Проблемы пассажирского автобусного транспорта микрорайона «Сельма». Применение стратегии укороченных маршрутов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ автобусного маршрута №23 и разработка способа повышения эффективности функционирования пассажирского транспорта с целью обеспечения наиболее полного, своевременного и качественного обслуживания жителей микрорайона «Сельма» города Калининграда.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- выявить недостатки в транспортном обслуживании определенной группы населения;
- изучить регулярный городской автобусный маршрут;
- рассмотреть создание укороченного маршрута как способ решения проблемы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБСЛУЖИВАНИЕ МИКРОРАЙОНА «СЕЛЬМА» АВТОБУСНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 5
1.1 ПАССАЖИРСКИЕ АВТОБУСНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ 5
1.2 ТРАНСПОРТНАЯ СИТУАЦИЯ МИКРОРАЙОНА «СЕЛЬМА» 6
1.2.1 ОПИСАНИЕ МИКРОРАЙОНА 6
1.2.2 ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИКРОРАЙОНА 7
1.2.3 КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АВТОБУСНОГО МАРШРУТА №23 12
2.1 ПАССАЖИРОПОТОКИ И МЕТОДЫ ИХ ОБСЛЕДОВАНИЯ 12
2.1.1 ПОНЯТИЕ ПАССАЖИРОПОТОКА 12
2.1.2 ВЫБОР МЕТОДА ИЗУЧЕНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКА 13
2.2 ОБСЛЕДОВАНИЕ МАРШРУТА 16
2.2.1 ИЗУЧЕНИЕ ПАССАЖИРОПОТОКОВ 17
2.2.2 ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МАРШРУТА 20
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ УКОРОЧЕННЫХ МАРШРУТОВ 22
3.1 ПОНЯТИЕ УКОРОЧЕННОГО МАРШРУТА 22
3.1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ МАРШРУТОВ 22
3.1.2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ 23
3.2 РАЗРАБОТКА УКОРОЧЕННОГО МАРШРУТА 25
3.2.1 ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ МАРШРУТА 25
3.2.1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ УКОРОЧЕННОГО МАРШРУТА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 1.48 Мб (Скачать)
 
 

    По  результатам наблюдений составляем эпюру распределение пассажиропотока  по длине маршрута. 

Рис. 2.2 Диаграмма распределение  пассажиропотока по длине маршрута №23 в прямом направлении 

    Диаграмма наглядно показывает, что наибольший пассажиропоток приходится на участок маршрута от ул. Сибирякова до гостиницы «Калининград».

    2.2.2 ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МАРШРУТА

    Определим некоторые показатели использования  маршрута №23 на основе данных, полученных в ходе его изучения. Обследование маршрута проводилось в межпиковый период, в связи с чем отклонения от заявленного в паспорте маршрута расписания движения были незначительны. Показатели, имеющиеся в паспорте маршрута, а также сведения о пассажиропотоке в прямом направлении, сведены в таблицу 2.2.

Таблица 2.2

Исходные  данные

Показатель Значение 
Время сообщения, tc, мин 61
Время стоянки на конечном пункте, tок, мин 5
Количество автобусов на маршруте 12
Интервал движения, I, мин 11
Длина маршрута в прямом направлении, lм, км 16,2
Количество  перевезенных пассажиров, Q 112
Выполненная транспортная работа, Р, пасс-км 427,9
Максимально возможная транспортная работа (предоставленные  место-км), Рпред, пасс-км 3240
 

    Определим время рейса (tр) в прямом направлении. 

tр = tс + tко, мин                                              (2.1)

tр = 61+5=66 мин 

    Средняя длина поездки одного пассажира  будет определяться как: 

lср = , км                                                  (2.2)

lср =427,9/112=3,8 км

    Коэффициент наполнения салона по всему рейсу: 

γд=                                                   (2.3)

    γд = 427,9/3240 = 0,13 

    Скорость сообщения характеризуется отношением:      

    Vc = ; км/ч                                           (2.4)

    Vc = 16,2*60/61 = 15,9 км/ч 

    Часовая производительность автобуса определяется как:   

     = , пасс/ч                                        (2.5)

    

= 112*60/66 = 101,8 пасс/ч 

Таблица 2.2

Эксплуатационные  показатели маршрута №23

Показатель Значение 
Время рейса, tр, мин 66
Коэффициент наполнения, γд 0,13
Скорость  сообщения, Vc, км/ч 15,9
Средняя длина поездки, lср, км 3,8
Часовая производительность, WQ, пасс/ч 101,8
 

    Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что стабильное функционирование в межпиковый период автобусного маршрута №23 может полностью удовлетворять потребности жителей микрорайона «Сельма», т.е. оказывать качественную транспортную услугу.

