Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:06, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является изучение процесса снабжения (или материально-технического обеспечения) на предприятии.
Для выполнения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
дать определение процессу снабжения;
рассмотреть формы материально-технического обеспечения на предприятии;
проанализировать инфраструктуру и организационную структуру отдела материально-технического обеспечения;
рассмотреть основные функции отдела;
рассмотреть основные методы определения и расчета потребностей в материальных ресурсах;
выявить особенности применения системы планирования MRP;
рассмотреть опыт совершенствования организации обеспечения ресурсами фирмы, а также опыт применения информационных систем планирования на отечественных предприятиях.
Введение
1. Экономическая сущность и понятие снабжения
1.1 Осуществление снабжения, как одна из важнейших функций на фирме
1.2 Функции отдела материально-технического снабжения на фирме
2. Методы определения потребности фирмы в необходимых ресурсах
2.1 Методы определения потребностей по качеству и количеству товаров и услуг
2.2 Методика MRP-1 (планирование потребности в материалах)
2.3 Методы расчета потребности в основных материалах
3. Пути совершенствования организации обеспечения фирмы ресурсами для осуществления производительной деятельности
3.1 Опыт зарубежных стран по совершенствованию организации обеспечения фирмы ресурсами
3.2 Опыт применения информационных систем планирования потребностей ресурсов на отечественных предприятиях
Заключение
Список использованной литературы
1.2
Функции отдела материально-технического
снабжения на фирме
Основной целью МТО является доведение материальных ресурсов до конкретных производственных предприятий в заранее определенное договором место потребления.
Функции МТО классифицируются на основные и вспомогательные, которые в свою очередь делятся на коммерческие и технологические [13, с.419].
К основным коммерческим функциям относятся непосредственная покупка и аренда материальных ресурсов промышленными предприятиями, сопровождаемая изменением формы стоимости.
Вспомогательные коммерческие функции — маркетинговые и юридические. Маркетинговые функции коммерческого характера включают вопросы определения и выбора конкретных поставщиков материальных ресурсов. В ряде случаев в качестве поставщиков могут выступать посреднические структуры.
Юридические функции связаны с правовым обеспечением и защитой прав собственности, подготовкой и ведением деловых переговоров и юридическим оформлением сделок и контролем за их исполнением.
Технологические функции включают вопросы доставки и хранения материальных ресурсов. Этому предшествуют ряд вспомогательных функций по распаковке, расконсервации, заготовки и предварительной обработки.
Ряд экономистов выделяют также внешние и внутренние функции [15, с.189].
Внешние
функции реализуются вне
Внутренние
функции реализуются
Конкретизируя перечисленные функции можно отметить следующие основные направления деятельности отдела МТО [9, с.334]:
Мы
уже говорили о том, что процесс
снабжения на предприятии осуществляется
отделом снабжения или
2.
Методы определения
потребности фирмы
в необходимых
ресурсах
2.1
Методы определения
потребностей по качеству
и количеству товаров
и услуг
Определение потребностей в материалах является одной из наиболее важных работ, выполняемых в процессе планирования материального обеспечения производства. Размер и вид потребностей служат основанием для выбора условий доставки материалов, например, в соответствии с ритмом расхода, производственным циклом изделия и др. Возможные колебания потребностей и сроков поставок обусловливают необходимость непрерывного контроля за уровнем производственных запасов.
Необходимым условием решения задач определения потребностей в материалах является выбор метода их расчета и установление вида потребности.
Под потребностью в сырье и материалах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов.
Поскольку
в большинстве случаев
Периодическая потребность складывается из первичной и вторичной [8, с.336].
Первичная потребность. Под первичной понимается потребность в готовых изделиях, узлах и деталях, предназначенных для продажи, а также покупных запасных частей. Расчет первичной потребности, как правило, осуществляется с помощью методов математической статистики и прогнозирования, дающих ожидаемую потребность. С целью избежания жесткой зависимости от сроков поставки и страхования себя от потерь предприятие стремится к многократному использованию одних и тех же деталей и узлов путем унификации выпускаемой продукции и созданию их запасов. Риск неправильной оценки или неточного прогноза потребностей компенсируется соответствующим увеличением страховых запасов. Чем надежнее прогноз, тем ниже требуемый уровень запасов.
