при которой товар доставляется от поставщика до потребителя, минуя склады и хранилища. Эта форма используется, когда закупается крупная партия продукции или закупается уникальная продукция. Она позволяет свести до минимума транспортные издержки и затраты на промежуточное хранение товаров. Прямые связи приносят эффект только при обслуживании близко расположенных потребителей.
В случае, когда потребители располагаются в отдалении от поставщиков или в нескольких регионах, применяется доставка товаров через склады (центры) предприятий-поставщиков. Сбытовые агенты, принимая заказ на поставку продукции, отправляют его не в центральную сбытовую контору, откуда он пересылается на одно из предприятий фирмы, а непосредственно в ближайший распределительный центр.
Следующей формой доведения товаров до потребителей является использование услуг оптовых посредников. Поставщики прибегают к услугам оптовых предприятий при реализации продукции производственно-технического назначения. Эта форма применяется главным образом с целью расширения рынков сбыта и снижения издержек, при необходимости организовать дополнительный канал реализации одного и того же товара на разных рынках, когда поставляются в большом количестве товары стандартного качества и т.д.
В последние годы получает распространение и такая форма отношений оптовых посредников и промышленных предприятий, когда за первыми закрепляются операции по техническому обслуживанию оборудования, находящегося у потребителя. В этом случае предприятия-изготовители освобождаются от необходимости иметь у себя персонал для выполнения таких операций. Промышленное оборудование, сырьевые материалы и полуфабрикаты могут быть реализованы через товарные биржи, с использование брокеров и агентов.
Размещение распределительного центра
Выбор оптимального варианта размещения распределительного центра осуществляется в том случае, когда на обслуживаемой территории имеется несколько потребителей материального потока.
При выборе варианта размещения распределительного центра применяется следующая последовательность действий:
изучается конъюнктура рынка
и разрабатывается прогноз
разрабатывается система снабжения товарами потребителей;
составляются схемы
осуществляется выбор
варианта размещения распределительного
центра по критерию минимума приведенных
затрат. Приведенные затраты
где ЗП – приведенные затраты по варианту;
СЭ – годовые эксплуатационные расходы центра;
СТ – годовые транспортные расходы;
К – капитальные вложения в строительство распределительного центра;
Т – срок окупаемости капитальных вложений.
Вопросы для повторения
3.3.1. Понятия и задачи распределительной логистики
Понятие распределения в связи с коммерческой деятельностью, включая и сбытовую, имеет два смысловых значения: 1) согласованное или систематическое размещение и доставка товаров; 2) весь комплекс операций, осуществляемых в целях доставки товаров и услуг в распоряжение потребителей.
В современных условиях вполне
допустимо говорить о коммерческом,
канальном и физическом распределении.
Коммерческое распределение охватывает
преимущественно функции
Толковый словарь современного русского языка гласит, что распределить – это значит разделить что-либо между кем-либо, предоставив каждому определенную часть. В экономике распределение — это фаза воспроизводственного процесса: сначала надо произвести материальные блага, а затем распределить их, т. е. выявить долю каждого производителя в созданном богатстве.
В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Закономерности, связанные с распределением прав собственности, здесь также принимаются во внимание, однако не они являются основным предметом исследования и оптимизации. Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли посредники — вот примерные задачи, решаемые распределительной логистикой.
Т.е. представляет собой науку (деятельность)
о планировании, контроле и управлении
транспортированием, складированием и
другими материальными и
Наиболее часто применяемое
определение распределительной
логистики формулируется
Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:
подчинение процесса управления
материальными и
системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);
системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.
Распределительная логистика строится на следующих логистических принципах:
координация всех процессов товародвижения, начиная от финишных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя;
интеграция всех функций
управления процессами распределения
готовой продукции и услуг, начиная
с определения целей и
адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей;
системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности;
комплексность, т.е. решение
всей совокупности проблем, связанных
с удовлетворением
оптимальность, как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования;
рациональность, как в организационной структуре, так и в организации управления.
Организованная в соответствии с перечисленными принципами распределительная логистика обладает свойствами: эмерджентности (способность порождать системный эффект от оптимальной координации деятельности всех элементов распределения), синергизма (системообразующая функция, позволяет получить свойства системы, которыми не обладают ее элементы в отдельности) и конгруэнтности (соразмерности (соответствии) ее элементов между собой и с целями системы).