Проблемы пассажирского автобусного транспорта микрорайона «Сельма». Применение стратегии укороченных маршрутов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ автобусного маршрута №23 и разработка способа повышения эффективности функционирования пассажирского транспорта с целью обеспечения наиболее полного, своевременного и качественного обслуживания жителей микрорайона «Сельма» города Калининграда.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- выявить недостатки в транспортном обслуживании определенной группы населения;
- изучить регулярный городской автобусный маршрут;
- рассмотреть создание укороченного маршрута как способ решения проблемы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБСЛУЖИВАНИЕ МИКРОРАЙОНА «СЕЛЬМА» АВТОБУСНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 5
1.1 ПАССАЖИРСКИЕ АВТОБУСНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ 5
1.2 ТРАНСПОРТНАЯ СИТУАЦИЯ МИКРОРАЙОНА «СЕЛЬМА» 6
1.2.1 ОПИСАНИЕ МИКРОРАЙОНА 6
1.2.2 ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИКРОРАЙОНА 7
1.2.3 КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АВТОБУСНОГО МАРШРУТА №23 12
2.1 ПАССАЖИРОПОТОКИ И МЕТОДЫ ИХ ОБСЛЕДОВАНИЯ 12
2.1.1 ПОНЯТИЕ ПАССАЖИРОПОТОКА 12
2.1.2 ВЫБОР МЕТОДА ИЗУЧЕНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКА 13
2.2 ОБСЛЕДОВАНИЕ МАРШРУТА 16
2.2.1 ИЗУЧЕНИЕ ПАССАЖИРОПОТОКОВ 17
2.2.2 ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МАРШРУТА 20
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ УКОРОЧЕННЫХ МАРШРУТОВ 22
3.1 ПОНЯТИЕ УКОРОЧЕННОГО МАРШРУТА 22
3.1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ МАРШРУТОВ 22
3.1.2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ 23
3.2 РАЗРАБОТКА УКОРОЧЕННОГО МАРШРУТА 25
3.2.1 ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ МАРШРУТА 25
3.2.1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ УКОРОЧЕННОГО МАРШРУТА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

    Очевидно, что чем больше плотность транспортной сети (меньше значение tпод и tот), интенсивнее движение транспорта (меньше tож) и выше скорость доставки при соблюдении безопасности движения (меньше tп), тем быстрее будет совершенно передвижение.[3]

    Вышеупомянутые  проблемы транспортного обеспечения  микрорайона «Сельма» взаимосвязаны между собой и в то же время обуславливают снижение качества обслуживания населения. Вследствие затрудненного движения по основным связующим улицам – Горького и Нарвская, - снижается техническая скорость транспортных средств и, следовательно, скорость сообщения, нарушается соответствие заявленного расписания движения реальному времени прибытия автобусов на остановочные пункты. Это явление особо характерно для маршрута №23, следующего по обеим указанным улицам. Интервалы движения увеличиваются, соответственно, увеличивается и время ожидания автобусов пассажирами.

    В конечном итоге это приводит к  любопытному явлению, называемому «эффект «Выхино», с которым жители спальных районов постоянно встречаются сегодня и с которым продолжат встречаться и впредь. Суть его заключается в том, что на одной остановке — чаще всего конечной —автобус, троллейбус или маршрутка наполняются людьми настолько, что на следующей остановке уже невозможно провести посадку. В результате без транспорта остаются значительные отрезки маршрута.

    Термин  возник из-за перегруженности станции московского метрополитена, являющейся крупным пересадочным узлом (рядом располагаются железнодорожная станция и автовокзал) — к станции стекаются пассажиры из близлежащих районов Москвы и Подмосковья. Таким образом, одна станция блокирует работу части ветки в одном направлении, на других станциях тоже начинаются скопления пассажиров и давка.[5] 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АВТОБУСНОГО МАРШРУТА №23

    Автобусный  маршрут № 23 – основное связующее  звено между микрорайоном «Сельма» и центральной частью города. Для жителей «Сельмы» его использование является единственным способом добраться, например, до гостиницы «Калининград», не выполняя пересадку, т.к. следование по Ленинскому проспекту не дублируется ни одним другим транспортом. В то время, как обслуживание микрорайона по остальным автобусным маршрутам дополнительно поддерживается сходными маршрутными такси №82 и №80 (аналоги маршрутов №38 и №45 соответственно).

    2.1 пассажиропотоки и методы их обследования

    2.1.1 ПОНЯТИЕ ПАССАЖИРОПОТОКА

    Основой для разработки мероприятий по совершенствованию  процесса транспортного обслуживания населения является информация об особенностях формирования общей и транспортной  подвижности населения, о величине и направлениях пассажиропотоков, их изменения в пространстве и времени.