Установленная первичная потребность является основой управления материальными потоками на предприятиях, работающих в сфере торговли.
При расчете вторичной потребности предполагаются заданными: первичная потребность, включающая сведения об объемах и сроках; спецификации или сведения о применяемости; возможные дополнительные поставки; количество материалов, находящихся в распоряжении предприятия. Поэтому для определения вторичной потребности используются, как правило, детерминированные методы расчета. Если такой способ установления потребности невозможен из-за отсутствия спецификаций или незначительной потребности в материалах, то ее прогнозируют, используя данные о расходе сырья и материалов.
Третичная потребность. Потребность производства во вспомогательных материалах и изнашивающемся инструменте называется третичной. Она может быть определена исходя из вторичной на основе показателей использования материалов (детерминированное определение потребности), путем проведения стохастических расчетов на основе расхода имеющихся материалов или экспертным путем.
Брутто- и нетто-потребности. Под брутто-потребностью понимается потребность в материалах на плановый период без учета того, имеются ли их запасы на складе или в производстве. Соответственно нетто-потребность характеризует потребность в материалах на плановый период с учетом их наличных запасов и получается как разность между брутто-потребностью и располагаемыми складскими запасами к определенному сроку [8, с.337].
На практике суммарная потребность в материалах увеличивается относительно показания брутто на дополнительную потребность, обусловленную браком в производстве и проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. После сопоставления с величиной располагаемых складских запасов остаточная потребность корректируется на величину текущих заказов.
В практике работы предприятий используют несколько методов обеспечения производства материалами: позаказный, на основе плановых заданий, на основе осуществляемой потребности.
Позаказный метод можно рассматривать как один из способов материального обеспечения производства на основе плановых заданий, заказов. Отличительной чертой позаказного метода обеспечения является «мгновенное преобразование» возникшей потребности в заказ, что в нормальных условиях приводит к отсутствию складских запасов. Поэтому расчет нетто-потребности не предусматривается.
Обеспечение
производства на основе осуществляемого
потребления базируется на исходных
данных о расходе материалов за прошлые
периоды времени и
Материальное обеспечение на основе плановых заданий. Данный метод основывается на детерминированном расчете потребности в материалах. При этом предполагаются известными первичная потребность на определенный период, структура изделий в виде спецификаций, позволяющая определить вторичную потребность, и возможная дополнительная потребность [4, с.315].
При обеспечении материалами на основе плановых заданий размер заказа определяется исходя из нетто-потребности с учетом планируемого поступления и наличия материалов на складе.
Материальное обеспечение на основе осуществляемого потребления. Целью такого способа материального обеспечения является своевременное пополнение запасов и поддержание их на таком уровне, который позволял бы покрыть любую потребность до нового поступления материалов. В соответствии с поставленной целью решается задача определения момента времени дополнительного заказа, вопрос о размере заказа не рассматривается [4, с.316].
В
зависимости от вида проверки и выдачи
заказов различают два метода материального
обеспечения на основе осуществляемого
потребления, известные как системы управления
запасами. Это методы: обеспечения своевременных
заказов (система регулирования запасов
с фиксированным размером заказа) и необходимой
ритмичности (система регулирования запасов
с фиксированной периодичностью).
2.2
Методика MRP-1 (планирование
потребности в материалах)
В 60-е годы усилиями американцев Джозефа Орлики и Оливера Вейта был создан метод расчета необходимых для производства материалов, получивший название MRP (Material Requirements Planning – планирование необходимых материалов). Благодаря целенаправленной работе Американской ассоциации по управлению запасами и производством (APICS) метод MRP приобрел широкое распространение во всем западном мире, а в некоторых странах (включая Россию) даже трактуется как стандарт, хотя таковым не является.
Цели MRP-системы [17, с.75]:
В процессе реализации этих целей система обеспечивает поток плановых количеств материальных ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания.
Ядром MRP системы является программный комплекс, который и проводит все расчеты и анализ по определенным алгоритмам на основании базы данных о МР и их запасах, и на основании производственного расписания. На выходе программный комплекс дает набор документов, в том числе схемы доставки материальных ресурсов по подразделениям, объемы и сроки поставок.