    ГЛАВА 3.  СТРАТЕГИЯ УКОРОЧЕННЫХ МАРШРУТОВ

    Одной из главных проблем, требующих первоочередного решения для оптимизации городских пассажирских перевозок, является определение конфигурации маршрутной сети, выбор типа транспортных средств и частоты их движения на маршруте. Причем эффективность функционирования городского пассажирского транспорта может быть существенно повышена за счет использования стратегии маршрутизации и планирования, учитывающей динамику изменения спроса. Данная стратегия предусматривает прежде всего обслуживание по укороченным маршрутам и зональным системам. [8]

    3.1 ПОНЯТИЕ УКОРОЧЕННОГО МАРШРУТА

    3.1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ МАРШРУТОВ

    Маршрут – это регламентированный путь следования подвижного состава при выполнении перевозок. По характеру маршрут может быть:

    - маятниковым – такой маршрут, при котором путь следования подвижного состава в прямом и обратном направлениях проходит по одной и той же трассе.

    - кольцевым – путь следования составляет замкнутый контур.

    При выполнении городских перевозок понятие маршрута соответствует участку улиц или дорог, по которому осуществляется регулярное движение от начальной до конечной остановок.

    Маршруты  в зависимости от их расположения на территории обслуживаемого района разделяются на: диаметральные (1), соединяющие периферийные районы города и проходящие через центр; радиальные (2), соединяющие периферийные районы города с центральной его частью; полу диаметральные (3), проходящие через центр и городские районы, но не диаметрально расположенные; кольцевые (6); тангенциальные (5), соединяющие отдельные периферийные районы и не проходящие через центр; вылетные (4), выходящие за пределы обслуживаемого района, но по характеру соответствующие основным маршрутам городской транспортной сети (рисунок 3.1). [2]  

Рис. 3.1 Виды маршрутов в зависимости от территориального расположения 

    По  условиям использования остановочных пунктов маршруты бывают:

    - обычные, на которых остановка производится на всех промежуточных пунктах в обязательном порядке;

    - укороченные, организуются лишь на определенной части обычного маршрута, где имеется наиболее интенсивный пассажиропоток;

    - экспрессные, предполагающие движение автобусов прямым сообщением без промежуточных остановок в пути;

    - скоростные (полуэкспрессные), предполагают остановку транспортного средства лишь на некоторых промежуточных остановочных пунктах. [3]

    В соответствии с выбранной стратегией оптимизации городских пассажирских перевозок, в качестве способа решения  транспортной  проблемы микрорайона  «Сельма», будет рассмотрен вариант создания временного маятникового радиального укороченного автобусного маршрута на базе постоянного диаметрального маршрута №23.

    3.1.2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ

    Стратегия укороченных маршрутов базируется на использовании системы двух вариантов обслуживания, когда укороченный маршрут полностью перекрывается более длинным полным маршрутом. При этом укороченный маршрут охватывает наиболее загруженную часть коридора.

    Применение  стратегии укороченных маршрутов  позволяет скорректировать распределение  подвижного состава по маршрутам  путем уменьшения числа требуемых транспортных средств. Эффективность работы увеличивается за счет повышения коэффициента наполнения и снижения постоянных и эксплуатационных расходов. При этом увеличивается время ожидания для пассажиров, обслуживаемых только полным маршрутом, в то время как уровень обслуживания остальных пассажиров не изменяется. Использование транспортных средств различной вместимости вместо фиксированного размера парка обеспечивает дополнительные преимущества.

