Пути совершенствования организации обеспечения фирмы ресурсами для осуществления производительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей курсовой работы является изучение процесса снабжения (или материально-технического обеспечения) на предприятии.
Для выполнения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
дать определение процессу снабжения;
рассмотреть формы материально-технического обеспечения на предприятии;
проанализировать инфраструктуру и организационную структуру отдела материально-технического обеспечения;
рассмотреть основные функции отдела;
рассмотреть основные методы определения и расчета потребностей в материальных ресурсах;
выявить особенности применения системы планирования MRP;
рассмотреть опыт совершенствования организации обеспечения ресурсами фирмы, а также опыт применения информационных систем планирования на отечественных предприятиях.

Содержание

Введение
1. Экономическая сущность и понятие снабжения
1.1 Осуществление снабжения, как одна из важнейших функций на фирме
1.2 Функции отдела материально-технического снабжения на фирме
2. Методы определения потребности фирмы в необходимых ресурсах
2.1 Методы определения потребностей по качеству и количеству товаров и услуг
2.2 Методика MRP-1 (планирование потребности в материалах)
2.3 Методы расчета потребности в основных материалах
3. Пути совершенствования организации обеспечения фирмы ресурсами для осуществления производительной деятельности
3.1 Опыт зарубежных стран по совершенствованию организации обеспечения фирмы ресурсами
3.2 Опыт применения информационных систем планирования потребностей ресурсов на отечественных предприятиях
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Организация системы снабжения на фирме.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

     Бережливое  производство предусматривает:

     – участие всего коллектива предприятия в устранении непродуктивных потерь;

     – реализацию новаторских идей коллектива предприятия;

     – реальный вклад коллектива предприятия в улучшение качества и экономию средств, стремление сделать производство более простым и чистым.

     Основной  проблемой для российских предприятий  в применении подобной методики часто  является отсутствие корпоративной культуры, общих ценностей, что приводит к тому, что сотрудники не являются единым коллективом.

     Наиболее  популярная система, включающая в себя философию бережливого производства — система «точно в срок» (JIT). При применении JIТ-системы компоненты, сырье и услуги поступают в центр работ именно тогда, когда они там требуются. Такой подход существенно снижает очереди продукции, отправляемой в запас незавершенного производства [5, с.314].

     Цели  производства JIТ: нужная деталь в нужном месте в нужное время. Если в основе МRР при реализации данной цели лежат компьютерные вычисления, ЛТ, в первую очередь, строится на промышленной технологии. В ЛТ основное внимание уделяется устранению отходов в цепи поставок.

     Одним из необходимых следствий поступления компонентов и материалов непосредственно в тот момент, когда они необходимы, стало высокое качество прибывающих единиц. В системе ЛТ применяется несколько взаимосвязанных принципов для гарантии высокого качества продукции на каждом шаге производственного процесса.

     Во-первых, ответственность за качество возлагается  на изготовителя детали, а не на отдел  контроля качества.

     Во-вторых, использование производственных рабочих  вместо супервизоров, контролирующих качество, позволяет добиваться качества на этапе производства, а не проверки. Эта особенность и небольшие размеры партий помогают внимательно контролировать каждый процесс и обеспечивать проверку каждого изделия.

     В-третьих, концепция JIТ настаивает на обязательном соблюдении стандартов качества. Специалисты по закупкам не принимают изделий, не соответствующих установленным параметрам, и посещают предприятия поставщика, чтобы самим проверять качество на уровне цеха. Поскольку такие посещения и, следовательно, проверки осуществляются часто, производители, работающие по системе ЛТ, документируют качество своей продукции в общепринятых терминах и размещают эти документы так, чтобы к ним был легкий доступ. Этот процесс заставляет производителя точно формулировать сущность качества.

     Работу  системы JIT как «вытягивающей» системы контроля можно хорошо понять на примере системы канбан.

     Канбан  — простая, но эффективная система  контроля, помогающая реализовать систему  JIТ на практике. Канбан не синоним JIТ, хотя эти термины часто — и неправильно употребляются именно таким образом. Канбан по-японски означает карточку, использование таких карточек стало основным элементом во многих системах контроля, применяемых в японских компаниях, в том числе и в Тоуоtа, чья система канбан привлекла большое внимание специалистов со всего мира [5, с.316].

     Системы канбан требуют небольших размеров партий, что характерно для JIТ, и разрозненных производственных единиц. Они менее подходят для дорогостоящих или крупных изделий, которые дорого хранить или перемещать большими партиями, для редко или нерегулярно применяемой продукции, а также для отраслей с поточным производством.