          Пассажиропотоком  называется количество пассажиров, которое  фактически перевозится в данный момент времени на каждом перегоне автобусного маршрута или в целом на автобусной сети всех маршрутов в одном направлении в единицу времени.

    Пассажиропотоки характеризуются:

  1. Мощностью, т.е. количеством пассажиров, проезжающих в определенное время через конкретное сечение маршрута или всей транспортной сети населенного пункта в одном направлении. Только имея данные о размере, направлении и распределении по территории пассажиропотоков можно выбрать: трассу маршрутов, подобрать вид транспорта и тип подвижного состава, а также определить число транспортных средств.
  2. Напряженностью по отдельным участкам маршрута или в целом по его длине, а также количеством перевезенных пассажиров по каждому участку маршрута в единицу времени, в прямом и обратном направлениях движения автобусов.
  3. Объемом перевозок (Q), т.е. количеством перевезенных пассажиров в целом по маршруту или маршрутной сети в единицу времени в прямом и обратном направлениях.[6]

    Характерной особенностью пассажиропотоков является их неравномерность. Они изменяются по времени (часам, сутки, днём недели, периодом года и т. д.), по участкам маршрута (перегонам) и направлениям маршрута.

    2.1.2 ВЫБОР МЕТОДА ИЗУЧЕНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКА

    При проведении исследований пассажиропотоков используют различные методы, их можно классифицировать по ряду признаков.

    1. По длительности охватываемого периода:

    - систематические обследования, проводящиеся ежедневно в течение всего периода движения транспортных средств по маршруту, как правило, работниками службы эксплуатации пассажирских транспортных предприятий.

    - разовые обследования - кратковременные обследования, проводимые в рамках разработанной программы, определяемой поставленными целями: открытие или закрытие маршрута, определение вместимости и потребного количества подвижного состава и др.

    1. По ширине охвата транспортной сети:

    - сплошные обследования, проводящиеся одновременно по всей транспортной сети обслуживаемого района. Они требуют привлечения большого числа работников (учетчиков). По результатам сплошных обследований решаются глобальные вопросы: эффективность функционирования транспортной сети, направления ее развития, координация работы различных видов транспорта, изменение схемы маршрутов, выбор видов транспорта в соответствии с мощностью пассажирских потоков и др.

    - выборочные обследования проводятся по отдельным районам маршрутной сети, конфликтным точкам или некоторым маршрутам с целью решения локальных, частных, более узких и конкретных задач.[2]

    3. По способу проведения:

    - анкетный метод, как правило, охватывающий всю маршрутную сеть обслуживаемого района и позволяющий выявить пассажиропотоки по всем видам транспорта. Этот метод предусматривает получение необходимых сведений с помощью предварительно разработанных специальных опросных анкет. Анкетирование проводится в местах массового скопления населения. Наибольший эффект анкетное обследование дает при опросе по месту работы населения: на основных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктах обслуживаемого района. Сложность данного метода обследования заключается в обработке анкет.

    - отчетно-статистический метод обследования, который опирается на данные билетно-учетных листов и количество проданных билетов. С использованием отчетных данных можно определить объемы перевозок по отдельным маршрутам, установить распределение пассажиропотоков по часам суток, дням недели и пр. Но данный метод не позволяет оценить распределение пассажиропотока по участкам маршрута, то есть установить максимальную загруженность подвижного состава на маршруте.

    - натурные обследования, предполагающие получение информации о фактических передвижениях пассажиром путем непосредственного взаимодействия с ними. Натурные обследования могут быть талонными; табличными; визуальными; силуэтными; опросными.

    Талонный  метод обследования пассажиропотоков позволяет установить информацию о мощности пассажиропотока по длине маршрута и времени суток, о пассажирообмене остановочных пунктов, наполнении подвижного состава и т.д. Для проведения обследования в салоне каждого транспортного средства (возле дверей) располагаются учетчики. В процессе обследования учетчики на каждой остановке маршрута выдают всем входящим в салон транспортного средства пассажирам талоны, предварительно отметив номер остановки, на которой вошел пассажир. При выходе из транспортного средства пассажиры сдают талоны, а учетчики отмечают номер остановки, на которой пассажир вышел.

    Табличный метод обследования проводится учетчиками, которые также располагаются внутри транспортного средства возле каждой двери. Учетчики снабжаются таблицами обследования, в которых указывается общая информация о транспортном средстве, номер рейса, время отправления, остановочные пункты маршрута для каждого направления. По каждому остановочному пункту рейса учетчики заносят в соответствующие графы число вошедших и вышедших пассажиров, а затем подсчитывают наполнение на участках между остановочными пунктами маршрута.