    Стремление  к повышению эффективности работы городского пассажирского транспорта за счет достижения определенной провозной возможности направления при минимальных затратах оператора привело к увеличению размера автобуса и, главным образом, к существенному сокращению доли затрат на персонал в эксплуатационных расходах. Такой подход не учитывает интересы пассажиров, для которых более выгодно использование меньших автобусов, которые в состоянии обеспечить ту же самую провозную способность маршрута при меньших интервалах движения. Кроме того, использование меньших автобусов позволяет достичь более высоких значений средней эксплуатационной скорости, что выгодно как пассажирам, так и операторам.

    Для оптимального решения данной задачи необходимо либо максимизировать сетевую  эффективность, т.е. разность между  преимуществами пассажиров и затратами оператора, не покрываемыми тарифами (эластичный спрос), либо минимизировать общие (пользователей и оператора) затраты (постоянный спрос). Данный подход позволяет осуществить это на практике, так как в нем рассматривается такая модель оптимизации, в которой конечные остановочные пункты, частота и вместимость автобуса для укороченного маршрута, а также средний тариф (в случае эластичного спроса) являются переменными параметрами.[8]

    Один  из основных элементов, обеспечивающих успех данной стратегии - это координация графиков движения транспортных средств. Частота движения для укороченного маршрута принимается кратной частоте полного маршрута, а коэффициент координации графиков и относительное смещение являются переменными параметрами. Моделирование поведения пассажиров позволяет проследить динамику изменения пассажиропотоков на полном и укороченном маршрутах и получить значения среднего времени ожидания для обоих случаев. Частота движения и, в случае регулярного движения автобусов, коэффициент координации графиков и относительное смещение изменяются в зависимости от периода работы; таким образом, укороченный маршрут используется только в течение определенных промежутков времени.

    1. РАЗРАБОТКА УКОРОЧЕННОГО МАРШРУТА

    3.2.1 ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ МАРШРУТА

    Выбор любого вида маршрута (городского, пригородного, междугородного, местного) проводится с соблюдением следующих требований: трассы автобусных маршрутов должны проходить через пассажирообразующие и пассажиропоглощающие пункты по кратчайшим расстояниям; они должны обеспечивать минимальные затраты времени на поездку пассажиров, а также возможность и удобство пересадки на другие виды транспорта; протяженность маршрутов устанавливается в зависимости от величины пассажиропотоков и рентабельности перевозок. Необходимо помнить, что маршруты большой протяженности обеспечивают беспересадочное сообщение между периферийными районами населенного пункта и высокую эксплуатационную скорость, а короткие маршруты - более равномерную загрузку автобусов на протяжении всего маршрута и более регулярное движение.

    Открытию  автобусных маршрутов предшествует большая подготовительная работа, которая должна включать в себя: выявление возможного пассажирооборота; выбор трассы маршрута; обследование дорожных условий; определение мест расположения остановочных пунктов; разработку технико-экономических обоснований целесообразности открытия маршрута; составление паспорта автобусного маршрута.

    Новые маршруты могут быть организованы, если состояние дорог и их обустройство соответствуют требованиям безопасности движения. Проезжая часть улиц и дорог должна иметь ширину, обеспечивающую безопасный разъезд автобусов со встречными транспортными средствами без снижения скорости. Пропускная возможность искусственных сооружений должна соответствовать массе и габаритам автобусов.

    После выбора трассы маршрута определяют место  расположения остановочных пунктов с учетом наличия достаточного пассажирообмена, пешеходной доступности их, безопасного размещения и обеспечения минимального общего времени, затрачиваемого пассажиром при пользовании транспортом (время подхода, ожидания, следования в автобусе и передвижения от конечного пункта). [2]

    Одно  из преимуществ открытия именно укороченного маршрута – отсутствие необходимости  столь тщательной предварительной работы. Часть данных «заимствуется» у полного маршрута, например, информация о состоянии дорожного покрытия, улиц, заранее разработано оптимальное расположение остановочных пунктов по всей длине маршрута, составлена таблица расстояний между ними.

Информация о работе Проблемы пассажирского автобусного транспорта микрорайона «Сельма». Применение стратегии укороченных маршрутов