     Одна  из причин снижения затрат в результате сокращения времени исполнения заказа в том, что медленные процессы дороги. Медленно оборачивающиеся запасы нужно приводить в движение, пересчитывать, хранить, изымать из хранения и приводить в движение снова. Они могут испортиться или устареть.

     Можно сделать вывод о том, что концепции, разработанные в Японии по существу являются сильными клиент-ориентированными методиками организация производства.

     Например, рассмотрим развитие сельского хозяйства  в Японии. Сельское хозяйство в  Японии базируется преимущественно  на семейных предприятиях (68% всех хозяйств представляют собой фермы с площадью обрабатываемой земли до 1 га).

     Несмотря  на большие трудозатраты и не очень  высокую эффективность, японские фермеры  используют такие меры, как обеспечение  клиентов расширенными услугами, демонстрационные фермы, обучение в режиме неполного  рабочего дня предпринимателей и  образцовых фермеров. Все эти идеи сейчас стали общепринятыми, но многим странам не хватает их систематического осуществления, и в этом смысле японцы добились успеха там, где остальные потерпели поражение.

     Японские  фермеры используют трактора, пикапы, электрические культиваторы, рисопосадочные машины и комбайны, которые помогают им повысить производительность своего труда. Используя интенсивные методы земледелия, удобрения, сложную технику и тщательно отработанную технологию, фермеры в состоянии производить половину всех фруктов и овощей, потребляемых в Японии, и при этом часть фермерских площадей ещё отводится под содержание скота. Так что сельское хозяйство Японии обеспечивает значительную часть потребляемых продуктов питания.

     Современные технологии сделали возможными новые способы земледелия. Часть урожая в Японии выращивается методом гидропоники, т. е. без почвы - просто в воде. Применение генной инженерии позволяет получать более богатые и безопасные для здоровья человека урожаи.

     Благодаря системе производственного контроля Правительство покупает по официальным ценам рис и пшеницу у фермеров, финансирует программы технической модернизации и энергообеспечения хозяйств.

     Концепция бережливого производства и государственная  поддержка помогла сельскому хозяйству Японии стать одним из самых успешных производителей зерновых культур.

 

    3.2 Опыт применения  информационных систем  планирования потребностей  ресурсов на отечественных  предприятиях 

     Формирование  российского рынка программного обеспечения для управления предприятием можно отнести к началу 90-х годов, когда в стране началась либерализация экономических отношений. Тогда же на рынке появились первые коммерческие разработки российских софтверных компаний, а также решения зарубежных компаний, предназначенные для обеспечения комплексного управления ресурсами предприятий. И тогда же подобные системы стали называться корпоративными информационными системами (КИС).

     На  данный момент на рынке корпоративных  информационных систем России одними из основных тенденций являются [18, с.42]:

  • интеграция отечественных и зарубежных систем;
  • рост интенсивности конкуренции российских разработчиков КИС;
  • рост интенсивности конкуренции в сегменте средних предприятий;
  • следование общемировым тенденциям в сфере развития рынка КИС.

     Сегодняшнее состояние рынка компьютерных систем в России характеризуется, в первую очередь, определенным этапом развитием большинства российских поставщиков и приходом западных разработчиков и их партнеров на российский рынок.

     Большинство российских систем начали свое существование на рубеже 90-х годов, когда, объективные потребности бизнеса привели к тому, что предприятия и фирмы стали задумываться о компьютеризации. В силу общих закономерностей рыночной экономики, первыми смогли выделить необходимые финансовые средства предприятия торговли или сферы услуг. Промышленность значительно отставала, из-за многих причин.

     Таким образом, практически все российские системы начали развиваться как  учетные (бухгалтерские) системы. Многие из них продолжают оставаться чисто  учетными, позволяя автоматизировать одну или несколько функций предприятия, но не давая целостной картины, необходимой для управления промышленным предприятием [18, с.43].

     Кроме того, только единичные разработчики (а их всего более сотни) смогли адекватно предвидеть развитие событий и, простому увеличению продаж «коробочных» решений предпочли эволюционный качественный рост, вкладывали средства в развитие систем и научно-исследовательские работы.

     Несколько лет назад на российском рынке  корпоративных информационных систем существовала проблема интеграции отечественных и западных приложений. Сегодня многие предприятия внедряют западные корпоративные системы для решения определенных задач бизнеса, успешно интегрируя их с ранее установленными отечественными системами.