    Визуальный (глазомерный) метод обследования применяется  для сбора данных на остановочных пунктах со значительным пассажирообменом. Учетчики визуально определяют наполнение транспортного средства по условной бальной системе (от 1 до 5 баллов), и эти сведения заносят в таблицы. При помощи данного метода могут быть получены данные о наполняемости подвижного состава по участкам маршрута, но он не позволяет установить реальный объем перевезенных пассажиров по маршруту в целом и характере корреспонденций.

    Силуэтный метод аналогичен визуальному методу. Только вместо балльной оценки наполнения транспортных средств применяется набор силуэтов по типам подвижного состава. Учетчики подбирают номер силуэта, совпадающий с наполнением транспорта, и отмечают его в таблице. Каждому силуэту соответствует определенное число пассажиров.

    Опросный  метод обследования пассажиропотоков предлагает использование учетчиков, которые, находясь в салоне пассажирского транспорта, спрашивают входящих пассажиров о пункте выхода, пересадках, цели поездки и фиксируют эту информацию.

    Исходя  из приведенных классификаций, для  изучения пассажиропотоков на маршруте №23 будет использовано разовое выборочное обследование табличным методом, что обеспечит сбор необходимых данных при оптимальной затрате усилий.

    2.2 ОБСлЕДОВАНИЕ маршрута

    Автобусный  маршрут №23 был открыт 07 мая 2010 года, является всесезонным (круглогодичным). Общая протяженность маршрута, согласно показаниям счетчика спидометра, составила 32,4 км. [7] 

Рис.1.2 Схема  маршрута №23 с указанием линейных сооружений

    2.2.1 ИЗУЧЕНИЕ ПАССАЖИРОПОТОКОВ

    Перед обследованием пассажиропотоков маршрута №23 были проведены подготовительные работы:

    - выбран метод обследования;

    - определено время обследования маршрута (время прибытия на конечную остановку ГУР «Сельма» – 14:00, время посадки в автобус – 14:10);

    - заготовлены в соответствии с принятым методом таблицы обследования.

    В обследовании был задействован автобус марки Setra, государственный номер – АМ 145 / 39. Количество мест для сидения – 53. Максимальная вместимость – 100 человек. Расстояние между остановочными пунктами определены на основании «Паспорта маршрута».

    Результаты  хронометражных наблюдений распределения пассажиропотока по длине маршрута приведены в таблице 2.1. 

Таблица 2.1

Распределение пассажиропотока в направлении следования

ГУР «Сельма» - ул. О.Кошевого

Остано-

вочный

пункт

Длина

перего-на, l, км

Кол-во

пасса-жиров

вошло

Кол-во

пасса-жиров

вышло

Кол-во

пассажи-ров на пе-регоне, q

Кол-во

пассажи-ро-км,

qi * li

Предос-тавлено

место-км

Коэф-т

напол-

нения,

γн

1 - 5 - - - - -
2 0,7 2 0 5 3,5 70 0,05
3 1,2 11 0 7 8,4 120 0,07
4 0,2 4 0 18 3,6 20 0,18
5 0,4 6 1 22 8,8 40 0,22
6 0,6 7 1 27 16,2 60 0,27
               
Продолжение таблицы 2.1
7 0,3 0 0 33 9,9 30 0,33
8 0,5 3 0 33 16,5 50 0,33
9 0,2 8 1 36 7,2 20 0,36
10 0,5 10 4 43 21,5 50 0,43
11 0,7 3 7 49 34,3 70 0,49
12 0,2 4 9 45 9 20 0,45
13 0,2 2 1 40 8 20 0,40
14 0,7 8 13 41 28,7 70 0,41
15 0,6 6 11 36 21,6 60 0,36
16 1,1 4 1 31 34,1 110 0,31
17 0,4 3 8 34 13,6 40 0,34
18 0,7 13 8 29 20,3 70 0,29
19 0,7 3 1 34 23,8 70 0,34
20 0,4 2 3 36 14,4 40 0,36
21 0,4 3 7 35 14 40 0,35
22 0,5 1 2 31 15,5 50 0,31
23 0,4 2 4 30 12 40 0,30
24 1,0 1 2 28 28 100 0,28
25 0,8 1 5 27 21,6 80 0,27
26 0,9 0 6 23 20,7 90 0,23
27 0,3 0 8 17 5,1 30 0,17
28 0,2 0 3 9 1,8 20 0,09
29 0,3 0 1 6 1,8 30 0,06
30 0,5 0 2 5 2,5 50 0,05
31 0,5 - 3 3 1,5 50 0,03
Итого 16,2 112 112 - 427,9 3240 -

Информация о работе Проблемы пассажирского автобусного транспорта микрорайона «Сельма». Применение стратегии укороченных маршрутов