     По  мере развития и роста рынка российские разработчики будут острее конкурировать в борьбе за потребителя как между собой, так и с внешними конкурентами. Если несколько лет назад борьба за потребителя велась в основном по ценовым критериям, то сейчас большинство разработчиков информационных систем делают акцент на уровень качества системы, уровень ее поддержки, квалификации специалистов и на долговременное сотрудничество с заказчиком.

     Соревнование  с внешними конкурентами будет вестись  с использованием таких преимуществ, как более полная функциональность финансовых и кадровых модулей, более выгодное соотношение «цена/качество», возможность интеграции с приложениями зарубежных разработчиков, создание смешанных КИС, сочетающих преимущества отечественных и зарубежных КИС.

     Следование  мировым тенденциям проявляется  прежде всего в области электронной  коммерции и приложений по управлению взаимоотношениями с клиентами. На данный момент эти функции реализует  большая часть систем российских разработчиков, однако по своим функциональным характеристикам российские приложения e-business и CRM значительно уступают западным. Помимо этого спрос на данные приложения со стороны заказчиков пока не высок [18, с.43].

     В целом российский рынок КИС сегодня  разделен между западными и российскими  КИС не по отраслевому признаку, а по величине предприятий. Большинство пользователей крупных западных КИС — это крупные отечественные предприятия нефтегазовой отрасли, тяжелой промышленности, машиностроения и т.п. Лишь небольшое число российских поставщиков имеют подобные контракты.

     На  основании этого можно предположить, что в ближайшие несколько  лет основная конкурентная борьба будет  происходить между КИС для  предприятий среднего бизнеса. За последние  несколько лет на российский рынок  вышло несколько западных разработчиков ERP-систем, которые ориентированы на поставку решений для предприятий среднего бизнеса. В этот же период многие российские разработчики значительно увеличили функциональный состав своих КИС, что также позволило им выйти на рынок компаний среднего бизнеса.

     На  сегодняшний день основными причинами  внедрения интегрированной корпоративной  системы на предприятии являются следующие (в порядке убывания упоминания пользователями систем): отсутствие реальной интеграции данных; недостаток функциональных возможностей существующей информационной системы; увеличение объема бизнес-операций; требования международной отчетности; необходимость аналитической обработки данных; несоответствие стандартам MRP/ERP [20].

     Среди основных причин неудачных внедрений  КИС поставщиками решений прежде всего отмечены (в порядке убывания упоминаний): неготовность компании к изменениям; недостаточный уровень управленческих знаний у руководящих специалистов заказчика; отсутствие реальной потребности в системе со стороны заказчика; внедрением занимается только собственный ИТ-отдел; размытость целей и задач проекта, нечеткая формулировка потребностей заказчиком; отсутствие или слабая поддержка проекта руководством компании; сокращение бюджета в ходе внедрения.

     Большинство перечисленных причин неудачных внедрений относятся к проблемам менеджмента предприятия и готовности к принципиальным изменениям не только на уровне использования информационной системы, но и на уровне организационной структуры и бизнес-процессов.

     Практика внедрения корпоративных систем на российских предприятиях в течение последних десяти лет выявила ряд общих факторов, которые необходимо учитывать при выборе поставщика. В первую очередь к ним относятся: полнота функциональных возможностей систем; уровень реализации функциональных модулей систем; стоимость и продолжительность внедрения; влияние системы на бизнес и бизнес-процессы предприятия; эффективность использования системы на предприятии [20].

     В течении последних лет на рынке  появились предложения, которые  свидетельствуют о дальнейшем углублении процессов специализации рынка, что отражает объективные потребности производственных предприятий. Действительно, если предложения «первой волны» были как одно: универсальны и многофункциональны, на что и делался основной упор в маркетинге, то по мере роста квалификации специалистов отделов АСУ предприятий и консультантов стали все более явственно проступать недостатки таких решений. А именно: сложность или даже невозможность адаптации к специфике конкретного производства, отсутствие «мелких», но таких нужных учетных и функциональных возможностей, как например возможность обсчета и моделирования цен на каждый заказ на стадии его оформления, учет технологических особенностей гибкого и многовариантного производства, каким является полиграфическое, отсутствие возможности учитывать и планировать пополнение технологических запасов материалов на каждом рабочем месте, ну и многие другие.

Информация о работе Пути совершенствования организации обеспечения фирмы ресурсами для осуществления производительной деятельности